Скульптор Борис Чак рассказал, как он работал над созданием барельефа выдающегося запорожца Петра Ваната
«Индустриалка» уже писала, что в прошлую пятницу в Запорожье открыли мемориальную доску Петру Михайловичу Ванату.
Два года назад он ушел из жизни — народный депутат Украины, президент областного союза промышленников и предпринимателей (работодателей) «Потенциал», Почетный гражданин Запорожья. Петр Михайлович Ванат оставил после себя память на долгие годы и хорошие дела.
О том, как создавался барельеф для мемориальной доски, «Индустриалка» тогда же, на её открытии, расспросила скульптора Бориса Чака, члена Национального союза художников Украины.
Какова была творческая задумка данной работы? И вообще, насколько легко и просто было над ней работать или, наоборот, сложно?
— Когда ко мне обратился сын Петра Михайловича — Максим, я вообще не знал, кто такой Ванат. Ну, так получилось, — рассказывает Борис Чак. — Начал разговаривать с людьми. Прежде чем сказать «да», мне нужно было узнать, кто это, что за человек. Это всегда так бывает, когда делается портрет. Это ведь не просто портрет, а портрет человека плюс общественного деятеля. Пообщался с людьми. Узнал характер его. Пообщался с Максимом, сыном. Он много рассказал. Мне стало интересно.
Изначально была тема — сделать ну, обычный, стандартный, скажем так, официоз. Но поскольку мемориальная доска должна быть размещена на доме, где он жил, захотелось сделать — человека. То есть не партийного деятеля, не общественного. А именно — человека. Поэтому я тогда, посмотрев фотографии, увидел его, Петра Михайловича Ваната, по-своему. То есть он очень расслабленный, свободный. С одной стороны, он как бы волевой человек — принимающий решения. Но с другой — обычный, живущий рядом с другими людьми. Мне хотелось сделать барельеф, в котором показать — именно человека.
И я, посмотрев и изучив фотографии, пришел к решению, что надо как-то отойти «от стандарта». Было выбрано такое решение — как он там, на мемориальной доске, с рукой, спокойно, в расслабленном состоянии.
Сложности какие? Ну, сложности, как всегда… — я же человека лично не знал. Это не то, что лепить живого человека. А по фотографиям. Если делать фотосессию любого человека, у него на разных фото будет разное состояние. И нужно найти, поймать — именно взгляд, состояние, какие-то нюансы. Но, в конце концов, что-то у меня получилось. Что-то поймалось. Именно характер. Люди, которые его знали и приезжали увидеть саму «глину», которая лепилась, они его признавали. И говорили, что по характеру — похож.
— Как долго вы барельеф делали?
— В общей сложности прошло почти полтора месяца. Портрет есть портрет. Это очень сложно. Это не просто что-то там абстрактное — что хочу, то и делаю. Или что получится. Тут нужно передать не только, скажем, геометрию физическую. Тупо — как компьютер. Тут же и психологически нужно передать портретное сходство. Возможно, где-то не то веко, не тот зрачок. Но важно передать именно взгляд. Взгляд, состояние человека — вот это!
Вообще момент творчества сложный. Может работа стоять открытой целый день, и ты ходишь вокруг неё. Но… не прикасаешья. Ходишь. И — хоп! Увидел что-то. Раз! — маленький, на четверть миллиметра, — какой-то штришок подвинул. Хоп! — сразу же поймал. Где-то точку поставил. И потом ещё два дня ходишь — там нужно чуть-чуть подтенить, там высветлить надо. Чтобы передать взгляд, характер. Но зато потом, когда работа, а вместе с ней и «муки творчества», закончены, испытываешь необычайное облегчение и удовлетворение. Тем более, что отзывы зрителей, знавших твоего теперь героя, были положительные. Они его признали. Значит, ты угадал, в своем творчестве — попал в точку.
Фото: Дмитрий Шилин
Читайте также: В Запорожье открыли мемориальную доску выдающемуся запорожцу
Источник: http://iz.com.ua/zaporoje/zaporozhskiy-skulptor-rasskazal-o-rabote-nad-barelefom-vyidayushhegosya-zemlyaka
Мы в Telegram, наш Telegram bot — @zpua_bot, Мы в Viber, Мы на Facebook