За последние несколько лет полетная программа из Запорожского международного аэропорта значительно расширилась. Сегодня пассажиры могут быстро попасть не только в Египет и Турцию, но и некоторые города Италии, Дании, Британии, Польши и многие другие. Но, увы, не все пользуются этой возможностью. В некоторых случаях запорожцев удерживает от путешествия банальный страх полетов…
«Заноза» разбиралась, как запорожцы преодолевают одну из самых распространенных фобий.
150 грамм коньяка перед полетом практикую постоянно
Уроженец Запорожья Юрий рассказывает, что в детстве совершенно не боялся летать, тревога появилась вместе со взрослением:
«История моего страха полетов такова. Первый раз я летел на самолете в 10 лет. Совершенно не боялся, даже ждал этого, не спал всю ночь, и был поражен розовыми утренними облаками внизу. Расстроился, когда приземлились – праздник закончился. Потом – перерыв в 30 лет. Летел в Минск. Меня охватила паника. Хотелось выбежать из самолета, удержало только то, что никто рядом не проявлял беспокойства. С тех пор 150 коньяка перед взлетом практикую постоянно. Раз 10 этот ритуал был обязательным, но вот недавно обошёлся без него — быстрый транзит не дал возможности забежать в Дьюти-фри. И ничего, прокатило и так».
Чтобы бороться со страхами, мужчина изучает статистику:
«Страх исчезает с количеством взлетов-посадок. Читаю статистику периодически – количество авиакатастроф мизерно по отношению к авариям на дорогах. Смотрю на радостных беспечных людей, что летят в соседних креслах. Конечно, это мало помогает, если попал в зону турбулентности и самолет машет крыльями как чайка – но … хочешь жить вечно? – пел известный британский певец персидского происхождения… если твоя карма погибнуть в авиакатастрофе – не самая мучительная и медленная смерть. Но выбирать лучше самолеты побольше и поновее все.
Настраиваю себя, что миллионы людей летают каждый день
27-летняя Виктория испытывает страх передвижений по воздуху, так сказать, в теории, потому что на практике ей никогда не приходилось летать на самолете. В этом году в жизни девушки планируется первое путешествие с авиаперелетом. Виктория решила исполнить свою главную трип-мечту – посетить Италию. Правда, перед этим ей все-таки предстоит пересилить свою боязнь и воспользоваться самым быстрым общественным транспортом в мире:
«Настраиваю себя на то, что миллионы людей летают каждый день. Главное, что мотивирует преодолеть опасения, это то, что я могу так и не увидеть мир, зато кормить свой страх. А могу его пересилить и реализовать свои мечты. Ситуацию усложняет наличие у меня склонности к панике, но я с ней борюсь, стараюсь жить в максимальном психологическом комфорте и с заботой о себе».
Я так и не избавилась от внутреннего волнения
Наталья совершила за жизнь уже 16 перелетов, но так и не избавилась от внутреннего волнения. «Заноза» встретила путешественницу после возвращения из Таиланда. Девушка вместе с супругом провела в жаркой стране всю зиму.
«Я думаю, что меня пугает безвыходность ситуации и неспособность на нее повлиять, – рассуждает Наталья. –Ведь если ты попадешь в автокатастрофу – есть все шансы выжить, а в авиакатастрофе – минимальные. Плюс меня завораживают самолеты – до сих пор сложно поверить, что люди могут летать, ведь это не наша прерогатива».
Наталья много читает статей об авиакатастрофах, поэтому знает, что они случаются крайне редко:
«Самолеты – это самый безопасный вид транспорта и это меня немного успокаивает, — резюмирует Наталья свое маленькое исследование. –Еще успокаивает возможность держать мужа за руку, хоть он и посмеивается надо мной. Но о сне или ходьбе по борту самолета и речи быть не может. Я сижу пристегнутая даже на коротких перелетах до посадки», – смеется собеседница
Не выдерживаю и задаю ей вопрос «в лоб»: «Отменяла ли ты когда-нибудь поездку из-за своего страха?»
Наталья отвечает, не задумываясь: «Нет, никогда! Я же сильная!».
Оказалось, что мы экстренно садимся посреди пустыни
А вот путешественница со стажем Кристина, излечилась от фобии, лишь посмотрев в глаза настоящей опасности. Самолет, в котором летела уроженка Запорожья, был вынужден совершить экстренную посадку в пустыне. О причинах незапланированных действиях, пассажирам до последнего момента не говорили. В голове мелькало множество различных идей. Среди них были и самые страшные:
«Я летела из Сан-Франциско в Киев. У меня был рейс Сан-Франциско –Денвер, потом Денвер-Мюнхен, а после — Мюнхен-Киев. До Денвера лететь всего пару часов, но рейс сильно задерживали и сначала не говорили причину… Потом на борту сообщили, что у самолета были проблемы с двигателем, и мы ждали, пока его починят. В итоге с задержкой в 1,5 часа мы вылетели в первый рейс, и где-то через 30 минут полёта пилот объявил, что нам придётся аварийно садиться в Лас-Вегасе… Так как все помнили проблему с двигателем, то прилично испугались. Официальную причину посадки никто не оглашал, а через минут 10 пилот объявил, что до Лас-Вегаса не долетим, будем садиться раньше. Под нами было что-то очень похожее на пустыню Невады» – девушка помнит тот день очень ярко.
По ее словам, дул сильный ветер, самолет трясло и кидало в разные стороны:
«Иногда самолет сдувало прям в скалы. Все пассажиры страшно испугались. Люди даже плакали. Оказалось, что мы садимся на военный аэродром посреди пустыни.
Когда мы уже подлетали к полосе, самолет из-за сильного ветра не попал на полосу одним шасси. Когда же посадка, наконец-то завершилась, мы узнали, что одному из пассажиров на борту стало очень плохо. он умирал. Это и стало причиной экстренной посадки, а совсем не двигатель. Несчастного сразу забрала «скорая», а нас вывели в здание маленького аэропорта, в котором кроме нас и персонала никого не было. Работник аэропорта в личной беседе со мной доверительно сообщил, что в такую погоду самолеты обычно здесь не принимают.
Читайте также: Запорожанка о зимовке в Египте: «Берите с собой пуховую жилетку и гидрокостюм»
Через 40 минут всех пассажиров пригласили назад на борт для продолжения полета в Денвер. Никто явно не хотел этого делать, коленки все еще дрожали от страха. Когда мы сели в самолет, пилот сказал всем пристегнуться и «не обосраться», ибо взлетать будем так же, как садились. Взлетать, действительно, было так же страшно, самолет кидало на ветру.
Обслуживания салона не было всю дорогу, экипаж сидел пристегнутый, как и пассажиры. Когда, наконец-то, часов 6-7 спустя, мы добрались в Денвер, все пассажиры опоздали на свои следующие рейсы. Кому-то смогли найти замену сразу, а меня поселили в «Hilton» и отправили на следующий день подобным рейсом домой. У меня с собой не было никаких вещей, чемодан «ночевал» в аэропорту. Это помогло мне увидеть всю прелесть американской глубинки. Я даже поужинала в придорожном кафе с танцующими официантками в ковбойских шляпах, как в фильмах показывают. После этого я почти перестала бояться летать».
Для боязни летать не нужна конкретная причина
Специалисты не устают повторять, что боязнь полетов – это не часть инстинкта самосохранения, иногда для страха даже не нужна конкретная причина.
Как отмечает практикующий врач-психотерапевт Антон Карцев, страх полетов можно классифицировать на две большие группы. В первую попадают люди с простой фобией, которые не боятся находиться внутри самолета, а опасаются в основном крушений, катастроф, аварийных ситуаций, из-за этого они могут даже отменить полет.
Во вторую группу входят «пленники» агорафобии – боязни ситуаций из которых cложный выход (к примеру, прогулок в толпе, поездок в лифте, покупок в супермаркете в прайм-тайм, самолетов и др.)
Ведь как не крути, в воздухе мы все временно становимся заключенными в замкнутом пространстве. Эта категория людей не боится самого крушения. Они опасаются смерти, инсульта, инфаркта, остановки сердца, потери контроля или сознания, сумасшествия, удушья и т.д.
В основном агорафобия сопровождается паническими атаками – сильным приступом страха, который сопровождается рядом реакций в виде удушья, нехватки воздуха и т.д.
По современным стандартам и рекомендациям психологов, этим двум категориям людей показана когнитивно-поведенческая терапия:
«С одной стороны, в “лобной коре” – части нашего головного мозга, кроются вполне очерченные и конкретные мысли, которые сообщают информацию устрашающего характера. Например, мы можем думать следующим образом : “А вдруг во время полета мне станет плохо и у меня остановится сердце?” или “А что, если во время полета я потеряю контроль или сойду с ума?” или “ Самолет неизбежно упадет!
К счастью, кора мозга “понимает” язык логики, и такие не совсем реалистичные мысли следует откорректировать и прийти к более трезвым, объективным и логичным установкам.
С другой стороны, часть страха прячется у нас в миндалевидном теле в головном мозге, который отвечает за возникновение этого сильного чувства. Это словно «антивирус» в нашей голове, где хранятся «файлы». В них содержится информация о возможных серьезных угрозах для нашего организма. Миндалевидное тело реагирует по принципу ассоциации. Если текущая ситуация похожа на какой-нибудь из “файлов” в миндалевидном теле, то она вызывает страх и побуждает к бегству (основная возможность справиться с угрозой). Поэтому мы должны «перепрограммировать» информацию, которая содержится в миндале.
По словам психотерапевта, когда речь идет о простых фобиях и агорафобии, то “файлы”, в связи с которыми возникает чувство страха, “записаны” в миндалину ошибочно:
«Считайте, что в «антивирус» были внесены не совсем корректные данные, и теперь программа реагирует на те «сайты», которые не являются опасными. Тем не менее, «антивирус» продолжает вызывает панику и страх.
Читайте также: О еде и жизни на экзотическом острове: какие Telegram-каналы ведут запорожцы
Поэтому мы должны дать миндалевидному телу альтернативный опыт, показать, что ничего страшного не происходит. Наша задача – адаптировать его к объекту опасности. Это возможно осуществить с помощью специальной техники – экспозиции. В классике, конечно, человеку со страхом полета нужно как можно чаще…летать, желательно, несколько раз в неделю, но, я понимаю, что мало кто имеет такие финансовые возможности. В этом случае может помочь воображение».
Специалист считает, что человек должен расслабиться и представить себе, как он летит в самолете и с ним случаются все те ужасные вещи, которые он себе нафантазировал:
«Двигатель заглох… Земля близко… Он касается земли, а затем погибает… Важно представить всю картину в деталях. Повторять визуализацию следует неоднократно, пока уровень тревоги при ее просмотре не снизится. Это чувство должно стать таким, что его можно спокойно выдержать. Где-то на 4-5 баллов из 10. Если человек научится справляться со своими чувствами, то сможет в дальнейшем спокойно летать на самолетах. Это просто алгоритм».
Полина Положенцева
P.S. Если вам уже удалось избавиться от страха полета или у вас его никогда не было, звоните для подбора авиатура автору материла 066-830-81-87 и подписывайтесь на Телеграм-канал «Путешествие с подсказкой»: http://t.me/kerrytour.
Если вы нашли ошибку – выделите текст и нажмите сочетание клавиш Shift + Enter или кликните сюда. Спасибо!
comments powered by HyperComments
Другие новости
Источник: https://zanoza-news.com/?p=141462
Мы в Telegram, наш Telegram bot — @zpua_bot, Мы в Viber, Мы на Facebook