Почему не состоялся самый амбициозный украинский культурный проект на Венецианской биеннале

Почему украинский самолет «Мрія» не пролетел над Венецианской биеннале

На презентации официального Национального павильона Украины на Венецианской биеннале должен был пролететь один из крупнейших  в мире самолетов Ан-225 «Мрія». Это планировалось  в рамках проекта «Падаюча тінь «Мрії» на сади Джардіні» художественного коллектива » Открытая группа». Этот полет называли самым амбициозным украинским культурным проектом. Государство выделило на него 6,5 млн грн. Еще около 2,6 млн. грн. кураторы нашли через гранты, спонсоров и партнеров. Но полет так и не произошел.

на Венецианской биеннале

Художники выиграли право представлять Украину на биеннале еще в октябре. И их идея сразу нашла много противников в арт-среде. Скептики говорили, что полет невозможен. Самолету не удастся отбросить тень на безопасной высоте. Это слишком дорого и трудоемко. Предлагали заменить «Открытую группу» кем-то другим. Месяц назад «Авиалинии Антонова» отказались предоставить Ан-225 для биеннале. В конце концов «Мрія»  действительно не улетела. А художники выпустили релиз, в котором намекнули, что так и было задумано.

С чего все начиналось

на Венецианской биеннале

В октябре 2018 года Министерство культуры объявило, что куратором национального павильона на Венецианской биеннале-2019 станет «Открытая группа». Это союз четырех художников — Юрия Билея, Павла Ковача, Антона Варги и Станислава Турины, которые выиграли конкурс Минкульта. По замыслу их проекта «Падаюча тінь «Мрії» на сади Джардіні», крупнейший в мире транспортный самолет Ан-225 должен был пролететь над Венецией и отбросить тень на одну из двух главных площадок биеннале. На борту самолета должен был быть жесткий диск с информацией о всех украинских художников — каждый, кто считает себя таким, мог заполнить заявку на сайте Украинского павильона. (Запорожские художники тоже заполнили анкеты. И вошли в каталог Украинского павильона. — Ред.).

Все время с момента объявления проекта-победителя вокруг это проекта продолжался скандал. Пролетит ли «Мрія» над Венецией, до последнего точно не мог сказать никто. Художников обвиняли в том, что их проект невозможно реализовать. Самолет не сможет отбросить тень на безопасной высоте так, чтобы при этом ее было видно с земли. Это слишком дорого и трудоемко — чтобы полет состоялся, нужно было получить разрешение от мэрии Венеции и управления гражданской авиации Италии, разработать маршрут.

В январе в интернете появилось открытое письмо к министру культуры Евгению Нищуку от группы художников и деятелей искусства. Они просили министра собрать комиссию, которая рассмотрела бы текущее состояние подготовки представления Украины на Венецианской биеннале. Письмо подписали 28 деятелей искусства. Среди них — художник и директор Одесского художественного музея Александр Ройтбурд и галерист Евгений Карась. Они потребовали от Министерства культуры повторно провести конкурс и выбрать другой проект. Минкульт ответил, что оснований для этого нет. А 14 марта президент Петр Порошенко написал пост — о том, что «Мрія» все-таки полетит.

на Венецианской биеннале

Полет оказался мечтой

«Мрія» должна была пролететь над Венецией 9 мая. А ее полет — транслироваться в прямом эфире «Громадського» телевидения. Но этого не произошло. На видео — только небо и сады Джардини. (Как проходила прямая трансляция — смотрите здесь).

В тот же день на сайте «Открытой группы» появился текст о том, что такое «мечта» в контексте биеннале и жизни. Там говорится, что каждый украинский художник мог «отбросить тень на Джардини, просто заполнив анкету».

В тексте написано: «Павільйон став результатом як очевидних, так і таємних дій основних учасників ситуації. Результат складних відносин, конфронтацій і коаліцій буде відображатися як «станція» для передачі міфу — міфу про політ «Мрії» над Джардіні».

«Громадське» написало, что, по замыслу художников, «Мрія» и не должна была лететь, или, как минимум, полет не имел значения. Примерно это написано в новости на сайте Министерства культуры:  «Мрія» не пролетіла над парковою зоною 58-ї виставки сучасного мистецтва у Венеції, але це й було задумкою кураторів, які створили історію про політ, сконструювавши міф».

Почему же не полетел самолет

В разговоре изданием с «theБабель» один из художников «Открытой группы» Павел Ковач сообщил, что это не так. «Мрія» должна была лететь, но помешали внешние обстоятельства.

«В новостях написали, что так и задумано, но так не задумано. Мы вместе с Министерством культуры полгода делали все возможное, чтобы «Мрія» улетела. Но [полет] — только часть проекта. В украинском павильоне на биеннале можно увидеть историю переговоров о полете, и зритель может попытаться разобраться в этом. Хотя мы сами до сих пор не разобрались», — сказал Павел Ковач.

на Венецианской биеннале

Он пояснил, что примерно за месяц до биеннале художники получили письмо от «Авиалиний Антонова», где говорилось, что самолет не сможет отбросить тень и вообще не сможет улететь, потому что находится на технической проверке.

«После этого в «Открытой группе» был тяжелый период. В [каждом из] нас боролись художник и гражданин. Если бы мы сказали всем, что «Мрія» не полетит, нам бы ответили: «Какой ужас! Проекта не будет. Катастрофа.» Наша художественная позиция от этого бы сильно пострадала. Мы до последнего, в агонии пытались что-то сделать, чтобы она полетела», — говорит художник.

Мнения разделились

У искусствоведов нет единого мнения о том, что произошло. Эксперт по современному искусству Катерина Тейлор написала, что ей нравится идея проекта и шум вокруг него, но что имелось в виду в официальном релизе «Открытой группы», она не понимает.

«Выглядит так, как будто ну не получилось. […] Мы как будто все немножко чувствуем себя обманутыми. И, конечно, это тоже может быть задумкой авторов. И тогда браво. Но больше похоже на фейк из-за бюрократии и коррупции», — сообщила Катерина Тейлор.

В комментариях ее поддержал Александр Ройтбурд. Исследовательница современного искусства Елена Червоник, напротив, считает проект «Открытой группы» вполне понятным. Ведь материалом для него стало общество, «или уже — художественная сфера в Украине, со всеми ее связями, ожиданиями, стереотипами». «Здесь нет зрителей, все — участники», — написала Елена Червоник.

на Венецианской биеннале

Сами члены «Открытой группы» считают свой проект успешным, а Украинский павильон — одним из лучших на биеннале. Напомним, что он размещается на второй главной выставочной площадке биеннале — Арсенале.

«Да, некоторые люди говорят: «Нас обманули». Но нас тоже полгода обманывали, и мы пытались как-то это доказать [до конца]. Но в конце концов все есть как есть», — говорит Павел Ковач.

Павильон какой страны признали лучшим, читайте в «Индустриалке» позже.

Автор: Тома Балаева

Читайте также: Имена запорожских художников будут лететь над Венецией.

Источник: theБабель.

Фото со страницы в соцсети Министерства культуры Украины

Источник: http://iz.com.ua/zaporoje/pochemu-ne-sostoyalsya-samyiy-ambitsioznyiy-ukrainskiy-kulturnyiy-proekt-na-venetsianskoy-biennale

Мы в Telegram, наш Telegram bot — @zpua_bot, Мы в Viber, Мы на Facebook

Share this post

нет
scroll to top