Почему украинский самолет «Мрія» не пролетел над Венецианской биеннале
На презентации официального Национального павильона Украины на Венецианской биеннале должен был пролететь один из крупнейших в мире самолетов Ан-225 «Мрія». Это планировалось в рамках проекта «Падаюча тінь «Мрії» на сади Джардіні» художественного коллектива » Открытая группа». Этот полет называли самым амбициозным украинским культурным проектом. Государство выделило на него 6,5 млн грн. Еще около 2,6 млн. грн. кураторы нашли через гранты, спонсоров и партнеров. Но полет так и не произошел.
Художники выиграли право представлять Украину на биеннале еще в октябре. И их идея сразу нашла много противников в арт-среде. Скептики говорили, что полет невозможен. Самолету не удастся отбросить тень на безопасной высоте. Это слишком дорого и трудоемко. Предлагали заменить «Открытую группу» кем-то другим. Месяц назад «Авиалинии Антонова» отказались предоставить Ан-225 для биеннале. В конце концов «Мрія» действительно не улетела. А художники выпустили релиз, в котором намекнули, что так и было задумано.
С чего все начиналось
В октябре 2018 года Министерство культуры объявило, что куратором национального павильона на Венецианской биеннале-2019 станет «Открытая группа». Это союз четырех художников — Юрия Билея, Павла Ковача, Антона Варги и Станислава Турины, которые выиграли конкурс Минкульта. По замыслу их проекта «Падаюча тінь «Мрії» на сади Джардіні», крупнейший в мире транспортный самолет Ан-225 должен был пролететь над Венецией и отбросить тень на одну из двух главных площадок биеннале. На борту самолета должен был быть жесткий диск с информацией о всех украинских художников — каждый, кто считает себя таким, мог заполнить заявку на сайте Украинского павильона. (Запорожские художники тоже заполнили анкеты. И вошли в каталог Украинского павильона. — Ред.).
Все время с момента объявления проекта-победителя вокруг это проекта продолжался скандал. Пролетит ли «Мрія» над Венецией, до последнего точно не мог сказать никто. Художников обвиняли в том, что их проект невозможно реализовать. Самолет не сможет отбросить тень на безопасной высоте так, чтобы при этом ее было видно с земли. Это слишком дорого и трудоемко — чтобы полет состоялся, нужно было получить разрешение от мэрии Венеции и управления гражданской авиации Италии, разработать маршрут.
В январе в интернете появилось открытое письмо к министру культуры Евгению Нищуку от группы художников и деятелей искусства. Они просили министра собрать комиссию, которая рассмотрела бы текущее состояние подготовки представления Украины на Венецианской биеннале. Письмо подписали 28 деятелей искусства. Среди них — художник и директор Одесского художественного музея Александр Ройтбурд и галерист Евгений Карась. Они потребовали от Министерства культуры повторно провести конкурс и выбрать другой проект. Минкульт ответил, что оснований для этого нет. А 14 марта президент Петр Порошенко написал пост — о том, что «Мрія» все-таки полетит.
Полет оказался мечтой
«Мрія» должна была пролететь над Венецией 9 мая. А ее полет — транслироваться в прямом эфире «Громадського» телевидения. Но этого не произошло. На видео — только небо и сады Джардини. (Как проходила прямая трансляция — смотрите здесь).
В тот же день на сайте «Открытой группы» появился текст о том, что такое «мечта» в контексте биеннале и жизни. Там говорится, что каждый украинский художник мог «отбросить тень на Джардини, просто заполнив анкету».
В тексте написано: «Павільйон став результатом як очевидних, так і таємних дій основних учасників ситуації. Результат складних відносин, конфронтацій і коаліцій буде відображатися як «станція» для передачі міфу — міфу про політ «Мрії» над Джардіні».
«Громадське» написало, что, по замыслу художников, «Мрія» и не должна была лететь, или, как минимум, полет не имел значения. Примерно это написано в новости на сайте Министерства культуры: «Мрія» не пролетіла над парковою зоною 58-ї виставки сучасного мистецтва у Венеції, але це й було задумкою кураторів, які створили історію про політ, сконструювавши міф».
Почему же не полетел самолет
В разговоре изданием с «theБабель» один из художников «Открытой группы» Павел Ковач сообщил, что это не так. «Мрія» должна была лететь, но помешали внешние обстоятельства.
«В новостях написали, что так и задумано, но так не задумано. Мы вместе с Министерством культуры полгода делали все возможное, чтобы «Мрія» улетела. Но [полет] — только часть проекта. В украинском павильоне на биеннале можно увидеть историю переговоров о полете, и зритель может попытаться разобраться в этом. Хотя мы сами до сих пор не разобрались», — сказал Павел Ковач.
Он пояснил, что примерно за месяц до биеннале художники получили письмо от «Авиалиний Антонова», где говорилось, что самолет не сможет отбросить тень и вообще не сможет улететь, потому что находится на технической проверке.
«После этого в «Открытой группе» был тяжелый период. В [каждом из] нас боролись художник и гражданин. Если бы мы сказали всем, что «Мрія» не полетит, нам бы ответили: «Какой ужас! Проекта не будет. Катастрофа.» Наша художественная позиция от этого бы сильно пострадала. Мы до последнего, в агонии пытались что-то сделать, чтобы она полетела», — говорит художник.
Мнения разделились
У искусствоведов нет единого мнения о том, что произошло. Эксперт по современному искусству Катерина Тейлор написала, что ей нравится идея проекта и шум вокруг него, но что имелось в виду в официальном релизе «Открытой группы», она не понимает.
«Выглядит так, как будто ну не получилось. […] Мы как будто все немножко чувствуем себя обманутыми. И, конечно, это тоже может быть задумкой авторов. И тогда браво. Но больше похоже на фейк из-за бюрократии и коррупции», — сообщила Катерина Тейлор.
В комментариях ее поддержал Александр Ройтбурд. Исследовательница современного искусства Елена Червоник, напротив, считает проект «Открытой группы» вполне понятным. Ведь материалом для него стало общество, «или уже — художественная сфера в Украине, со всеми ее связями, ожиданиями, стереотипами». «Здесь нет зрителей, все — участники», — написала Елена Червоник.
Сами члены «Открытой группы» считают свой проект успешным, а Украинский павильон — одним из лучших на биеннале. Напомним, что он размещается на второй главной выставочной площадке биеннале — Арсенале.
«Да, некоторые люди говорят: «Нас обманули». Но нас тоже полгода обманывали, и мы пытались как-то это доказать [до конца]. Но в конце концов все есть как есть», — говорит Павел Ковач.
Павильон какой страны признали лучшим, читайте в «Индустриалке» позже.
Автор: Тома Балаева
Читайте также: Имена запорожских художников будут лететь над Венецией.
Источник: theБабель.
Фото со страницы в соцсети Министерства культуры Украины
Источник: http://iz.com.ua/zaporoje/pochemu-ne-sostoyalsya-samyiy-ambitsioznyiy-ukrainskiy-kulturnyiy-proekt-na-venetsianskoy-biennale
Мы в Telegram, наш Telegram bot — @zpua_bot, Мы в Viber, Мы на Facebook