Самый древний в мире ковёр — армянский. Самым древним ворсовым ковром, обнаруженным археологами, является Пазырыкский ковёр, найденный на Алтае в 1949 году. Происхождение этого ковра вызвало немало споров, но было точно известно, что он не местный и не принадлежит местной алтайской культуре. Уже при самых ранних исследованиях было выявлено, что ковёр родом из Передней Азии. На это указывали изображения коней. Завязанная чёлка и коврик вместо седла являются крайне чуждыми для местной традиции. На Алтае гриву коня подстригали, а вместо ковриков использовали подпружное седло. Также изображение переднеазиатской лани на ковре доказывает правоту теории.
Однако Передняя Азия — это большой разброс и исследователи выдвигали несколько гипотез. Это была мидийская, персидская, парфянская и армянская или урартская. Ульрих Шюрманн, исследователь древнего ковроделия и написавший труды «Oriental Carpets» и «Caucasian Rugs», определял находку из Пазырыка, как армянское наследие: «Из всех возможных доказательств я убежден, что Пазырыкский ковёр был похоронным аксессуаром и скорее всего был шедевром армянского мастерства».Очень важно понимать, что вообще история ковроделия как такового также связана с Арменией. Армяне с давних времён занимались этим ремеслом и, в частности, доктор искусствоведения Вольмар Ганцхорн считал прародиной ковроделия Армянское нагорье. Собственно, слово «карпет», используемой для обозначения ковров, изначально появилось в армянском, как «каперт», от «кап» — узел.
Это было связано с тем, что армяне были главными экспортёрами ковров в Европу.Арабы для ковров использовали термин «кали», который связан с упомянутым арабами городом Кали-кала, то есть «Карин-кахаком», одним из центров армянского ремесла. В целом, и технологии изготовления армянских ковров, такие как техника двойного узла(арабы называли её «армани бафф») и кошенильная краска для нитей(известная как «вордан кармир» или «кирмиз» у арабов), не только распространились по всему миру: двойной узел и использование арартской кошенили, как показали исследования Эрмитажа, используются на Пазырыкском ковре.Схожий Пазырыкскому ковёр был обнаружен в Армении, в раскопках при Кармир Блуре. Армянское происхождение ковра можно увидеть и в изображённых символах и образах на ковре. Особое внимание можно обратить на орнамент в центре ковра.
Эти своего рода звёзды крайне близки звёздному мотиву на одежде изображённого в урартский период бога Тейшебы. Можно также отметить схожесть между этими звёздами и раннехристианскими армянскими крестами, которые можно увидеть в Ереруйке и Сурб Ншане. Это особая форма симметричных крестов. Можно предположить, что именно оттуда и развились армянские кресты.Самым важным доказательством является изображение коня и его владельца по краям ковра. Он, во-первых, носит митраистский головной убор, свойственный по большей части армянам и Ирану. Во-вторых, Ганцхорн отмечает, что изображение всадника очень близко изображению армян на Ападанской лестнице в Персеполисе, где они приносят дары персидскому царю. Там таким же путём завязана грива(стоит отметить, что армянскую лошадь на европейских гравюрах часто так и изображали), завязан хвост и надет на шею колокольчик. Даже всадник изображён в том же положении, ведя лошадь сбоку.Да и многие другие символы и узоры этого ковра близки армянским мотивам, причём сравнивать это можно и с современными армянскими коврами.
Это также доказывает древнейшие происхождение армянских ковров, кроме самого факта армянского происхождения находки в Пазырыке. Ведь персидские ковры более художественны, они часто отображают реальные образы. Армянские же ковры более символичны, в них главное место занимает символичное и орнаментальное изображение стихий, природы, светил и Бога. Именно уклон в более образную сторону и доказывает их древнее происхождение.
Артур Акопян (по материалам https://www.fmgnews.info)
Сообщение Самый древний в мире ковёр — армянский появились сначала на .
Источник: https://timez.com.ua/news-world/drevnii-kover.html
Мы в Telegram, наш Telegram bot — @zpua_bot, Мы в Viber, Мы на Facebook