В Запорожье пришла фотовесточка из Одессы — как студентов универа готовили служить в мотопехоте

Служить в мотопехоте нас учили на военной кафедре Одесского университета

Для нас, студентов филфака Одесского государственного университета имени И.И. Мечникова, это обучение длилось три года. Один день в неделю был полностью посвящен занятиям на военной кафедре. Уж не помню, что нам там преподавали. Запомнились только слова военные тактика, вспышка слева, дозор, ночной дозор. И автомат Калашникова запомнился. Тем, что его надо было разобрать и собрать за какие-то секунды. Кажется, за 45 сек., но не больше минуты.

Наши военные лагеря для студентов

Потом, после третьего курса, были двухмесячные военные лагеря. Проходили эту службу в одной из воинских частей в Белгороде-Днестровском Одесской области — тихий, чистый и белый своими зданиями городок. Там за эти два месяца мы своим взводом дважды ходили в суточный наряд. Это было ново, неожиданно и утомительно. Два часа стоишь где-нибудь на посту, что-то охраняя. Потом два часа бодрствуешь в казарме. Два часа спишь. И потом снова всё по кругу.

Первый раз мне пришлось в городе охранять какой-то оружейный склад. Часов десять вечера. В автомате три боевых патрона. Улица оживленная и освещенная. А рядом жилой дом с открытой форточкой в квартире на первом этаже. И из окна звенит задорная песня Пугачевой «Ах, арлекино!» 1975-й год. А я хожу с автоматом мимо этого окна. Туда — сюда. И возле форточки замедляю шаг. Потом был и другой концерт. Так что благодаря Пугачевой и другим артистам мои два часа часового прошли незаметно.

Через четыре часа — снова заступление в наряд. Это уже четыре часа утра. Или ночи. И охранять какой-то объект пришлось в глухом месте. Забор, высокие тополя. И дырка в заборе. Её проделали местные жители, чтобы сократить свой путь. Но ходить-то тут нельзя. А что если вдруг, в такую рань, кто-то здесь появится для прохождения? Я же вынужден буду кричать: «Стой! Кто идет?» А потом, в случае неповиновения стоять, вынужден буду стрелять. Хорошо хоть, что первый выстрел в небо — предупреждающий. Ну, а потом второй? Куда, во что и в кого? Тополя шумели, но к дырке в заборе так никто и не пришел. Чему я был, конечно, очень рад. Потом и смена пришла.

Эти военные лагеря запомнились еще и тем, что мы часто выезжали на полигон. Там стрельбы всякие проводились. Из автомата, гранатомета. Но в памяти больше осталось то, как на бэтээрах мы колесили по проселочным дорогам среди сплошных виноградников. Кстати, к бэтээру прислоняться опасно. Я однажды взялся рукой за какую-то выхлопную трубу и обжёгся так, что на неделю с температурой попал в госпиталь. Температуру сбили. Но в госпитале была для меня неделя кайфа. Там утренний подъем был не в шесть утра, как в казарме, а в половине восьмого. Потому что в восемь завтрак.

В общем, два месяца нашей «службы» пролетели незаметно. Некоторых ребят после пятого курса на два года забрали служить лейтенантами — командирами взводов. Но только некоторых, немногих. С нашего курса в эти лейтенанты попал всего один выпускник. Остальных по распределению направили учителями в школы. Но в школы практически никто из нас не доехал. Валера в Молдавии стал работать в городской газете. Я вернулся домой в Запорожскую область — тоже пошел в газету, в районную. Миша оказался в Одесском художественном музее. Женя — на кафедре русского языка в Одесском политехе. Другой Женя в каком-то фонде.

Может, так оно и должно было случиться. Мы ведь тоже не гуляли. Просто выбрали работу, которая по душе. Валера после тридцати лет работы издал словарь окказионализмов в творчестве Маяковского. Женя первый стал доцентом, кандидатом философских наук нашего же университета. Миша развил в Одессе бурную музейную деятельность.

Там, в Белгороде-Днестровском, во время военных сборов у меня, конечно же, был фотоаппарат, ФЭД-3. Как обычно это бывает, друзьям наделал кучу фотографий, а себе не оставил. Думал, потом себе напечатать успею. Так и не успел. Но вот спасибо Жене, кандидату наук и серьезному ученому — философия это вам не «вспышка слева» и «шагом марш». Женя сохранил сделанные мной на «военке» фото. И недавно прислал мне их. Так что из этой ретро-фотовесточки и получилось сегодняшняя заметка. Мимоходом.

Фото: студент Дмитрий Шилин

Студенты филфака ОГУ на полигоне близ села Чабанка под Одессой — занятия на военной кафедре

Женя с автоматом — сейчас кандидат философских наук

1975 год. В военных лагерях

Читайте также:»На «Запорожстали» студентов с третьего курса готовят быть с производством «на ты»

Источник: http://iz.com.ua/zaporoje/v-zaporozhe-prishla-fotovestochka-iz-odessyi-kak-studentov-univera-gotovili-sluzhit-v-motopehote

Мы в Telegram, наш Telegram bot — @zpua_bot, Мы в Viber, Мы на Facebook

Share this post

нет
scroll to top