Улицы нашего села — столько воспоминаний о них хранится в памяти
Сельские улицы моего родного села Большая Знаменка хранят, оказывается, столько воспоминаний. Ими, этими воспоминаниями, в соцсетях я и предложил поделиться своим односельчанам.
Расскажи про свою улицу!
— Есть предложение, — обратился я к своим односельчанам. — А давайте черкнём «пару строк» каждый про свою улицу. На которой или родился, или вырос — или и то, и другое вместе. (Чирк-чирк — о-очирк! -:))
В общем, тема сочинения, как говорили нам в школе, на вольную тему. И всё-таки её, эту тему, обозначим так:
«УЛИЦА, УЛИЦА — УЛИЦА РОДНАЯ!»
Я начну, коль предложил. Родился в Большой Знаменке, в Алексеевке — так называется часть села, на улице Набережной — Нижней её называли. А если точнее, то, конечно, родился или в ФАПе нашем в Алексеевке, или, что более вероятно, в родильном отделении в больнице в Центре, в Знаменке. В том домике, где рядом съезд с дамбы — напротив двухэтажного здания больницы.
Если предложение про сочинение будет поддержано, тогда продолжу. На фото моя улица Советская — позже ее переименовали в улицу Виноградную. Фото других улиц, конечно же, тут тоже нужны — вместе с рассказами о них.
И меня поддержали.
Лилия Кружилко из Сургута написала:
— Я родилась не в Большой Знаменке, а в городе Кривой Рог. В Большую Знаменку переехали, наверное, в 1964-65 году. Вначале жили по переулку Пивоварскому, затем на улице Чкалова (Ракова). В школу я ходила через старое кладбище, где было два старинных гранитных памятника. Затем мама переехала на улицу Ленина (в сторону Алексеевки).
На улице Советской жили мои бабушка и дедушка. У бабушки было пять дочерей. Летом собиралось очень много народу. Во дворе у нее росло большое дерево шелковей (шелковица мужского рода). Под ним ставился стол, где размещалась большая по тем временам семья. У всех были очень красивые голоса. Когда пели песни, соседи слушали и говорили: «Бравые у Саньки девки, красиво поют!»
По улице Советской даже когда-то ходил автобус. Видимо, на период, когда ремонтировали дорогу на центральной улице — улице Ленина, потом ее переименовали в Центральную. Автобус был маленький, наверное КавЗ (Курганский автомобильный завод — Д.Ш.). Это мне запомнилось, хотя тогда я была совсем маленькой. И запомнилось, что очень сильная пыль была по дороге.
А еще помню, как с бабушкой ходили за керосином в магазин. Сидели подолгу в очереди, ждали, пока его привезут. А еще помнится очень вкусный хлеб из пекарни, большие ребристые булки.
Улица Советская — теперь Виноградная
Дмитрий Шилин, Запорожье:
— Продолжу про свою улицу Советскую. На Набережной мы жили у дедушки с бабушкой Шилиных — родителей отца. В 49-м родилась старшая сестра Анна, в 53-м я, Дмитрий. Поэтому отцу нужно было думать о своем доме. И в 1957 году мы переехали «на гору» — так называлась третья от речки, а потом и от моря Каховского улица — Советская. Там был дом родителей мамы. Но мы построили с нуля рядом свой дом.
Четыре года мне тогда было, а помню. Стены дома, которые забивались глинобитными «вальками». Помню, как старший двоюродный брат Юрка на велосипеде возил меня в край Советской улицы и оттуда показывал на зеленую-зеленую балку: мол, смотри, это Кривобуд. Почему эта балка так называлась? Наверное потому, что наверху вдоль нее шла улица Криворожская.
Лилия Кружилко:
— А еще осенью в доме у бабушки с дедушкой делали веники из сорго. Зимой приходили соседи, играли в карты.
Дмитрий Шилин:
— Играли в карты и при этом лускали семечки. Лускальщиков и семечек было так много, что лушпайки бросали прямо на пол. А потом, когда гости все разошлись по домам, веником всё это подметали с пола, покрытого толью. Толь — рубероид, только гладкий. Им покрывали полы в хате.
Лилия Кружилко:
— Да, именно так и было — и пол, покрытый толью.
Дмитрий Шилин:
— В 1959 году родилась моя младшая сестра Ольга. Она уже из роддома (или из того же родильного отделения в центре Знаменки) прибыла в новый дом. В комнате, которая называлась чуланом — наверное, по старинке, по расположению в доме, последняя комната — до сих пор сохранилось кольцо под потолком. Пропущена была проволока с горища, с чердака, и на кольцо крепилась деревянная люлька. В которой сестренку малую качали.
Лилия Кружилко:
— У бабушки в доме тоже было такое кольцо. Наверное, тоже люльки цеплялись.
Инна Конопля:
— Я родилась в Большой Знаменке и жила по улице Ленина. Рядом с домом — Каховское водохранилище. Летом купались, загорали. Нас было очень много детей. Сейчас Знаменка совсем не та, много людей выехало, многих нет в живых.
Улица Ленина — Центральная
Ольга Гольцова:
— Инночка, это та сладкая шелковица за домом, на которой мы гурьбой паслись?
Леонид Иванов, Каменка-Днепровская:
— А моя улица Степная в Большой Знаменке не меняет свое название вот уже более двух столетий. По Степной улице возили камень с села Петровка, на постройку земской начальной школы, построенной в 1848 году. А вот средняя школа, которая расположилась напротив, построена в 1902 году.
Улица Степная
Каждый житель улицы должен был отработать определенное число дней на строительстве школы. Гужповинность называлась. С этого же карьера строились и все церкви села Большая Знаменка.
Сколько поколений выросло на этой улице: Ивановы, Гребневы, Головановы, Панкеевы, Тряпицыны, Точилины, Кружновы, Королевы, Леликовы, Ковалевы, Чулковы, Зайцевы, Башмаковы, Мироновы, Яковлевы, Парфеновы, Раковы, Гончаровы, Добышевы, Лизогубовы, Логвиновы, Малаховы, Голубовы, Смирновы, Кузьменко, Тимошенко, Казимировы, Балабка, Глазуновы, Емельяновы, Котляровы, Готовкины…
Жаль. Всё это в прошлом. Молодежь разъехалась, старики умерли. Умирает и улица.
Леонид Иванов:
— Это начало улицы Степной, Ильинка — часть Большой Знаменки. Каждая улица в нашем селе имеет свою историю.
Начало улицы Степной
Вот что мне удалось собрать о нашей улице от людей, живущих и проживавших на улице Степной. Почему о ней. Я здесь родился и вырос. Здесь прошло мое беззаботное детство, школьные годы, трудовые будни. Моя улица, как и я, хорошела с каждым днем. Соломенные крыши домиков, с маленькими окнами, превратились в большие дома с большими окнами и черепичными крышами. Люди стали одеваться наряднее, сняли с себя одежду с заплатами, а дети перестали донашивать одежду своих братишек и сестренок.
Но в один момент это все начало рушится, как и моя жизнь — катиться под уклон. Исчезли веселые ватаги ребятишек, галдевших как воробьи, не поделившие кусочек найденного хлеба. Рушатся построенные дома, потому что хозяева ушли в мир иной, а замена вылетела из родового гнезда и не вернулась назад.
Неужели этого хотят люди? Конечно, нет, но их вынуждает к этому жизнь. А значит, это не тот путь развития для человека. Кто родился и вырос на земле своих предков, не может понять, почему все направлено против его развития? Неужели искусственное питание лучше натурального?
Ирина Рудик, Днепр:
— Степная улица не умирает. Там сейчас живут чудесные и трудолюбивые люди, очень много домов новых и отремонтированных. Проведено освещение улицы, отремонтировано дорогу, даже остановки общественного транспорта и мусорные баки установили! Так что жизнь продолжается!
Леонид Иванов:
— А посмотрите в начале улицы, там улицы уже почти полкилометра нет.
Лена Леночка, Каменка-Днепровская:
— Если в начале Степная узкая, то дальше — это уже широченная улица. Есть дорога из булыжника, асфальт и просто засыпанная щебнем. Очень жаль, что сейчас очень много разрушенных, заброшенных домов.
Но всегда люди старались и стараются поддерживать порядок возле дворов, растёт много цветов, начиная с ранней весны и до поздней осени. Да, много деревьев спилили. Раньше много вишен и слив было на улице и весной такой аромат стоял!
Ирина Драгонфлай, Хельсинки:
— Как интересно… На улице Степной жила моя тетя с семьёй — фамилия Москаленко.
Светлана Раевская, г. Герцлия, Израиль:
— Улица Ленина, сейчас Центральная. Родное село. Жаль, не нашла фото поликлиники, она рядом. И напротив лаборатория, где ещё раньше был роддом, в котором я родилась. Во дворе лаборатории был сад вишнёвый, я в возрасте младших классов с соседскими детьми бегала туда — рвали вишни. Мама давала мне маленькое ведро и шли рвали вишню. Её там было просто тьма. Всегда приходили с наполненными ведерками. Мамуля варила вишневое варенье и вареники с вишней.
Мы залазили на деревья без страха свалиться, на самую верхушку. Оттуда было видно Каховское море и мой дом. Сейчас вспоминаю, как будто в другой жизни это было. Нас никто не гонял из сада, вишня осыпалась, никто кроме детей там её не рвал.
Улица Ленина — Центральная
Большая Знаменка. Каховское море
Лилия Кружилко добавила фото далеких прошлых лет из семейного альбома:
Некоторые из этих девушек жили на улице Советской. Одна из них моя тетя Баранова Надежда, она в верхнем ряду шестая справа, через одну от нее Полякова Тоня, рядом с Тоней Трегубова Рая
А это моя бабушка Баранова Александра, которая тоже жила на улице Советской
Это наша большая семья. Дедушка Баранов Кондрат, бабушка Баранова Александра, пять их дочерей: Лидия, Валентина, Надежда,Татьяна, Раиса. В настоящее время в живых только одна — Валентина, ей 82 года
Свадьба в Большой Знаменке. Невеста — Полякова Екатерина (Безус), которая тоже жила на улице Советской, рядом моя мама Баранова Раиса
… Вот такая у нас, у знаменцев, получилась перекличка в Интернете. Вспомнили свои улицы — улицы родные. Вспомнили свою малую родину — Большую Знаменку. Вот только не пойму, почему такую родину называют малой. Для нас она самая большая. Ведь с неё, с этой малой родины, с улицы детства, начинается Родина.
Читайте также: В Запорожской области краевед хочет издать книгу об односельчанах на войне — эту книгу Леонид Иванов пишет уже несколько лет
Сообщение В Запорожье односельчане вспоминали свои улицы детства появились сначала на Индустриалка — новости Запорожья.
Источник: http://iz.com.ua/zaporoje/v-zaporozhe-odnoselchane-vspominali-svoi-ulitsyi-detstva
Мы в Telegram, наш Telegram bot — @zpua_bot, Мы в Viber, Мы на Facebook