Сколько раз в день вы видите в лентах новости про ДТП? 5? 7? Новости про аварии бесконечно мелькают в лентах и соцсетях, быстро забываются, превращаясь просто в сухую статистику. Но как часто вы задумываетесь о причинах и последствиях этих самых ДТП?
А ведь за каждой аварией стоит не просто разбитая машина. Это необъятное количество боли от утраты. В лучшем случае – автомобиля, который для многих становится членом семьи, в худшем – чьей-то жизни. Цена этой жизни кроется в короткой строчке очередного пресс-релиза от полиции: «Причиною дорожньо-транспортної пригоди стало порушення правил дорожнього руху».
И если бы у нас существовал музей человеческих ошибок, он бы точно находился на станции приёмнике-распределителе, куда попадают машины после аварий.
Достаточно большая территория огорожена бетонным забором с тяжелыми металлическими воротами. Сверху – колючая проволока, а за этими воротами – уже отцветающий куст пионов, много зеленой травы и откровенно больших сорняков, ласковая трехцветная кошка и несколько сотен разбитых машин. У одних просто поцарапан бампер или выбито стекло, другие полностью изуродованы: с раскуроченным передом, полностью вмятыми кузовами.
Есть и такие, которые выглядят как скомканный лист бумаги. Последних – немного. И они не самое пугающее, что можно тут увидеть. Скорее неприятно впечатляет количество машин. И ведь такая площадка в Запорожье не единственная.
Здесь нескончаемый конвейер: новые машины привозятся с периодичностью в несколько дней. Если авария несерьезная, машину забирают владельцы.
Но для большинства машин эта стоянка становится последним пристанищем. Может, некому возвращаться, может, владельцу просто не хочется вспоминать о своей ошибке и платить за ремонт. Пока ходишь между не очень стройных рядов машин в голове проносятся самые разные мысли.
Пока мы не доходим до старожила – бежевой «шестерки» с раскуроченным передом. Она стоит тут около 15 лет и сегодня уже вряд ли кто вспомнит обстоятельства аварии, при которой досталось машине. Кроме разве что родственников, и тех, кто на ней попал в ДТП.
Напротив – два прилично помятых велосипед. Под тем самым цветущим кустом пиона, который сразу бросился мне в глаза.
В дальнем углу – еще одна разбитая легковушка. Кажется, она уже вросла в бетонный забор, возле которого стоит тут, видимо, тоже годами. От неё в ряд тянется еще с десяток машин, а на противоположном конце – гниющий белый «Запорожец».
На фоне умирающей машины раскинулось огромное дерево и жизнь вовсю кипит.
Я ожидала, что на тесной площадке машины будут ютиться стопками, но на большой площадке места хватает всем. Несмотря на это, почему-то все равно внутри тесно, труднее дышать и совсем не хочется говорить. Не покидает ощущение, что ты на кладбище.
Несколько цветных легковушек с разбитыми лобовыми стеклами и смятыми капотами сменяются практически целыми машинами: пара царапин, разбитая фара, отбитое зеркало заднего вида. А за ними – черная «Тесла», с полностью разбитой передней частью и выбитым лобовым стеклом. Кто-то заботливо накрыл ее голубым тентом.
Интересно заботился ли о ней владелец , когда буквально в феврале этого года гнал по Победе глубокой дождливой ночью и врезался в столб. В той аварии пострадали два человека.
Через «основную дорогу» стоянки – еще ряд разбитых машин. Вот, например, «Фольксваген» и «Мазда», при ударе которых погибли два человека.
А в другом конце стоянки – белый «Спринтер» с полностью выбитыми всеми окнами и искорёженным кузовом. В той масштабной аварии погибли 6 человек, из которых 5 — дети. Они возвращались с моря домой.
«Таврии», «Ланосы», «ВАЗы», «Мерседесы» и «Мазды», «Рено» и «Ниссаны», «Фольксвагены», «Волги» и «Руты» — от разнообразия моделей и марок разбегаются глаза. Глядя не эти экспонаты понимаешь: дорога не выбирает кого забрать или «проучить». Ей плевать на социальный статус, финансовое положение.
А вспоминая о маршрутке, понимаешь, что ей плевать и на возраст.
Любая авария – это чистая математика
Каждое ДТП можно «прочесть», рассчитать и высчитать. Это своего рода уравнения. Набор обстоятельств + определенные данные и переменные х на время, потраченное на расследование = установление точных причин аварии, а значит – гибели людей.
Самые сложные уравнения решают эксперты из отдела с длинным названием – автотехнической экспертизы и комплексного исследования транспортных средств научно-экспертного криминалистического центра.
Попадая в центр, и не подумаешь, как и с чем работают его сотрудники. Здание находится в укромном месте, с ухоженной территорией, на которой разбиты клумбы с ярко-зеленой травой и разноцветными петуниями. А внутри – чистота, тишина, какое-то величие и спокойствие. Путают только коридоры второго этажа, которые для гостей, вроде нас, слишком сплетены и запутаны между собой.
В отделе автотехнической экспертизы работает около 10 молодых мужчин возрастом от 30 до 40. При знакомстве они немного смущались. Те, кто моложе, ярко улыбался, их коллеги постарше – более сдержанно.
Полицейские показывали кадры с мест ДТП, глядя на которые я не понимала, как они вообще могут улыбаться. Эти люди работают со всеми этими разбитыми машинами каждый день.
Каждый день сталкиваемся с материалам по ДТП. Наш сектор работает по исследованию технического состояния транспортного средства. Так мы исключаем фактор наличия поломки в автомобиле. Делаем транспортно-трасологические исследования, которые помогают установить механизм происшествия: к примеру, выясняем был ли автомобиль в движении или стоял.
В таких исследованиях мы работаем со следовой информацией и с механическими повреждениями. Ну, и анализ механизмов ДПТ проводим. Устанавливаем, допустим, несоответствия действий участников движения, которые привели к аварии.
Недавно начали проводить фото-технические виды исследования. Эксперт изучает видеозаписи с моментом ДТП и проводит анализ. По записи можно многое установить: скорость движение, расположение авто ,скорость движения, был ли тормозной путь. В нашей работе нужны математика, физика и даже немного психологии.
И для решения каждого уравнения с аварией им приходится вычитать одну составляющую – эмоциональный фактор.
Экспертов этого отдела вызывают на место крупных аварий: если есть как минимум двое погибших или от пяти пострадавших.
– То есть вы, вот, сразу после столкновения едете на место аварии и видите все своими глазами?
–Да.
–А психологическую поддержку сотрудникам вашего отдела оказывают? Я, честно говоря, с трудом представляю, как можно это выносить все, еще и в таких количествах.
–Оказывают-оказывают. Скажу вам так: сплю я нормально.
Один из инспекторов признался, что работа очень интересная, хоть и сложная. И физически, и морально. Он работает экспертом уже 15 лет. Рассказывал о самых страшных авариях, которые видел и о том, в каких условиях приходится работать:
– Мы приезжаем на экспертизу, на место аварии. Дождь, снег, мороз – неважно. Мы должны сделать свою работу: замерить тормозной путь, высчитать траекторию движения, осмотреть транспортное средство, чтобы понять, как именно произошел удар. Это может занимать несколько часов. И если в аварии есть погибший, то тело должно оставаться на месте аварии в том положении, в котором оно было там изначально. Убирать или двигать его нельзя. Это важно для расчетов.
А на место аварии приходят родные пострадавших или погибших. И ,конечно, они умоляют, чтобы мы разрешили забрать тело. Но мы не можем.
Первые выезды на место происшествий экспертам даются тяжело. Но с годами, как они говорят сами, привыкаешь.
Я не знаю, может кто-то и будет считать меня каким-то жестоким, или черствым. Но я достаточно насмотрелся, чтобы уже выработать какой-то эмоциональный блок. Конечно, жалко людей, конечно, это всегда страшно. Но я – на работе. И должен ее сделать. Эмоции мне будут только мешать.
15 лет – это тот срок, за который можно привыкнуть ко всему, даже к такой работе. Особенно, когда этой работы, с разбитыми машинами и жизнями, которые они забрали, так много. По данным полиции только за первое полугодие 2020 года на дорогах Запорожья и области в ДТП погибли 57 человек. 9 детей, в возрасте от 0 до 14 лет, пострадали. А главной причиной аварий в полиции назвали нарушение правил дорожного движения: превышение скорости, несоблюдение дистанции, нарушения ПДД при смене траектории движения. При чем, нарушают правила не только водители. Но и велосипедисты, и пешеходы.
Эпилог Мой папа водил «Жигули копейку» кремового цвета. Как единственного ребенка всегда брал меня с собой в гараж. Я часами ждала, пока он заменит тормозные колодки, после каждой поездки обязательно проверит рулевую, ходовку и уровень масла, помогала ему прокачивать тормоза.
А еще я всегда просилась сидеть на переднем сидении, но папа никогда мне этого не разрешал. Все мои мольбы, просьбы и даже классические детские истерики разбивались о железное «по правилам дорожного движения – нельзя. Будет тебе 14 – тогда будешь кататься». Естественно за руль меня тоже никто не пускал.
Через много лет я познакомилась с молодым человеком, у которого было авто. Наконец-то мне можно было пересесть на переднее сидение. Мы много и часто говорили о машинах. Но всякий раз, когда затрагивалась эта тема, она сводилась к 1 его фразе:
Правила дорожного движения писались и пишутся на крови. Каждый день.
Сотрудники отдела отдела авто-технической экспертизы криминалистического центра со смешком говорят: если бы водители хотя бы иногда перечитывали правила дорожного движения, то понимали бы где можно нарушить, а где категорически запрещено.
Я же после знакомства с ними, после экскурсии по стоянке и нескончаемых новостей о ДТП, всерьез засомневалась в своем желании сесть за руль. Отказ от собственного транспортного средства вряд ли станет спасательным кругом для моей жизни и точно меня убережет. Но пока что так жить спокойнее.
А еще мне хочется, чтобы не только водители, но и пешеходы, велосипедисты и мотоциклисты, иногда таки перечитывали последние редакции ПДД.
Чтобы у молодых улыбчивых парней из криминалистического центра стало поменьше роботы и побольше искренних светлых улыбок.
Автор: Анастасия Потапенко. Фото: Максим Смирнов Источник: https://zanoza-news.com/a/2020/06/11/31589
Мы в Telegram, наш Telegram bot — @zpua_bot, Мы в Viber, Мы на Facebook