Координатор конкурса «Мы — это город» рассказала о политическом преследовании в Махачкале и любви к Запорожью
Ирайсат Магомедалиеву в Запорожье знают как директора общественной организации «Запорожье. Платформа совместных действий». На счету Ирайсат и ее команды — сотни важных социальных проектов и крутых мероприятий, слава о которых идет не только в Запорожье, но и за его пределами.
Самый большой и значимый проект, который координирует общественная организация — это конкурс «Мы — это город», который был инициирован комбинатом «Запорожсталь» еще в 2013 году. Недавно он стал победителем национального конкурса «Благотворительная Украина» сразу в двух номинациях.
Ирайсат Магомедалиева приехала в Запорожье 5 лет назад, опасаясь за свою жизнь. Тогда она оказалась в чужом городе без друзей, работы и четких планов на будущее. Именно волонтерство спасло ее от тяжелых мыслей и дало ощущение безопасности.
— Я родом из Дагестана, город Махачкала. Закончила Дагестанский педагогический университет, преподавала в университете английский, позже стала проректором по воспитательной работе.
После событий с аннексией Крыма в 2014 году, мне, как проректору по воспитательной работе, было дано указание вывести 250 студентов на митинг в поддержку присоединения Крыма к Российской Федерации. Я отказалась это делать. Я была категорически против всей этой истории: всю свою сознательную жизнь я проводила лето в Украине, в Крыму я была не один раз и никакой проблемы как гражданин России в этом не видела.
Это была пятница, в субботу нужно было идти на митинг. В понедельник был серьезный разговор в кабинете ректора, который уже получил от правительства. И мне было передано, что свои проукраинские настроения я могу оставить при себе или уехать жить в Украину. Что информация о моей неправильной деятельности уже лежит на столе у правительства. И что я, как проректор по воспитательной работе, не имею права высказывать или выражать свою волю, а должна следовать воле президента.
Через несколько дней у меня была достаточно неприятная встреча с представителями силовых структур. Я сказала: «Хорошо, я приду в понедельник». А сама села на автобус и уехала из Махачкалы в Москву. У меня был брат в Украине, в Донецке, но лететь к нему я уже не могла, потому что в донецком аэропорту уже шли военные действия. А брат в экстренном порядке перевозил семью в Запорожье. Поэтому сначала я поехала в Турцию, а потом в Запорожье. Это было 2 сентября 2015 года.
Как мне казалось, я приехала совсем ненадолго. Но после того как я уехала, узнала, что нахожусь в международном розыске, начались обыски у меня дома и на работе, угрозы моей маме и детям.
Где-то через год я поняла, что уже не хочу возвращаться туда, где так поступили со мной, с моей семьей. Решила просить политического убежища здесь, в Украине. Детей мне привезла мама. При этом они прятались. Сначала поехали в соседний город, оттуда в Москву. Официально покупали билеты на самолет, а сами ехали на автобусе. Я знала, что за этим следили, и могли быть серьезные проблемы.
На данный момент я нахожусь под защитой Украины. Самое главное для человека — это безопасность за собственную жизнь и жизнь близких. Украина и Запорожье защитили меня и мою жизнь. Теперь я живу здесь со своими детьми, семьей.
— Как вы пришли к волонтерству?
— Первое время, когда я только попала в новый город, страну, где у меня еще не было друзей, не было работы, мне было очень тяжело.
И мой мастер маникюра посоветовала обратиться в благотворительный фонд «Улыбка ребенка», потому что учредитель этого фонда тоже ходила к ней. Просто для того, чтобы я себя чем-то отвлекла. Я решила попробовать. И на следующее утро вместо того, чтобы пойти в больницу на дневной стационар, где я лежала, пошла в офис благотворительного фонда и заполнила анкету. Через день мы уже поехали в Вольнянский интернат.
Это было накануне Нового года, мы приехали с мастер-классом для детей, раскрашивали пряники. Я рассчитывала просто в сторонке постоять, но получилось так, что я начала разговаривать с детьми о том, что такое добро и зло, за что нужно быть благодарными… И через 20 минут все эти дети с восхищением смотрели на меня и аплодировали. Им было интересно. И меня это как-то тронуло. С тех пор не было дня, чтобы я не занималась благотворительностью. И тем самым я себя спасала.
Могу сказать, что если юридическую защиту мне дала Украина и Запорожье, то на физическом и психологическом уровне защита пришла только тогда, когда я начала помогать людям.
— Сейчас вы возглавляете общественную организацию «Запорожье. Платформа совместных действий». Расскажите о ней и о своей команде.
— Команда у нас небольшая — всего 10 человек. Но достаточно амбициозная. У нас есть огромное желание менять наш город к лучшему. Наша цель — это не только чтобы молодежь не уезжала из Запорожья, но и чтобы из других городов приезжали к нам, потому что здесь круто.
К счастью, у нас есть для этого ресурсы. Хаб «Платформа совместных действий» — это одна из самых крутых площадок в городе. Оборудованная всем необходимым, современная, комфортная. И мы можем здесь дать развитие классным проектам на бесплатной основе, если они несут социальный характер. Одно дело — объединятся вокруг хороших вещей, другое дело — когда есть где объединяться. Ресурс значит очень много на самом деле.
Волонтерство сейчас в тренде, но у людей нет культуры объединяться. Многие организации, благотворительные фонды делают крутые вещи, но разрозненно. Мне бы хотелось, чтобы вокруг благотворительности объединялись разные инициативы, организации, эксперты. Это то, что мы и делаем в «Платформе».
— Какие проекты, на ваш взгляд, нужны Запорожью?
— Мне кажется, это должны быть мероприятия под девизом «Сделай так, чтобы запорожцы полюбили Запорожье». Пока мы сами не будем любить наш город, сюда никогда в жизни не приедут другие люди и не будут его любить вместе с нами.
Со мной часто спорят некоторые коренные запорожцы, что я не права и запорожцы любят Запорожье. Я, к сожалению, так не считаю.
В Запорожье достаточно много мероприятий, очень много мест, куда можно ходить, у нашего города географически очень крутая позиция — есть и заповедник Хортица, и вода.
Но есть и устоявшиеся стереотипы в головах запорожцев, которые нужно менять. Это стереотипы о том, что наш город хуже, чем другие. Не хуже, просто мы не умеем его любить. Вот психологи учат, что нужно полюбить себя, принять. Мне кажется, что у многих запорожцев такая внутренняя установка: не принимать свой город и все время его сравнивать с другими вместо того, чтобы полюбить то, что у нас есть.
Наш город не скучный, не депрессивный. У нас куча хороших мест, и куча возможностей для того, чтобы хорошо проводить досуг, найти себе любимую работу и жить здесь.
— Недавно конкурс «Мы — это город», который вы координируете, отметили на всеукраинском уровне. Есть ли любимые проекты?
— Я координирую конкурс «Мы — это город» с 2016 года. Есть разные проекты, но сравнить их невозможно. Например, фестиваль. Это эмоции, взрыв, тысячи человек, но он длится 1 день. Другой проект может быть практически незаметным, не публичным. Например, таким был проект школы приемного родительства. Он длился полгода. Родители, которые берут в семьи приемных детей, сталкиваются с проблемами, о которых не могут говорить публично. И в течение полугода они могли встречаться, обсуждать свои проблемы, получать помощь, подставлять друг другу плечо. Благодаря этому снижался накал травм, снижалось количество случаев, когда люди могли вернуть ребенка в интернат. Как сравнить эти два проекта? Один дарит радость на день многим семьям, а другой меняет судьбу человека.
— Есть ли какие-то мечты, планы на будущее?
— Самая главная на сегодня мечта — чтобы в 2020 году произошел старт конкурса «Мы — это город». К сожалению, коронавирус внес изменения в нашу привычную жизнь. Специфика конкурса предполагает оффлайн встречи — тренинги, обсуждения, проработки. Мы хотим запуститься в сентябре, весь сентябрь принимать заявки и поводить тренинги. В декабре объявить победителей и с января 2021 года начать реализовывать проект.
Такой график решит очень много просьб, которые к нам поступали. Например, когда старт конкурса происходил в феврале, то реализация начиналась в июле-августе. И все мероприятия выпадали на осень. Часто было такое, что есть мероприятие, которое было бы идеально провести весной.
Так что если все получится, то в этом году мы примем много заявок, откроем при хабе постоянно действующую проектную школу «Мы — это город», будем проводить тренинги. В середине декабря объявим победителей, и у нас будет целый год на то, чтобы реализовать проекты.
— Говорят, что не нужно выставлять напоказ добрые дела.
— Есть такое выражение, что добрые дела нужно делать тихо. И я тоже так думала большую часть своей жизни. Но в том, что о благотворительности нужно говорить в масштабах всей страны, я абсолютно уверена. Меня и мою команду не нужно мотивировать на добрые дела, но даже для нас то, что конкурс, который живет в Запорожье, получил признание на всеукраинском уровне, — это сумасшедшая мотивация. Мы понимаем, что делаем это все не зря. Что за каждым проектом стоит команда. И это не только проектная команда. Это родственники, семьи. Именно поэтому я считаю, что о благотворительности нужно говорить много и своим примером показывать другим, как это здорово, нужно и важно.
Читайте также: В Запорожье обсудили, как общественные организации могут повлиять на последствия пандемии
Сообщение Координатор любимого социального конкурса запорожцев бежала из родного города, опасаясь преследований появились сначала на Индустриалка — новости Запорожья.
Источник: http://iz.com.ua/zaporoje/koordinator-lyubimogo-sotsialnogo-konkursa-zaporozhtsev-bezhala-iz-rodnogo-goroda-opasayas-presledovaniy
Мы в Telegram, наш Telegram bot — @zpua_bot, Мы в Viber, Мы на Facebook