Миллион на водорослях: как запорожский айтишник стал аквафермером

Запорожский предприниматель Алим Кунах уже пять лет производит спирулину — сине-зеленую микроводоросль со структурой в форме спиральных волокон.
Культивировать одно из древнейших растений на планете он начал случайно — искал способ поправить здоровье. Необычное хобби быстро переросло в бизнес.
Кунах оставил ради нового проекта высокооплачиваемую работу, набрался опыта, привлек и потерял партнеров. Но ни о чем не жалеет и строит амбициозные планы.
Но сначала ликбез:
Спирулина – суперфуд с лечебным эффектом, выращенные в бассейнах микроводоросли. В 1974 году спирулина была признана ВОЗ самым полезным растением на Земле и объявлена ООН на Всемирной Продуктовой Конференции «пищей будущего». С помощью спирулины можно контролировать уровень глюкозы, кровяное давление и холестерин.
Потребление спирулины снимает воспалительные боли, обладает антиоксидантными свойствами и защищает от болезней сердца, печени и почек. Также этот продукт поддерживает иммунную систему, уменьшает сопутствующие аллергические реакции, улучшает пищеварение и способствует работе мозга.
Сначала была болезнь
Впервые смешное слово спирулина Кунах услышал от своего преподавателя около 20 лет назад. Системный программист, по образованию, он работал в IT-сфере. Удаленная работа и гиперактивный образ жизни сказались на здоровье — Кунах стал страдать расстройствами пищеварения. Именно проблемы со здоровьем свели его со спирулиной. Как оказалось, надолго. «Докторам я не сильно доверяю, потому искал варианты, как решить свою проблему другим путем. Перепробовал БАДы — не помогло, — рассказывает Кунах.
 Я вспомнил о спирулине, и стал искать о ней информацию». Он попробовал таблетки из сушеной спирулины, порошки, капсулы, но их потребление вызывало дискомфорт. «Во-первых, это очень неприятно пахнущие вещи, во-вторых, по вкусу это напоминает собачий корм», — рассказывает он. При этом эффект был довольно непродолжительный. Вдруг на глаза Кунаху попалась публикация о том, что живую спирулину выращивают на Гавайях.
Он задался целью выращивать водоросль и у себя дома, чтобы потреблять ее свежей:
В 2014 году я познакомился с профессором-альгологом (биолог, изучающий водоросли), который занимался спирулиной.
Он мне помог: поделился своими наработками и штаммом (посевным материалом)», — рассказывает Кунах. Экспериментировать с водорослями он решил дома, расставив на подоконнике пластиковые бутылки от молока.
Первых урожаев хватало, чтобы кормить спирулиной семью.
Затем подтянулись родственники, друзья, всем было интересно попробовать, — рассказывает предприниматель.
На новое дело он тратил уже по 3-4 часа в день. Почему бы не монетизировать усилия? Алим стал брать плату за спирулину.
Чтобы удовлетворить спрос, он своими силами из подручных материалов оборудовал биореактор — специально оборудованное закрытое пространство с резервуарами для размножения водоросли. Вскоре появился и инвестор, готовый финансировать проект. Казалось, ему улыбнулась удача.
Деньги и партнеры
Финансист Вадим Киричко, с которым Кунах сотрудничал в предыдущих проектах, однажды увидел производство, которое создал Кунах. Попробовав спирулину, он решил в нее инвестировать. Сам Киричко уже слышал о спирулине — познакомился с технологией ее выращивания и целебными свойствами у европейских производителей на международных выставках.
Потому недолго раздумывал над тем, вкладывать ли в проект Кунаха. 
В 2016 году партнеры зарегистрировали компанию «Фуд Фактори», разработали сайт, зарегистрировали ТМ Spirulinka и арендовали помещение, чтобы выпускать больше продукции.
Вместе с третьим приглашенным партнером — телеком-предпринимателем Владимиром Ищуком — они оборудовали биореактор побольше — объемом 10 куб м.
Он состоит из специального материала и системы подачи воды, водоочистки и водоподготовки, которая позволяет из обычной воды создавать субстрат (питательная среда для развития микроогранизмов. — Ред.) для роста и развития спирулины, — рассказывает Кунах.
Уже через год предприниматели собрали первый урожай и запустили продажи. Но бизнес не пошел. Результаты работы следующих двух лет были настолько удручающими, что партнеры Кунаха дистанцировались от проекта: Ищук пошел зарабатывать деньги наемным работником, а инвестор Киричко, который и до этого не особо вникал в стартап, погрузился в свой основной бизнес в финансовой сфере.
С 2018 года он остался один и сейчас посвящает спирулине все свое время. Деньги и урожай Кунах признается: думал о том, чтобы свернуть проект. Чтобы играть в длинную и развивать бизнес, нужны были инвестиции, у Алима их не было. «Определил для себя, что если до конца 2019 года проект не «взлетит» — прекратить инвестировать в развитие и оставить производство только для себя», — рассказывает предприниматель. В 2019-м продажи спирулины выросли на 70% до 1,5 млн грн в год. Рентабельность, утверждает предприниматель, дошла до 42%.
Кунах остался в бизнесе. За пять лет существования спирулинового хозяйства в него инвестировано чуть более $120 000, а мощности производства выросли в 10 раз — до 100 куб м.
Объемы производства спирулины ТМ Spirulinka — 3,6 т в год. Компания стала получать прибыль, уверяет Кунах. «Инвестиции, правда, еще не вернулись, но немного стали зарабатывать, и, надеюсь, окупимся уже в ближайшие годы», — рассказывает он.
Стоимость одной порции свежезамороженной спирулины — 25 грн. Это 20 грамм водоросли, которые составляют половину дневной нормы потребления для городского жителя.
Как ее получают? «Ежедневно мы собираем свежий урожай спирулины, который тщательно промывается, в течение 30 минут фасуется в специальные герметичные пакеты (при контакте с кислородом спирулина теряет свои свойства), замораживается и проходит контроль качества», — рассказывает Кунах.
Цикл размножения водоросли составляет 8-12 часов, она может удвоиться в размерах за трое суток или быстрее. В бизнесе Кунаху помогает супруга Татьяна, которая занимается продвижением продукта в соцсетях. 
Также в команде работает один нанятый менеджер по продажам и два помощника на производстве. Конкуренты — импорт В Украине выращиваение свежей спирулины непопулярно, и пока никто не видит в нем перспектив. Спирулину, по словам Кунаха, в нашей стране выращивают лишь на одной тепличной ферме, но продают огромное количество ввозного сушеного продукта неизвестного происхождения. Ввозной продукт дешевле, но менее эффективен, говорит предприниматель.
Основной канал сбыта продукции ТМ Spirulinka – это сайт и страницы в социальных сетях. Кроме того, Кунах проводит переговоры со специализированными магазинами органической и функциональной пищи. Предприниматель пробовал сотрудничать с аптеками, но там спроса на продукт не было. «В аптеку приходят не за здоровьем, а за лекарствами от болезней», — аргументирует провал Кунах. Зато есть заграничные клиенты.
Свою продукцию Кунах отправляет в ОАЭ и США, где запорожскую спирулину уже зарегистрировали в FDA (орган администрирующий распространение пищевых продуктов). Читайте также Как под Киевом выращивают черную икру и сражаются с Китаем.
План покорения мира
Сейчас Кунах стоит перед выбором: сначала вернуть инвестиции Киричко или же продолжить расширять производство. Склоняется ко второму варианту — развитию компании, поскольку инвестор своих денег не требует. Киричко называет выращивание спирулины «возможно, самым важным проектом в жизни», уверяет Кунах.
Чтобы привлечь нового инвестора в свой бизнес предприниматель участвует в конкурсе за привлечение инвестиций «Битва стартапов» и подает заявки во все известные программы поддержки предпринимательства в Украине.
Попытка привлечь кредит по госпрограмме 5-7-9% оказалась недосягаемой — банки изучают документы предпринимателя уже полтора месяца. В Украинский Фонд Стартапов, говорит бизнесмен, проект не прошел по критерию создания добавленной стоимости каким-либо IT-решением..
Несмотря на нишевость, у Кунаха амбициозные планы.
Мы написали бизнес-план, согласно которому планируем привлечь в 2020 году $2,2 млн, чтобы увеличить производственные мощности в 10 раз и полностью автоматизировать производство, — рассказывает предприниматель.
Несмотря на амбициозный план, он верит, что у него все получится. По его словам, в мире работают всего несколько десятков мелких локальных компаний в Европе и США. «Мы готовы захватить мир», — улыбается Кунах.
 
Источник: Лига. Бизнес Источник: https://zanoza-news.com/a/2020/08/24/32148

Мы в Telegram, наш Telegram bot — @zpua_bot, Мы в Viber, Мы на Facebook

Share this post

нет
scroll to top