Искусствовед художественного музея, проработавшая там больше 40 лет, вспомнила самые яркие моменты
Искусствоведу, ведущему научному сотруднику Запорожского областного художественного музея Людмиле Травень исполнилось 80 лет. Она работает в музее практически с момента его основания и продолжает трудиться. Ее жизнь — это тоже своего рода история музея.
«Искусство привлекало и тянуло»
— Людмила Ивановна, как вы стали искусствоведом?
-Это еще с детства. Классе в пятом-шестом мне очень нравились репродукции в «Огоньке», «Работнице», «Колхознице», тогда у нас были такие журналы. А репродукция картины «Оттепель» Федора Васильева меня так поразила, что я начала собирать открытки. Так и пошло.
Первый музей, где я побывала — Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник в Ярославской области. В Рыбинск мы эвакуировались из моего родного Днепропетровска во время войны. Там я окончила школу. Материальной возможности после школы учиться в другом городе не было. И я окончила авиационный техникум по специальности техник-механик. А потом по распределению приехала на Родину, в Украину, работала на «Моторе».
Но искусство привлекало и тянуло. Я не чувствовала, что могу рисовать. Не знала, что не будучи художником, можно учиться в художественном институте. А узнав об этом, уже в зрелом возрасте поступила в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имен и Репина.
В художественный музей попала не сразу
-А как пришли в Запорожский областной художественный музей?
-Уже получила диплом искусствоведа, но еще год продолжала работать на заводе, потому что еще не было художественного музея. А когда его открыли, то не сразу в него попала. Музей был основан 29 сентября 1971 года. А для зрителей открылся в 1972 году выставкой картин из Третьяковской галереи, своих экспонатов тогда не было.
Я приходила с дипломом устраиваться на работу. В музее уже было три научных сотрудника. (Из тех, кто работает до сих пор — Алевтина Медведева, сегодня, 15 декабря, ей исполнилось 79 лет. — Ред.). Мне сказали, что научные сотрудники пока не нужны.
Меня согласились взять на работу в заповедник «Хортица». Направили с документами на собеседование в управление культуры, где сказали: «А почему не в художественный музей?». — «Не берут». — «Идите, оформляйтесь».
С лета 1972 года я работаю в художественном музее. Был период, когда я работала в музее народного творчества и этнографии. Он находился напротив синагоги. Музей просуществовал в Запорожье всего четыре года, с 1991 по 1995 года. Из 45 лет музейной работы 41 года отданы художественному музею.
Как украли и вернули Айвазовского
-Какой случай из музейной жизни вам больше всего запомнился?
-Печальный случай, который, впрочем, счастливо закончился для музей. Это кража с выставки четырех картин известных художников. Среди них и был и холст Айвазовского «Канонерка в море». Я работала тогда главным хранителем музея. И, естественно, выговор был директору музея и мне. А через несколько лет все, что унесли, в целости и сохранности анонимно вернули в музей — оставили пакет с украденным. (Картины были небольшие). Тогда я работала в другом музее.
-На каком искусстве вы специализируетесь?
-На изобразительном. Хотя могу заниматься и декоративно-прикладным искусством. В периферийных музеях приходится иметь дело со всем. Симпатии, конечно, бывают. Но мне и изобразительное, и декоративное искусство нравится.
«Джульетта» и другие
— Вам приходилось выбирать для музея работы известных художников?
-Да. Например, из одной удачной поездки в Одессу привезла работы Шовкуненко, Жуковского, Буковецкого, Беркоса, Дворникова. Покупали у коллекционера, а картины Буковецкого — у его родственников. Тогда же привезла и «Джульетту» (1912 год) Николая Кузнецова. Это портрет дочери художника, оперной певицы Марии Кузнецовой-Бенуа. Эта картина есть во многих альбомах. Она была в нашей постоянной экспозиции. Надеюсь, после ремонта у нас опять будет постоянно действующая выставка.
Картину Лагорио я привезла из Ленинграда. Обнаружила на стене у подруги моей мамы и выпросила для музея. А во время одной рабочей поездки с Алевтиной Медведевой привезли из Москвы картину «За чашкой чая» Александра Осьмеркина и три работы Роберта Фалька. Покупали у жен художников, ездили к ним домой. (Это художники с мировыми именами. — Ред.). Тогда много замечательных работ привези из Загорска. Одна из них «Днепрострой» года Федора Конного, расстрелянного в 1930 года.
Слава богу, раньше давали хоть какие-то деньги на закупку коллекции. Иначе у нас не было бы работ 19-го — начала 20-го века. Сейчас, к сожалению, деньги на эти цели не выделяют.
«Это было, как удар!»
-Какая выставка больше всего запомнилась в нашем художественном музее?
-До сих пор не могу забыть потрясающую выставку из Эстонии — привезли огромную коллекцию, это было, как удар! Управление культуры даже не решилось издать каталог. Потому что для того времени, а выставка проходила в 1970-е годы, это были очень новаторские произведения. Там были такие работы, которые у нас с нашим суровым стилем не разрешали.
-Чем особенно гордитесь в вашей творческой жизни?
-Довольна, что, в соавторстве с Юлией Мартыненко удалось довести до печати каталог «Не забывайте незабутне», куда вошли все 126 произведений художников-бойчукистов (украинское искусство в сочетании с авангардом, преследовалось с 1930-х годов. — Ред.) из коллекции нашего музея. В 2017 году мы с ней организовали одноименную выставку.
-За что любите профессию искусствоведа?
-За эмоции, за восхищение, потрясение, удивление. За то, что есть таланты на земле, которые вкладывают все это тебе в душу. Так, увидев в Эрмитаже картину Рембарндта «Возвращение блудного сына» — она была одна в зале, освещена снизу и напоминала огромную икону — хотелось чуть ли не опуститься на колени и молиться на эту картину. Мне было 28 лет, но впечатления до сих пор сильные.
Три любимых художника Людмилы Травень Леонардо да Винчи
Рембрандт
Илья Репин.
Читайте также: Запорожцы могут увидеть целый зал подсолнухов.
Фото Александра Прилепы и автора.
Сообщение Запорожский искусствовед: Хотелось встать на колени и молиться на эту картину появились сначала на Индустриалка — новости Запорожья.
Источник: http://iz.com.ua/zaporoje/zaporozhskiy-iskusstvoved-hotelos-vstat-na-koleni-i-molitsya-na-etu-kartinu
Мы в Telegram, наш Telegram bot — @zpua_bot, Мы в Viber, Мы на Facebook