Герои нового проекта 061 имеют необычные профессии (ремесла). Сегодня мы решили рассказать о реставраторе — человеке, который дарит вторую жизнь уникальным иконам и картинам, хранящимся в запасниках Национального заповедника "Хортица". Наша героиня — художник-реставратор Ольга Кулигина. Ольга окончила Львовскую национальную академию искусств. Училась на кафедре реставрации произведений искусства. Сейчас она в прямом смысле слова спасает уникальные иконы и картины. "В фондах музея хранится большое количество икон и картин. Хранители решают, какие из них нуждаются в реставрации, а я отбираю те, над которыми хотела бы поработать. Я беру то, что больше всего требует реставрации. Мне кажется, что если я не возьмусь за восстановление, то эти работы так и будут пылиться в фондах и их никто никогда их не увидит. Беру то, что находится в ужасном состоянии и пытаюсь вернуть им первозданный вид", — рассказывает Ольга. Мы встречались, когда она работала на реставрацией двусторонней хоругви — это специальное религиозное знамя. Встреча проходила в ее рабочем кабинете, который напоминает химическую лабораторию с множеством баночек, кисточек и растворов. Сохранить нельзя восстановить За 3,5 года работы в Национальном заповеднике Ольге удалось восстановить 6 экспонатов. Реставрация — это очень кропотливый труд, иногда результатов приходится добиваться несколько месяцев. "Пока идёт процесс реставрации, трудно предсказать каким будет результат, хотя я детально продумываю программу реставрации. Приятно, когда картины после восстановления попадают на выставки. Вот тогда я чувствую невероятную радость. Мне приятно, что картины или иконы не просто лежат и пылью припадают в запаснике, а их могут увидеть. У меня есть понимание, что у научных сотрудников появился материал, им есть что исследовать и над чем работать. Есть ощущение, что наследие украинской культуры пополнилось ещё одним интересным предметом искусства", — делится реставратор. В ходе общения, Ольга показывает картину, в которой изначально планировали заменить подрамник. Но оказалось, что картина полностью к нему приклеена и по линии склейки идёт разрушение — этот процесс не остановить. Больше того, смена подрамника может полностью разрушить живопись. На реставрационном совете было принято решение: сохранить старый подрамник и, после укрепления и тонирования, покрыть работу новым лаком. Оригинал или копия Благодаря реставрации удаётся узнать историю, а иногда и отличить копию от оригинала. "Начали работу над реставрацией картины. Изначально было предположение, что это эскиз к картине Сергея Светославского "Днепровские пороги", но оказалась — копия. Когда исследовали картину, определили, что ее писал непрофессиональный художник. Нашли ошибки, которых не мог себе позволить художник-академист", — говорит Ольга. Выяснили это потому, что лак был нанесен разводами. Профессионал такого, по словам экспертов, не мог бы допустить. Пошаговое спасение уникальных икон Двусторонняя хоругвь — религиозное знамя — одна из самых сложных работ, над которой приходилось трудиться Ольге. Эту икону выносят во время службы в храмах, её не вешают. Она может показываться двумя сторонами. На её восстановление может уйти несколько месяцев. Сначала икона пропитывается специальным раствором клея. Затем, с помощью специальной бумаги, заклеиваются поврежденные участки. Потом икона проглаживается и выравнивается. После того, как оригинальный красочный слой укреплен, реставратор переходит к восстановлению грунта и красочного слоя. "Все потери должны быть заполнены реставрационным грунтом. После чего идет расчистка. Пробую сначала на крае, потом иду дальше. Бывает такое, что чистить можно только механически, потому как растворители могут разъесть краску и тогда процесс может затянуться. Работаю скальпелем", — рассказывает Ольга и вспоминает, как скальпелем чистила икону 60 times;90 см. — "Пока я укрепляю одну сторону, нужно обязательно следить за тем, чтобы ничего не повредилось с другой стороны". Ольга записывает буквально каждый шаг в специальный реставрационный паспорт, там же детально расписана рецептура всех используемых препаратов, делается фотофиксация каждого этапа. "То есть можно отследить весь процесс. Можно увидеть, какой была картина. На каждую работу есть свой реставрационный паспорт", — добавляет девушка. На самом последнем этапе она покрывает икону лаком. В случае, если работу когда-нибудь нужно будет снова восстанавливать, то другой реставратор может снять лаковый шар, тонировку и начать процесс заново. Бывают такие случаи, когда работы находятся в очень плачевном состоянии и реставратору необходимо во-первых, отыскать похожие сюжеты и технику выполнения, а во-вторых — обратиться за помощью к коллегам. "Я звоню своим знакомым реставраторам, советуюсь с теми, кто имеет опыт. Иначе нельзя выполнить реставрацию. Экспериментировать в этом деле нельзя", — подготовила Ольга Кулигина. После того, как Ольга заканчивает "колдовать" над уникальными полотнами, специалисты изучают их историю, устанавливают авторов. Бывает и так, что ценность работы кардинально меняется. Руководство Национального заповедника ни раз отмечало хорошую работу реставраторки. Больше того, Ольга часто консультирует коллег из других учреждений. Сегодня в музее на Хортице, к сожалению, нет места для того, чтобы выставить все "спасенные" реставраторами картины и иконы. Да и сам музей закрыт и давно ждёт реставрации. На его восстановление нужны десятки, а может быть и сотни миллионов, но это уже совсем другая история и другое ремесло hellip; Как ранее писал 061, в Запорожье разыскивают экспонаты для выставки о запорожском пиве. Фото Екатерины Клочко
Источник: 061.ua Источник: https://www.061.ua/news/2990778/spasatelnica-fondovyh-sokrovis-horticy-kak-v-zaporoze-restavriruut-unikalnye-ikony-i-kartiny-fotoreportaz
Мы в Telegram, наш Telegram bot — @zpua_bot, Мы в Viber, Мы на Facebook