Пластинку «Українські пісні» вместе с солистом Национальной оперы Василием Маноловым записал мелитопольский ансамбль «Повітове місто»
Создателем и художественным руководителем ансамбля «Повітове місто» был нынешний директор Запорожского профессионального музыкального колледжа имени П.И.Майбороды Сергей Пелюк.
Пластинка «Українські пісні», которую ансамбль народных инструментов «Повітове місто» записал с заслуженным артистом Украины Василием Маноловым, как оказалось, стала первой в истории фирмы грамзаписи «Аудіо Україна». Эта фирма после распада Советского Союза стала правопреемницей филиала Всесоюзной фирмы грамзаписи «Мелодия».
История появления этой пластинки, вышедшей тиражом 13000 экземпляров, очень интересна.
Вместо диссертации — диск
— В 1986 году после окончания Уральской государственной консерватории [Свердловск, ныне Екатеринбург] по специальности «народные инструменты» я приехал на работу в Мелитопольское училище культуры, — вспоминает директор Запорожского профессионального музыкального колледжа имени П.И.Майбороды Сергей Пелюк. — Создал квартет баянистов, а вскоре собрал лучших музыкантов-народников Мелитополя и на базе ДК «Октябрь» был создан ансамбль «Повітове місто» («Уездный город»).
В конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века секстет успешно концертировал, стал лауреатом республиканского радиоконкурса молодых исполнителей «Нові імена» и представлял Запорожскую область на международных фестивалях, – в частности, в польском Вроцлаве — городе-побратиме Запорожья.
После трех лет работы в училище культуры Сергея Пелюка пригласили преподавать в Мелитопольский педагогический институт, где открыли музыкально-педагогический факультет
— А всем, кто работал в пединституте, предлагали заниматься научной работой, — рассказывает Сергей Александрович. — Играющему музыканту высасывать из пальца что-то, когда есть столько работ, посвященных исполнительству?! Я скептически к этому относился, не хотел заниматься наукой. А мне говорили — методички должны быть, публикации…
И тут мне один человек говорит: «Ты же играющий товарищ. Если ты запишешь диск, это считается 25 условных листов. А диссертация — 7. Запишешь диск, это 3 диссертации». А у меня был на тот момент ансамбль народных инструментов «Повітове місто», который уже стал популярным.
Для записи диска нужен солист
Сергей Пелюк отправился в киевский филиал Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия», где показал записи коллектива, отмеченные на республиканском радиоконкурсе «Нові імена».
Звукорежиссер Юрий Винник и редактор Николай Кузык послушали и сказали: «Если мы запишем ваш ансамбль как инструментальный, то таких записей полно. И диск не будет котироваться. Давай мы тебе дадим хорошего солиста, ты сделаешь аранжировки для ансамбля, мы запишем его песни и тогда диск будет продаваться. Вы получите гонорар, а мы сделаем хороший тираж».
Выбрали солиста Киевской оперы, заслуженного артиста Украины Василия Манолова. На встречу он пришел с нотами, на студии сделали хронометраж, для записи диска отобрали 14 украинских песен которые предстояло разучить мелитопольскому ансамблю.
К солисту – с баяном и магнитофоном
— Приехал в Мелитополь, и думаю: а как же я буду писать аранжировки? Ведь одно и то же произведение разными певцами исполняется по-разному! Пришлось звонить Василию и договариваться о дополнительной встрече, на которую я прибыл с баяном и маленьким японским магнитофоном. Тогда я побывал в его квартире на Крещатике, познакомился с семьей.
К слову, Василий Манолов женат на внучке нашего знаменитого земляка Ивана Паторжинского Наталье… Я записал пение артиста под свой аккомпанемент, и уже на этой основе потом делал аранжировки для ансамбля.
Для записи песни «Взяв би я бандуру» был приглашен народный артист Украины бандурист Анатолий Чухрай, — рассказывает Сергей Александрович.
Времени у мелитопольцев было в обрез — аккомпанемент 14 песен нужно было разучить за 2 месяца. Сергей Пелюк расписал аранжировки для музыкантов, начались репетиции. И они все успели!
— Приехали в Киев, Василий Манолов приезжает к нам в гостинницу и говорит: «Давайте запишем одну-две песни, посмотрим, что получится». Он скептически относился к нам.
А у нас был договор со студией на три дня. Прямо в холле гостиницы мы заиграли, он запел. И все его сомнения отпали… Мы весь вечер репетировали. На следующий день приехали на студию звукозаписи. И за три дня записали этот диск, — продолжает Сергей Александрович.
С тех пор прошло много лет и вот пару месяцев назад в кабинете директора Запорожского музыкального колледжа имени П.И.Майбороды раздался звонок.
Собеседник из Ивано-Франковска спросил Сергея Александровича: «Ваша фамилия Пелюк?».
Услышав утвердительный ответ, поинтересовался, имеет ли Сергей Александрович отношение к ансамблю «Повітове місто» из Мелитополя? И снова получил утвердительный ответ.
Как оказалось, звонил человек, который занимался разработкой и наполнением сайта «Українська музика онлайн», а также созданием картотеки пластинок, выпущенных в независимой Украине.
И оказалось, что виниловая пластинка «Українські пісні», которую ансамбль «Повітове місто» записал с заслуженным артистом Украины Василием Маноловым, стала первым виниловым диском, увидевшим свет в независимой Украине.
— Мы писали диск еще при Союзе, в филиале фирмы «Мелодия», но когда он выходил, Союз распался и диск оказался первым, выпущенным в независимой Украине на фирме «Аудіо Україна», — не без гордости говорит Сергей Пелюк.
На конверте винилового раритета, который Сергей Пелюк бережно хранит все 30 лет, указаны имя солиста — Василий Манолов, состав ансамбля «Повітове місто», а также произведения, дата выпуска и тираж — 13000 экземпляров.
Когда пластинке «Українські пісні» исполнилось 25 лет, Сергей Пелюк хотел организовать гастрольный тур по области, и Василий Манолов дал свое согласие. Но эта идея никого не заинтересовала и тур не состоялся. Кстати, в интернете сейчас продается этот раритетный диск. Пластинку б/у можно приобрести за 369 грн.
Диск в честь Астора Пьяццоллы
Второй диск, к записи которого причастен известный баянист и аккордеонист Сергей Пелюк, вышел в 2012 году и посвящен он очень популярному композитору Астору Пьяццолле. Диск «Планета Астора» записывался с квинтетом «Мистерия», в составе которого играли преподаватели музучилища.
Ансамбль «Мистерия» создали в 2007 году. Основой репертуара стала страстная музыка Астора Пьяццоллы – нашего современника, «музыканта толпы», создавшего на гармошке-бандонеоне свои простые шедевры, покорившие весь мир.
В октябре 2009 г. коллектив заявил о себе участием в фестивале Астор-Фест (Киев). В марте 2010 г. квинтет стал участником I Международного музыкального турнира Terem Crossover (Санкт-Петербург). В 2011 году была осуществлена музыкально-хореографическая постановка на музыку Астора Пьяццоллы «Жизнь длиною в танго». В том же году коллектив совершил концертный тур по городам Литвы и Латвии выступали в Вильнюсе, Клайпеде, Шауляе, Каунасе, Риге.
А в сентябре 2012 года и профессиональное жюри конкурса «Citta di Lanciano» (Италия) дало свою высокую оценку: квинтет «Мистерия» стал обладателем гран-при этого популярного конкурса.
— Я увлекался Пьяццоллой, много о нем читал, — рассказывает Сергей Пелюк. — Собрал квинтет «Мистерия». Вначале мы играли исключительно музыку Астора Пьяццолы. Но она сложная, а выступать надо и мы стали разбавлять программу другими произведениями.
В 2012 году выпустили диск «Планета Астора», аранжировки написал заслуженный деятель искусств Украины Дмитрий Савенко, с которым мы активно сотрудничаем. Я отвез несколько дисков в посольство Аргентины в Украине и они признали, что это одна из лучших записей этого композитора.
Кстати, этого аргентинского композитора очень любил известный поэт Евгений Евтушенко, с которым Сергею Пелюку посчастливилось не только познакомиться, но и подружиться.
История их знакомства в 2008 году достаточно интересная.
— Однажды я захожу к главному дирижеру симфонического оркестра Вячеславу Реде, а у него кто-то сидит. Они о чем-то говорят, а потом обращаются ко мне: «Ты не знаешь никого, кто бы мог оплатить приезд в Запорожье Евгения Евтушенко и хора из Киева, чтобы в Запорожье можно было исполнить Симфонию Шостаковича №13 по поэме Евтушенко «Бабий яр»? А я тогда был дружен с известным меценатом Дмитрием Зусмановичем. Позвонил ему: «Дмитрий, ты знаешь поэта Евгения Евтушенко?» Он даже обиделся: «Да, я могу часами читать его стихи!». Озвучил требуемую сумму и Дмитрий Согласился.
Захожу через 3 минуты к В.Реде и говорю, что нашел такого человека. Нужно было видеть в этот момент их лица. Началась активная фаза подготовки к концерту. Симфония № 13 си-бемоль минор, op. 113 — симфония Дмитрия Шостаковича для солиста (баса), хора басов и оркестра на стихи Евгения Евтушенко. Основой текста стали пять произведений поэта: «Бабий Яр», «Юмор», «В магазине», «Страхи» и «Карьера».
Когда Е.Евтушенко приехал в Запорожье, Дм. Зусманович организовал с ним встречу, куда был приглашен и я. Сели, разговорились. Евгению Евтушенко меня представили как музыканта. Он спросил: «На чем играете?», «На баяне, аккордеоне». «А вы не знаете такого композитора Пьяццоллу?». Он попал в «десятку», потому что я очень много о нем знаю.
Разъезжались поздно — в пол-третьего ночи. И тут я предложил Евгению Александровичу: «Может выступите у нас в музучилище?». При этом я знал, что его выступление стоит очень дорого. «Я выступлю при одном условии — вы будете играть, когда я буду читать стихи».
В 10:30 он уже был у нас. «Сережа, я не спал всю ночь, я посвятил тебе стихи — «Я любил под Пьяццоллу». Евгений Евтушенко провел встречу, зал был битком набит, все были в восторге! У него мощнейшая энергетика.
Стихотворение с посвящением и автографом поэта висит у Сергея Пелюка в кабинете, в рамочке.
А исполнение Симфонии №13 Дмитрия Шостаковича и поэмы «Бабий Яр» в Запорожье тогда стало настоящим культурным событием. Солист — народный артист Украины, солист Национальной оперы Украины, Тарас Штонда(бас), хор из Киева, Запорожский симфонический оркестр под управлением В. Реди и поэт Евгений Евтушенко произвели на публику неизгладимое впечатление.
К слову, Евгений Александрович рассказал Сергею Пелюку, что как-то в молодости, в холодные и голодные для себя времена сидели они с женой дома и грелись кипяточком. Раздался телефонный звонок — звонившая представилась секретарем Шостаковича. Супруги решили, что кто-то с ними шутит. Позвонили второй раз — они снова бросили трубку. В третий раз позвонил сам Шостакович, сказал, что написал по «Бабьему яру» симфонию.
Знаменитый поэт и запорожский музыкант подружились. Евгений Евтушенко даже пригласил Сергея Пелюка в Москву на свой день рождения, который отмечал в июле. Сергей Александрович не поехал — вступительная кампания в училище. До сих пор искренне об этом жалеет!
«Va-Bank» – с душою для людей
С 2003 года Сергей Пелюк возглавляет Запорожское музучилище имени П. Майбороды, которое в прошлом году стало именоваться профессиональным музыкальным колледжем. Инициировал проведение Всеукраинского конкурса молодых исполнителей «Баянне коло». Раньше много выступал — и с «Мистерией», и сам. Сейчас пропагандирует аккордеон и баян.
А в этом году выпустил диск «Va-Bank».
— Говорю жене: «Люба, давай сделаем подарок для себя, для друзей», — делится Сергей Александрович.
Зато шикарный диск получился! Диск отдыхающей, релаксирующей музыки, известных мелодий, которые можно слушать и дома, и в машине, и на природе. «Va-Bank» уже получил высокую оценку профессионалов, в том числе украинских композиторов – авторов нескольких вошедших в подборку произведений.
В частности, профессор Одесской консерватории Виктор Власов написал:
«Сегодня баян и аккордеон переживают новую волну популярности. Этим они обязаны прежде всего исполнителям, широко пропагандирующим эстрадную и популярную музыку. Она звучит на многочисленных конкурсах и фестивалях, по телевидению, на компакт-дисках, привлекая к себе все новых и новых слушателей.
Хороший подарок всем любителям этого жанра сделал баянист из Запорожья Сергей Пелюк, записавший свой новый диск и представивший солирующий баян в сочетании с различными ансамблями. Тринадцать треков диска охватывают практически все ветви этого направления — эстраду, популярные мелодии (в том числе из кинофильмов), классику, джаз.
Сергей Пелюк демонстрирует здесь свое высокое мастерство — виртуозность в моторных пьесах, распевность и широкое дыхание в кантилене, отточенность и разнообразие штрихов, утонченную музыкальность. Все это поддерживается отличным качеством записи.
Особо хочется отметить исключительное мастерство аранжировщика Д. Савенко, который выступает здесь и как автор, представив два новых своих произведения.
Диск С. Пелюка — хороший подарок всем почитателям баянно-аккордеонной музыки. И любителям, и профессионалам».
Читайте также: Стали известны претенденты на должность руководителя ведущего запорожского театра
Сообщение Пластинка ансамбля из Запорожской области стала первой в независимой Украине — фото появились сначала на Индустриалка — новости Запорожья.
Источник: http://iz.com.ua/zaporoje/plastinka-ansamblya-iz-zaporozhskoy-oblasti-stala-pervoy-v-nezavisimoy-ukraine-foto
Мы в Telegram, наш Telegram bot — @zpua_bot, Мы в Viber, Мы на Facebook