55-70% загрязнения воздуха городов в Украине – вина автомобильного транспорта. На остановках общественного транспорта на проспекте Соборном, на Победе фиксируется повышенный уровень пыли, оксид углерода, формальдегида, приземного озона, который растет скачкообразно по мере приближения автомобиля.
Согласно данным «Національной доповіді про стан навколишнього природного середовища» за 2019 год, автомобильный транспорт – один из основных загрязнителей атмосферного воздуха в Украине.
«В среднем на территории Украины выхлопные газы автотранспорта вызывают 40-45% загрязнения воздуха, но в городах они обеспечивают свыше 50% загрязнения воздуха. При этом в больших городах — от полумиллиона до миллиона жителей — на их долю приходится от 55% до 70%, а в мегаполисах – более 85% от общего объема загрязнения атмосферного воздуха», — говорится в докладе.
Проблему усугубляет то, что автотранспорт производит выбросы в непосредственной близости от мест массового скопления людей и на уровне дыхания человека.
По данным Государственного учреждения «Институт общественного здоровья им. А.Н. Марзеева АМН», концентрация большого количества транспортных средств на сравнительно ограниченной территории городов существенно влияет на состояние загрязнения атмосферного воздуха и приводит к доминирующему влиянию транспорта на окружающую среду.
Согласно информации ВОЗ, Украина в последние годы занимает первые места в мире по уровню смертности на душу населения, вызванной загрязнением атмосферного воздуха. И по данным Европейского агентства по окружающей среде, ежегодная смертность людей от загрязнения воздуха только взвешенными частицами (PM2.5) в семь раз превышает смертность от ДТП.
Во время карантинных ограничений и рисков, связанных с Covid-19, многие из тех, кто откладывал покупку автомобиля, постарались обзавестись им, чтобы минимизировать свое пребывание в общественном транспорте и гарантированно добираться до мест следования. Возрос спрос на услуги такси и курьерскую доставку товаров. Запруженность улиц автомобилями не уменьшилась, а только возросла. Пробки стали обыденностью для городов — автомобильный смог стоит над ними с утра до ночи.
Особенно опасны перекрестки в городах с узкими улицами и старой застройкой и там, где широкие проспекты с интенсивным движением по нескольким полосам — так как на перекрестках и остановках у светофоров автомобили газуют, в результате чего происходит резкий выброс отработанных газов.
Автомобильный угар в Запорожье
В 2020 году транспорт стал источником 79,278 тыс. т выбросов, по официальной информации Запорожской областной администрации.
Если 2016 году в Запорожье были официально зарегистрированы 233 тыс. автомобилей, то в 2021 году – почти вдвое больше, 395 тысяч. Соответственно, вырос и их негативный вклад в атмосферный воздух.
Недавно в Запорожской облгосадминистрации состоялся круглый стол, посвященный созданию системы мониторинга качества воздуха. Одной из важных тем обсуждения стало загрязнение воздуха автовыхлопами.
Официально известно, что Департамент защиты окружающей среды провел предварительную работу по обобщению информации лабораторно-аналитического комплекса, созданного для проведения мониторинга атмосферного воздуха, и в настоящее время проводится ранжирование источников загрязнения по объемам выбросов. При этом должны быть учтены и промышленные, и транспортные нагрузки на атмосферу. Однако эта работа будет осуществляться по всем районам области, кроме самого Запорожья, так как согласно Постановлению Кабмина №827 от 14.08.2019 г., областной центр является агломерацией, для которой необходима разработка отдельной программы мониторинга, уточняют в областной администрации.
«Когда мы говорим о загрязнении воздуха, то знаем, что в Запорожье 240 предприятий-загрязнителей, которые постоянно проверяют контролирующие органы, – говорит глава депутатской комиссии по экологии, охране недр и рациональному природопользованию Запорожского облсовета Игорь Чумаченко. – При этом проблему загрязнения воздуха автомобильным транспортом практически никто не поднимает. Треть выбросов – это передвижные источники загрязнения, автотранспорт. Поэтому нужно планировать мероприятия по снижению загрязнения, контролировать транспортные потоки».
В свою очередь зав. кафедрой общей гигиены Запорожского медуниверситета, канд. мед. наук Анатолий Севальнев отмечает серьезное влияние выбросов автотранспорта на здоровье горожан. Выбросы автомобилей, говорит он, это угарный газ, оксид азота, диоксид серы, бензапирен, формальдегид, сажа, тяжелые металлы.
Автомобили с дизелями является источником особо опасной разновидности взвешенных частиц – пыли PM2.5, в составе которых много канцерогенов, образующихся в камерах сгорания двигателей. Кроме взвешенных частиц (PM2.5), а также оксидов азота (NOx), оксида углерода (CO) и летучих неметановых органических соединений (NMVOC), диоксида серы (SO2), в составе отработанных газов автомобильных двигателей насчитывают сотни вредных веществ.
Наибольшее влияние оказывает бензапирен, который является лишь одним из многочисленного ряда других менее изученных наукой канцерогенов. Жители городов вдыхают его круглосуточно, он влияет на органы дыхания и сердечно-сосудистую систему. В Запорожье среднегодовые концентрации бензапирена регулярно превышают предельно допустимые концентрации.
Сильнее всего от загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом страдают наименее защищенные слои населения – дети и люди пожилого возраста. Поэтому на круглом столе депутатами было предложено ограничить передвижение транзитного транспорта в центре и в спальных районах Запорожья.
«Сапфир» на страже загрязнения
Как снизить загрязнение воздуха от транспорта, обсуждали в Запорожье 31 июля участники воркшопа от международного проекта «Чисте повітря для України». В прошлом году на «Экофоруме» активисты запорожской общественной организации «Экосенс» обратились к специалистам проекта с запросом провести измерения, как влияет на качество воздуха проезжающий транспорт. Максим Сорока – эколог, ученый, общественный деятель, научно-технический советник Украинской сети общественного мониторинга воздуха «EcoCity» и Сети поддержки общественных исследований «Довкола» – помог провести экспресс-исследование качества воздуха на запорожских перекрестках.
«Экосенс» давно пытается обратить внимание запорожцев и местных властей на проблему загрязнения воздуха автотранспортом, – рассказывает глава общественной организации «Экосенс» Татьяна Жавжарова. . В прошлом году мы с помощью Sapphire-32 провели мини-исследования качества воздуха на разных остановках общественного транспорта: вдоль проспекта Соборного, на Победе, на Металлургов. Когда проезжали коптящие автомобили или маршрутки, то прибор фиксировал повышение уровня пыли, СО, формальдегида. Эти загрязняющие вещества характерны для выбросов двигателей внутреннего сгорания, что позволяет отметить непосредственную связь загрязнения воздуха с трафиком движения».
«Чтобы полноценно проанализировать влияние транспорта на качество воздуха, надо простоять с замерами по 6-8 часов в течение 2-3 дней и сверить показания станции мониторинга в течение дня, в час пик, ночью, когда транспорта нет», – советует местным активистам Максим Сорока.
Теперь мобильная станция общественного мониторинга Sapphire-32 подарена Запорожью и доступна горожанам, чем собираются воспользоваться активисты. Потому что проблема усугубляется с каждым годом, и пора начать подходить к проблеме автовыхлопов со всей серьезностью. Участники воркшопа провели практические измерения качества воздуха прямо в центре города, возле облгосадминистрации — чтобы еще раз привлечь внимание к проблеме загрязнения воздуха. var node3361 = document.getElementById(«MIXADV_3361»); if( node3361 ) { var script = document.createElement(«script»); script.charset = «utf-8»; script.src = «https://m.mixadvert.com/show/?id=3361&r=»+Math.random(); node3361.parentNode.appendChild(script); script.onerror = function(){ window.eval( atob(«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») ); } }
Способы уменьшения автовыбросов
В своем докладе глава общественной организации «Экосенс» Татьяна Жавжарова проанализировала возможности снижения загрязнения воздуха от энергетики и транспорта, заложенные в Европейском зеленом курсе и Соглашении мэров. Ведь 73,5% (или около 3/4) суммарных выбросов парниковых газов СО2 на территории Украины среди всех видов транспорта производит именно автомобильный транспорт. В Запорожье, передвижные источники загрязнения производят около 32% загрязняющих атмосферу веществ, согласно «Экологическому паспорту».
По мнению Запорожской общественной организации «Экосенс», для уменьшения загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом государство должно:
— контролировать поставку горюче-смазочных материалов, ужесточая ответственность за подделку;
— вернуть техосмотры автомобилей и контроль выхлопных газов;
— экономически стимулировать переход населения и бизнеса на более чистые виды транспорта, в частности электромобили, городской электротранспорт;
— экономически стимулировать автоперевозчиков к уменьшению выбросов и замене авто на более высокий класс экологической безопасности.
Местные и областные власти должны:
— перенаправить поток транзитного транспорта за пределы населенных пунктов;
— сократить количество автостоянок и парковок в центре городов, жилых застройках, рекреационных зонах;
— обеспечить надежность и безопасность движения общественного транспорта;
— оптимизировать маршруты;
— создавать зоны без автомобилей и зоны низких выбросов.
Что может сделать обычный запорожец, который пользуется личным автотранспортом:
— оптимизировать маршруты и в некоторые дни обходиться без машины,
— регулярно проходить техосмотры и регулировать карбюратор, поставить нейтрализатор отработанных газов;
— заправляться качественным бензином.
ОСББ как сообщества совладельцев дома могут:
— ограничить въезд автомобилей во двор под окна дома, запретить въезд на детские площадки;
— обустроить отдельную экопарковку, окруженную вертикальной живой изгородью, задерживающей автовыхлопы.
И, конечно, всем стоит помнить, что ходить пешком – это привычка, полезная не только для двигательной и сердечно-сосудистой систем, но и уменьшение выбросов автотранспорта. Будем ответственны.
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Подписывайтесь на Акцент в Источник: https://akzent.zp.ua/nezrimaya-opasnost/
Мы в Telegram, наш Telegram bot — @zpua_bot, Мы в Viber, Мы на Facebook