В Запорожье впервые открылась персональная выставка известного украинского художника Романа Минина
Живопись и графику, эскизы декоративных панно, скульптуры, ковры, авторские барельефы, работы с дополненной реальностью (ее можно увидеть только с помощью мобильного телефона) — первая в Запорожье персональная выставка известного в Украине и в мире художника Романа Минина (Димитров, а теперь Мирноград Донецкой области — Харьков) получилась очень разнообразной, яркой и нескучной. Автор говорит — хотел, чтобы создалось впечатление, что в выставке участвует несколько художников.
Но несмотря на разнообразие техник и материалов стиль Романа Минина узнаваем — сложную вязь, как на восточных узорах, но с современными образами интересно разглядывать. Что и стоит сделать посетителям выставки «Mining art», открывшейся в Туристическом информационном центре. Многие произведения, а Роман привез работы, начиная 2000-х, выставил впервые.
Ради открытия своей выставки в Запорожье Роман Минин не поехал на арт-ярмарку Art Basel Miami Beach. Потому что в наш город его пригласили организаторы международного симпозиума современного искусства BIRUCHIY Елена Сперанская и Геннадий Козуб. Напомним, что BIRUCHIY проходит в Запорожской области с 2006 года и высоко котируется в Украине. Роман тоже был его участником в 2013 году.
А еще, как шутили Геннадий и Роман, невозможно было отказаться после фразы: «Роман, у вас відкрилась виставка у Парижі, а теперь буде й у Запоріжжі». Идею выставки международного уровня поддержали в департаменте культуры и туризма Запорожского городского совета.
— Роман, ваша главная тема — шахтерская. Как вы пришли к ее мифологизации? — поинтересовалась «Индустриалка».
— Когда учился в Харьковской академии дизайна и искусств, надо было выбрать тему дипломной и семестровых работ. А я из Донецкой области, родился в шахтерской семье, у меня все в роду шахтеры. И для меня эта тема естественна. Период реалистического отображения действительности прошел довольно быстро. И в 2007-2008 годах наступил период, когда я захотел стать, выражаясь пелевинским языком, криэйтером шахтерского фольклора. Не только рисую картины, но и 10 лет собирал стихи и разные идеи, сделал рукописный арт-бук о шахтёрском фольклоре.
— Вы хотели в детстве стать шахтером?
— Нет.
— А художником?
— Не хотел (смеется). Потому что хотеть можно того, чего у тебя нет, а у меня всегда получалось рисовать. Заниматься нужно тем, что легко получается, но изо всех сил. И я просто стал прилагать усилия в этом направлении.
Когда мне было тринадцать лет, я создал такую серию сюрреалистических картин, что многие до сих пор не верят, что я ее сделал в том возрасте. Первую выставку я сделал в своей школе № 11 в городе Димитрове. Меня заметили и записали в банк данных одаренных людей Донецкой области, считали местным гением. И я понял, что все уже предопределено.
— Расскажите, пожалуйста, популярную шахтерскую легенду, которая нашла отражение в вашем творчестве.
— Часто заигрываю с разными легендами, особенно про доброго Шубина. У многих складывается неправильный стереотип, что Шубин — это шахтерский домовой. Но исторически так сложилось и эта версия нравится мне больше всего и я пытался ее иллюстрировать, что это бесстрашный человек, который первым заходил в штольню. Его заматывали в мокрые шубы и давали в руки факел. Он выжигал газ, чтобы не было взрыва. Но иногда взрыв происходил и он погибал. Часто героями становились люди, которым надоело жить. Об этом можно снять целый фильм. Но здесь нет картин на эту тему.
А картина с тремя шахтерами с выставки — композиция из моего детства. Помню, как некоторые шахтеры поднимались из ствола и могли выйти в поле поесть семечек из подсолнухов. Это выглядело очень мило и романтично. Я помню на вкус эти мягкие семечки.
— Что символизируют скульптуры-гибриды известного персонажа фильма «Чужой» и шахтера.
— Они из серии «Свой/Чужой». Серия появилась в 2014 году, когда в нашем социуме люди активно начали делиться на своих и чужих. Это болезненный процесс. Но, на мой взгляд, «Свой/Чужой» — это нераздельный персонаж. Когда резко появляется что-то ультралевое, ультраправое, черное и белое, то получается что-то третье. И сейчас это большинство. Например, многие люди из Донецкой области одновременно свои и чужие. Ты переехал в Киев и вроде свой. Но для ультравыраженных патриотов — чужой. Я тоже часто чувствую себя так в жизни. Это доказывает, что все, что бы ни делал художник — его автопортрет. Это мой автопортрет состояния в социуме.
Почему персонаж так выглядит? Потому что в постсоветском пространстве слово «Чужой» ассоциируется с фильмом, который в западном мире называется «Пришелец». И еще у нас есть игра слов свой-чужой, это военное понятие (комплекс для автоматического различения своих войск и вооружений от войск противника. — Ред.). В 2015 году в Цюрих я ходил в трехметровом костюме «Свой/Чужой», там никто не понял эту игру слов, вообще ничего не поняли.
— Не у каждого художника увидишь на выставке ковры. Сами ли их ткете и как к этому пришли?
— Принимаю участие в процессе, как ментор. Лет пять сотрудничаю с мастером тафтинга (технология создания ковров). Знаете, часто к художникам приходят хорошие пластические идеи, но есть риск выбрать неправильный жанр. Надо найти гармонию формы и содержания. И в этой гармонии важен материал. Поиск этого медиа случайно привел меня к коврам. Я работаю с поиском культурных кодов восточного региона, Донецкой области. Там неотъемлемой частью жизни являются ковры на стенах. Это уникальная ситуация со своей историей, чего нет в Европе. И я хотел с этим поработать. Не стал паразитировать, делать коллажи из кусочком старых ковров. Хотелось сделать ковер от начала до конца, то, чего не было до меня.
— Вы создали новые направления в искусстве — SMS art и TRANSMONUMENTALISM. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
— Это звенья одной цепи. Жанры возникли благодаря тому, что у художников появился новый инструментарий. В 2002 или в 2003 году я поехал на Андреевский спуск торговать копиями Ван Гога и своими этюдами. Один дедушка с внучкой купили у меня все. Тогда я приобрел свой первый мобильный телефон Nokia 1100. И конечно, имея этот инструмент я начал его использовать, как художник. Задача была — минимум средств, максимум выразительности, делать картинки из символов, которые есть в мобильном. Был такой классным момент из жизни, когда в академии все писали обнаженку, а я в телефоне с натуры пытаюсь рисовать этими корявыми символами.
TRANSMONUMENTALISM — это жанр монументального искусства, создание памятников по всем законам искусства, официально открытых, но в цифровом виде. По GPS-технологии он может быть прикреплен в одном месте или рассеян по миру. Если монумент можно пересылать по почте, он мобильный, то это уже трансмонумент. Концепция TRANSMONUMENTALISM появилась еще до появления у меня шлема виртуальной реальности и других инструментов цифрового искусства.
Я хочу заниматься монументально-декоративным искусством, это моя любовь. Но такое искусство не актуально в наши дни, потому что оно всегда было инструментом популяризации идеологии. А в наше время таким инструментом являются СМИ, которые справляются с этим проще и дешевле, чем дорогие мозаики на стенах. И чтобы заниматься монументально-декоративным искусством, мне приходится самому себе придумывать госзаказы и самому же их выполнять. Виртуальное цифровое искусство это та среда, в которой монументальное искусство еще может выжить. Хочу продлить жизнь этому жанру.
— Что вы больше всего любите в творчестве?
— Выстраивать композиции. Все мои картины являются эскизами для монументальных композиций. А кто ее воплотит и в каком материале — металл, фреска, мозаика — не знаю, это дорого. Но чтобы увидеть, как они будут выглядеть в большом масштабе, в среде, я использую современные технологии, виртуальную реальность. Это одна из причин, почему я занимаюсь цифровым искусством.
…Организаторы проекта BIRUCHIY пообещали и в будущем привозить в Запорожье интересные выставки современного искусства.
Приходите на выставку!
Выставка «Mining art» будет работать в Туристическом информационном центре до 19 января ежедневно, с 9.00 до 18.00.
Адрес ТИЦ: пр. Соборный, 151. (Между остановками «Ул. Сталеваров» и «ТЦ «Украина»).
Т. (050)-424-20-54.
Вход свободный, но с соблюдением противоэпидемиологических мер.
Напомним, что культурные ивенты можно посещать при наличии «зеленого» сертификата о вакцинации или отрицательного результата тестирования на COVID-19 методом ПЦР или экспресс-теста на определение антигена коронавируса. Можно подтвердить выздоровление от коронавирусной болезни, например, с использованием мобильного приложения портала «Дія». Для детей до 18 лет документы не нужны.
Читайте также: Известная запорожская художница выпустила новогодние подушки со своими картинами.
Фото Александра Прилепы
Сообщение В Запорожье открыли выставку известного художника, которую нельзя пропустить появились сначала на Индустриалка — новости Запорожья.
Источник: http://iz.com.ua/zaporoje/v-zaporozhe-otkryili-vyistavku-izvestnogo-hudozhnika-kotoruyu-nelzya-propustit
Мы в Telegram, наш Telegram bot — @zpua_bot, Мы в Viber, Мы на Facebook