Арабатская Стрелка: что происходит с курортами во время войны

Арабатская Стрелка: что происходит с курортами во время войны

Арабатская Стрелка и Геническ являются одними из регионов Украины, которые оказались оккупированы российско-фашистскими захватчиками в в первые дни войны. Как проходит “курортный сезон” на оккупированных территориях, разбирались журналисты нашего издания.

Так, в Херсоне, Новой Каховке и Мелитополе на столбах снова появились объявления о поездках на Арабатскую стрелку, но отрывные листочки с номерами телефонов так и остаются не оторванными. Потому что ездить на море на оккупированной территории не кому и не на что. А очевидцы, побывавшие в Геническе и на косе Арабатская стрелка в июле 2022 года согласились ответить на мои вопросы и рассказали о состоянии курорта, отелях, развлечениях, продуктах, ценах и многом другом, что сейчас там происходит.

Немного истории

Еще в начале 70-х годов прошлого века на Арабатской стрелке появились первые организованные туристы. Объявленная тогда эра развитого социализма и улучшение экономической ситуации дали финансирование профсоюзам, которые начали организовывать отдых трудящихся везде, где это только было возможным. После того, как закончились свободные места у моря на южном берегу Крыма, в Одессе и на Кавказе, очередь дошла и до Арабатской стрелки. В итоге, бывшие рыбацкие села Генгорка, Счастливцево и Стрелковое превратились в хоть не очень модные, но известные курорты.

Их туристическое развитие продолжилось во времена независимой Украины — были сооружены два моста через проливы и дорога класса «бетонка» до села Стрелковое. Началось бурное строительство частных мини-отелей и туристической инфраструктуры — водолечебницы, аквапарка, дельфинария, сувенирных рынков, кафе и магазинов. Были облагорожены два горячих источника и соленое озеро — местный аналог Мертвого моря.

Все шло хорошо вплоть до 2022 года, когда Арабатская стрелка оказалась отрезанной от Украины российской оккупацией.

Более того, со слов местных активистов, уволившийся без перерегистрации на подконтрольной территории 12 марта мэр Геническа, Александр Тулупов, обрек всех бюджетников на голодный паек. И с апреля месяца работники образования, культуры, спорта и медицины остались без зарплаты. Не имея других средств к существованию, но имея детей и свои элементарные потребности хотя бы в питании, эта категория людей  была брошена на произвол судьбы. Недавно назначенный в Украине голова Генической РДА Евгений Родионов без реальных рычагов власти (отсутствие реального доступа к финансам) до сих пор не решил задачу выплаты задолженности бюджетникам.

Геническ — ворота Арабатской стрелки

Обычно отдыхающие проезжали Геническ без остановки, максимум, делали тут пересадку с поезда на автобус и торопились ехать дальше к морю. И только опытные туристы не поворачивали по указателю на Стрелку и ехали дальше в город, на рынок и по магазинам.

Генический рынок всегда мог порадовать своим изобилием местной рыбы, домашних мясных продуктов, фруктов и овощей по ценам, на много ниже чем на Арабатке.

Сейчас рынок по-прежнему работает. Покупателей немного, но выбор есть. Цены на местные продукты невысоки:

Рыба: азовская камбала от 100 грн., кефаль от 60 грн., бычок от 30 грн.
Овощи: огурцы 10-12 грн., помидоры 10-15 грн., картошка 8-10 грн., кабачки 4 грн., морковь,свекла 12-15 грн.
Фрукты: персики и абрикосы 30-45 грн. (абрикос немного), клубника была от 25-30 грн.
Молочка: творог 50-60 грн. за килограмм, молоко 20 грн. за литр, сливки по 70-80 грн. за о,5л, масло домашнее 250-300 грн. за килограмм, в магазине до 70 грн. за 200 грамм. «Хохол», «Чукча» и «Еврей»

В магазинах с качеством и ценами дела обстоят намного хуже. Продукты там исключительно российского производства, непривычно невкусные и очень дорогие. Вода «Кока-Кола» — от 75 до 90 грн. за 2 литра, с той существенной разницей, что пить её, по словам местных жителей, «невозможно».

Жителей Украины также удивят очень «своеобразные» названия мороженого — «Хохол», «Чукча», «Еврей».

И даже любимую минералку «Каховка» с вмешательством оккупантов не узнать — поменяли не только наклейку с пробкой, но и газа стало меньше, вкус стал какой-то противный — как говорят местные, «российский».

Арабатская Стрелка: что происходит с курортами во время войны

С водой «Поляна Квасова» (исторически добываемой в Закарпатье) вообще анекдот: разливают её в Ставропольском крае, но вкус при этом неузнаваемый (что логично, ведь вода явно родом не из Закарпатья). Конечно, этикетка почти что прежняя, но в рекламе — «маленькое отличие», при этом очень важный для орков момент — «лучшее средство от похмелья». Также, если присмотреться, над логотипом есть надпись мелким шрифтом «наша». А слово «наш» в российском новоязе давно заняло свое место, как описывающее что-то краденое.

Не обошлось и без пошлости — полукопченая колбаса размером порядка 6 см в диаметре называется «Папа может». К слову сказать, лет 15 назад один из нынешних коллег два дня проработал на заводе в подмосковном Ступино, где эту колбасу выпускают. Но увидев, как на грязном полу разделывают туши животных, а в чан-миксер постоянно падают крысы, которых там тысячи, он уволился и стал вегетарианцем.

К сожалению, от безвыходности ситуации местные жители быстро перестроились и ездят в Крым за такими «продуктами», где, к примеру, пиво «Балтика» объемом 0,45 л стоит 55 грн. Один крымский татарин комментирует так: «у нас сейчас сухой закон, потому что пиво стоит, как виски до войны».

Относительно ввода рублей: оккупанты пробовали в магазинах внедрить бивалютную систему с соотношением 1:2, но она не очень прижилась. Сегодня курс существенно колеблется, и тысячу рублей можно обменять на 550-600 грн.

Горючее на заправках есть, цены меняются.

При этом сегодня есть возможность купить зерно пшеницы у крестьян даже по 2 грн.

 Пустыня «Арабатка»

 В жаркие дни этого лета отдыхающие сюда всё же приезжают, но их действительно единицы.

Большинство местных жителей Арабатской косы, которые уже давно переориентировались на турбизнес, сейчас остались без заработка. Люди всю жизнь  обустраивали свои дома под прием отдыхающих, теперь же в номерах стоят клетки с цыплятами бройлеров, а в бассейнах выращиваются помидоры. Короче, инициативные геничане выкручиваются как могут. Выращенная продукция и у простых селян, и у фермеров тоже абсолютно не востребована. Болшинство фермеров даже не могут вернуть затраты.

Первое, чем встречает Арабатка своих гостей, это взорванный мост через пролив Промоина (состояние моста можно посмотреть тут). Проезд легковых автомобилей по одной сохранившейся из полос движения возможен. Грузовики и тяжелая техника двигаться опасаются.

По сообщению  (уже бывшего) омбудсмена Людмилы Денисовой, в начале июня оккупационные власти всячески заставляли местных предпринимателей открывать свои предприятия и начинать туристический сезон. Некоторые из них подчинились и начали работу, но большинство остаются закрытыми. Кто-то из них уже уехал, а кто-то просто не приехал из других регионов Украины.

По инерции продолжают работать некоторые крупные базы отдыха, которые просто так не могут закрыться. Хоть они и стоят пустые, там есть персонал, бухгалтерия и охрана. Чтобы закрыть крупный объект, нужна его консервация, а это дополнительные расходы.
Некоторые мини-отели тоже открыты, особенно если их владельцы живут тут же рядом на Арабатке. Открыты они в надежде хоть что-то сдать и заработать немного денег. Ценовая политика формируется по принципу кто сколько даст — в основном в пределах 200-400 гривен за номер со всеми удобствами.
На пляжах Арабатской стрелки отдыхающих практически нет. Кафе в основном закрыты, пляжные развлечения отсутствуют (видео). Аквапарк и дельфинарий тоже не работают.
Водолечебница в селе Геническая Горка, или просто Генгорка, обычно работала с 1 июня по 1 октября, однако в этом году так и не открылась.
Розовое озеро недалеко от Генгорки в селе Приозерное пусто. Возле некоторых домов у дороги по-прежнему выставлены местные товары — розовая соль и рапа.
Горячий источник в Счастивцево в прошлом году был основательно перестроен и облагорожен. Строительные роботы велись вплоть до войны. Сейчас же строительство остановлено, персонала на источнике нет. Вход свободный. Желающих оздоровиться можно пересчитать по пальцам одной руки (видео) . Соседний сувенирный рынок не работает.
Соленое озеро в Счастливцево хоть и осталось на своем прежнем месте, теперь также пустует.
Источник «Арабатские Термы» в селе Стрелковом работает. Стоимость дневного посещения после начала оккупации упала в два раза и составляет 100 грн. В эту цену входит купание в  Глицериновом озере, которое расположено рядом (видео).

Выводы

Развязанная росийской федерацией захватническая война и оккупация Херсонской области подорвали и  парализовали экономику Генического района и, в частности, Арабатской Стрелки.

К сожалению,  в первую очередь это коснулось туристической отрасли и пляжного отдыха. Ведь туризм в условиях вооруженного конфликта не возможен. Такое уже было в 21 веке в Египте, Тунисе, Таиланде, Турции и в других странах. Украина, увы, оказалась не исключением.

Источник: https://golos.zp.ua/obshhestvo/254138/arabatskaja-strelka-chto-proishodit-s-kurortami-vo-vremja-vojny

Мы в Telegram, наш Telegram bot — @zpua_bot, Мы в Viber, Мы на Facebook

Share this post

нет
scroll to top