Музыка любви, тепла и света

С началом войны джазовый дуэт Владимир Гитин и Саша Михайленко полностью остановил свою деятельность. Джаз – музыка мирная, уютная, она дышит покоем, добротой и любовью. А вокруг была сплошная неопределенность, страх и тревожные фронтовые сводки. Но потом поступило предложение выступить с благотворительным концертом в запорожском госпитале, и оказалось, что джаз, живая искренняя музыка обладает целительной силой, укрепляет веру и дарит надежду.

Сначала был ковид, потом война, — рассказывает Владимир Гитин. — Нас только люди вытянули. В первую очередь Елена Саурина из «Колорита». Она пригласила нас в фотоклуб на благотворительную акцию. А первый концерт после ковида мы дали в нашем госпитале. Нас позвали друзья. Я до сих пор помню этот мандраж, когда мы играли между операционными. А врачи-хирурги, которые оперировали раненых, рассказывали нам потом, как во время операции они слышали с этажа живое исполнение «Червоной калини».

Саша: С началом войны я думала вообще, что перестану петь. Когда мы в первый год войны начали петь в фотоклубе, это были бесплатные концерты, на которых собирались пожертвования. И многие нас спрашивали: вы днем выступаете бесплатно, а почему не даете платные концерты по вечерам? Многие с готовностью пришли бы. Мы возражали: как, война ведь? Кто придет? Нам отвечали: мы придем, только скажите, где и когда. И мы рискнули сделать концерт в «Старом кролике». Потом второй, третий. И каждый раз у нас был аншлаг.

То есть благотворительные концерты ушли на второй план?

Владимир: Ни в коем случае. Наша публика с готовностью жертвует деньги для госпиталя. К сегодняшнему дню мы собрали и передали нашим военным врачам примерно 30 тысяч гривен.

Когда и как сложился ваш дуэт?

Мы были частью большого коллектива, The President Band, который выступал в «Капиталисте». Потом коллектив прекратил свое существование. А мы с Сашей остались, потому что хотели продолжать концертную деятельность. Это было в 2013 году. Воссоздать коллектив в полном составе было непросто, так как джазовых музыкантов такого уровня у нас мало. Да и сама необходимость в его воссоздании вскоре отпала.

По сути вашему дуэту уже больше десяти лет.

Я не задумывался. Примерно так.

За это время как менялся ваш репертуар? Как он строился изначально и как строится сейчас?

Часть репертуара – это багаж Саши как певицы на момент создания дуэта. Часть пришла из The President Band. И довольно большой массив, примерно две трети, мы взяли из The Great American Songbook, «Великой американской книги песен». Это песни, написанные с конца 20-х до начала 60-х годов, которые стали классикой американского джаза. Поэтому когда сегодня я просматриваю списки популярных песен, всякие рейтинги – список 50 великих, 100 великих песен – получается, что 90% нашего репертуара включены в эти списки. Плюс есть музыка, которая нам нравится независимо от жанровой принадлежности. К примеру, «Битлз».

Саша: Мне, кроме джазовой музыки, нравится рок-н-ролл, рок.

Владимир: Джаз — это основа, плюс околоджазовые вещи. Само собой, блюз, латино-американская музыка. Или, еще точнее, все, что входит в понятие музыкального мейнстрима. За исключением крайностей – авангардной музыки, хэви-металл и пр.

Почему ваших выступлений не так много?

Владимир: Кроме основной работы, есть еще две базовых проблемы: наличие подходящего помещения и аудитории. (И хотя вопрос с помещением сегодня решен — это кафе «Старый кролик» и площадка побольше, Простір подій Respect – проблема организовать публику.)?

Саша: Я занимаюсь организационными вопросами много лет, и поверьте, это действительно непросто.

Владимир: Но главный вопрос, повторюсь еще раз – на каких условиях собрать публику. Потому что за помещение надо платить. Исходя из этого надо просчитать цену билетов, понять, насколько она будет подъемной для людей. Тем более, что мы не поем попсу – и к нам не пойдут люди, которым нужна эстрада или молодежная музыка.

Здесь я хочу обратиться к нашей потенциальной аудитории: не надо бояться слова «джаз». Тот джаз, который мы играем, это универсальная музыка, она выдержала испытание временем, ее любят и знают миллионы. Как пропагандист джаза я всю жизнь борюсь с предубеждением, что джаз – это некая высоколобая музыка. Ничего подобного. Это музыка тепла и света, интеллигентная и в то же время популярная.

А ложные представления о джазе во многом сформировалось у нас из-за того, что в советское время пластинки, которые выпускались, и музыка, которую играли, очень часто представляла собой маргинальные направления в джазе. Поэтому мы с Сашей стремимся доказать, что эта музыка доступна всем. И мы не раз убеждались в этом непосредственно. Приходит публика с такими себе чугунными лицами: ну, что вы там будете играть? А через пятнадцать минут смотришь, у людей блестят глаза, они воодушевляются этой музыкой.

Саша: Я не раз наблюдала подобный эффект на двух диаметрально противоположных категориях людей, пришедших на наш концерт. Это маленькие дети и взрослые, которым из-за работы где-нибудь на заводе вообще не до музыки, тем более, джаза. По окончании концерта они все выходили с позитивным выражением на лице, некоторые были явно удивленными. Эффект примерно такой: непонятно, что произошло, но понравилось. А дети, в свою очередь, начинали танцевать, и это также убеждало меня в действенности той музыки, что мы исполняем.

Джазовый концерт Владимира Митина и Саши Михайленко запланирован на 31 марта

Говорят, звук имеет немаловажное значение для качества выступлений.

Владимир: Как звукорежиссер, который не один год проработал в профессиональной студии, могу сказать: звук играет огромное значение. Плохо выстроенный звук раздражает слушателей, не позволяет музыкантам раскрыться. Поэтому мы уделяем этому вопросу большое внимание. У нас свой компактный концертный аппарат, который позволяет нам легко прибыть для выступления в любое помещение и не зависеть в плане качества звучания от организаторов.

Как родилась идея украинских текстовых адаптаций, помещенных в джазовые стандарты?

Саша: У меня очень креативный муж, он по сути третий член нашей команды. Влад – человек творческий, неординарный. И большинство его идей, которые он подавал мне в творчестве, срабатывали. Уже после начала войны он предложил – это было на кухне, где мы делали муляжи противотанковых мин для наших бойцов — а давай попробуем. Он с детства слушал джазовую музыку. Первая адаптация, которую он написал, это текст про зеленое пальто для композиции «Summer Time». Это простой текст, на таком себе специфическом суржике, но он удачно лег. То есть это не оригинальный текст или его перевод, а вольный, шуточный. Сейчас готовится еще версия «Девушки из Ипанемы» и несколько других новинок.

Владимир: Сегодня наблюдается колоссальный рост интереса к украинскому языку. Поэтому когда мы исполнили первые несколько композиций, публика нас поддержала. Кстати, на джазовом радио есть украинские исполнители, очень толковые. Оригинальные вещи или украинские народные в обработке, все очень качественно. Я снимаю шляпу.

Недавно в ваш коллектив влился третий исполнитель, причем влился очень органично. Расскажите о нем.

Это саксофонист из Бердянска Игорь Кирилюс. Я послушал его один раз, узнал, где и с кем он играл в Бердянске и понял — это наш человек.

Саша: Мы выступали с ним в первый раз без репетиции. Я участвовала в джемах и знаю, как должны играть музыканты, выдерживать баланс. Игорь очень чуткий музыкант, взаимодействовать с ним на сцене одно удовольствие. Он открытый, позитивный человек. Слушает правильную музыку и ему нравится играть импровизационный джаз.

Владимир: Плюс его присутствие на сцене помогает частично снять нагрузку с Саши, потому что петь два часа совсем непросто, петь и еще импровизировать.

Саша, ты используешь в выступлениях казу. Когда и как этот необычный инструмент появился в твоей жизни?

Говорят, что на нём играли ещё американские индейцы. Специфика его простая – трубка и мембрана, почти как расческа и бумага. Звук зависит от металла, из которого он сделан, и мембраны. Мой казу из Праги, таких казу в Украине нет. А мембраны я покупала в Дрездене. Пришел этот инструмент ко мне следующим образом. На шоу «Голос страны» выступала девушка, которая исполняла блюз и в какой-то момент начала играть на казу. Я тут же поняла, что это мое. Помню, в кафе «Ретро» с нами играл наш хороший друг Кирилл Луценко — болшой знаток и любитель экзотических ударных инструментов. Он узнал, что я хочу приобрести казу, и подарил мне его на день рождения, привез из-за границы. Я не знала, как на нем играть. Поискала ролики на youtube, но там толком ничего не было. Поэтому пришлось разбираться самой. Но как только я поняла принцип, дело пошло.

Как публика узнает о ваших предстоящих концертах?

Следит за моим фейсбуком, инстаграмом. Я всегда заранее обо всем сообщаю. А Володя приглашает старых знакомых, которые в свою очередь приводят на концерты своих друзей и приятелей. Но, само собой, такой рекламы недостаточно, если говорить о более частых выступлениях и более просторных залах.

Не так давно мы сыграли квартирник в «Сказочном дворике», это на пересечении ул. Зелинского и Независимой Украины. Обычно там собираются любители авторской песни, барды. Но нас очень тепло принимали, был полный зал, публика нас не отпускала. Все прошло на ура. В этом смысле стоит отметить, что нам всегда интересно работать для новой аудитории.

Підписуйтесь на Акцент в

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Источник: https://akzent.zp.ua/muzyka-lyubvi-tepla-i-sveta/

Мы в Telegram, наш Telegram bot — @zpua_bot, Мы в Viber, Мы на Facebook

Share this post

нет
scroll to top