В оживленном месте стоит большой незаметный памятник
Два изумительных памятника стоят у симферопольской трассы в Васильевском районе. Один — в самой Васильевке, возле автостанции, второй — в 9 километрах от нее.
Оба памятника посвящают в историю наших дорог, оба стоят в оживленных местах и оба при этом — незаметные.
Тот, что возле автостанции, колоритно и в духе своего времени сообщает о колхозниках, проложивших в 1940 году дорогу от Запорожья до Васильевки. Эту любопытную историю почитайте здесь, не пожалеете.
Второй памятник стоит в селе Зеленый Гай — в двух шагах от симферопольской трассы. Мимо него по оживленной магистрали пролетают тысячи машин. Но, похоже, мало кто из водителей и пассажиров успевает заметить этот необычный артефакт.
Речь о самом настоящем грейдере, который на заслуженном отдыхе справедливо установили возле дороги.
Это он и его собратья долгие годы профилировали грунтовки, готовили проезжую часть при строительстве магистралей, смешивали щебень с битумом, разравнивали землю, чистили дороги от снега.
Трудягу превратили в памятник неравнодушные предприниматели, о чем свидетельствует уместная табличка. Она же сообщает, что грейдер изготовлен в 1934 году на заводе «Октябрьская кузница» в Коростене (Житомирская область).
Название ДЗ-1 он получил после 1967 года, когда была изменена индексация дорожных машин. А до того был Д-20.
Честно говоря, в дате на табличке (1934 год) мы усомнились. Многие публикации указывают, что Д-20 выпускали в Николаеве с 1937 года. А в Коростене его производство наладили в 1950-е годы. Но инициаторам памятника, сохранившим машину и по роду деятельности имеющим дело с техникой, конечно, виднее.
Каждая деталь исторического агрегата бережно восстановлена.
Рабочая площадка машиниста располагалась в задней части грейдера.
Сиденье машиниста — над задней осью. Вряд ли это железное приспособление можно назвать комфортным, а тент над головой — вот и вся кабина.
Колеса — металлические (в зависимости от условий эксплуатации была и модификация с шинами).
Такой он, прадедушка дорожных машин «Великого будівництва». А парад современной техники патриарх, видимо, принимал осенью 2020 года, когда мимо него проплывал ремонт на этом участке главной магистрали Запорожской области.
Грейдер-памятник, да еще в такой отличной сохранности, в Украине вы наверняка больше нигде не увидите.
Вам может быть интересно: На самосвале из «Весны на Заречной улице» реально ездил запорожский шофер Алексей
Автор: Владимир Фризько
Фото автора
Читайте также: Как строили дороги в Запорожской области 70 лет назад
Сообщение Автомобилисты, пролетающие по главной трассе Запорожской области, не видят уникальный памятник появились сначала на Индустриалка — новости Запорожья.
Источник: http://iz.com.ua/zaporoje/avtomobilistyi-proletayushhie-po-glavnoy-trasse-zaporozhskoy-oblasti-ne-vidyat-unikalnyiy-pamyatnik
Мы в Telegram, наш Telegram bot — @zpua_bot, Мы в Viber, Мы на Facebook