Белорусский художник в Запорожье: Для тюрьмы достаточно носков неправильной расцветки

Художник из Беларуси Алексей Лунёв, который создает картины для чтения и умножает время, теперь живет в Украине

Белорусский художник Алексей Лунёв, автор знаковой для культуры его страны первого десятилетия 2000-х работы «Нiчога няма», больше трех месяцев живет в Украине, в Киеве. За это время он успел поучаствовать в международном симпозиуме современного искусства «Бирючий» в Приморске Запорожской области и в выставке «Бирючего» в Запорожье «Неутраченное время». Где «Индустриалка» и пообщалась с известным в Беларуси художником о причинах переезда (временного) и о ситуации в его стране, о творчестве.

Художник Алексей Лунёв

-Украина меня завораживает, я люблю ее несколько десятилетий, — говорит Алексей Лунёв. — Мне всегда хотелось какое-то время пожить в Украине, она давно меня манила.  И я хочу быть тут, по крайней мере, какое-то время. Это и есть главная причина для переезда. Пока я, как гражданин Беларуси, могу жить в Украине 180 дней. Повлияли и печальные обстоятельства моей страны, где небезопасно находиться. Собственно, вытащить меня сюда — это была инициатива моих киевских друзей. Если бы не они, я, наверное, сидел бы у себя в Белоруссии, возможно — в тюрьме.

Художник Алексей Лунёв

-У вас были столкновения с властями вашей страны?

-Беларусь переживает период массовых репрессий. Начиная с прошлой осени более 40 тысяч человек прошло через тюрьмы. Я — нет, мне просто повезло. Но это коснулось моих друзей. Я вел подсчет людей, попавших в тюрьмы, которых хорошо знаю. После 36-ти считать перестал…

За что сажают? Ничего не нужно делать. Например, достаточно носков неправильной расцветки. Осенью прошлого года вся Беларусь расцвела красно-белыми стягами — это наш исторический национальный флаг. Власти, естественно, начали с этим бороться. За красную полоску на белых носках люди получали сроки.

Моего друга, молодого художника Владимира Грамовича взяли во дворе просто, когда он вышел из подъезда. Повода не было. Он провел в тюрьме около двух недель. Сейчас законодательство изменилось, люди сидят до месяца. В Белоруссии за решеткой может оказаться каждый. Не исключены и  те, кто на стороне Лукашенко.

Художник Алексей Лунёв

-Запрещали ли у вас выставки?

-Такого запрета нет. Лукашенковская власть поступает иначе — у нас просто закрыли галереи, выставки делать негде.

-Под предлогом карантина?

-Нет, коронавирус мы переживали более-менее спокойно, своими силами, был мощный подъем гражданского общества и самоорганизация. Потому что сначала официальная власть считала, что этого вируса вообще не существует, из-за коронавируса ничего не закрывали. Сейчас другая история, государство пропагандирует прививки — у нас «Спутник» и какая-то китайская вакцина… А галереи закрылись именно по инициативе властей.

Надо сказать, что культура в Минске в последние годы развивалась очень активно. Рядом с нами находится Вильнюс, до него ехать три часа. И это было обычное дело, сгонять в Вильнюс на какую-то веселую тусовку, на вернисаж, в кафе, на шоппинг. Но в последние годы ситуация стала меняться и жители Литвы начали говорить, что у нас в Минске стало интереснее, чем у них. Вдруг стали открываться новые пространства, которые показывали разные выставки, с различными интеллектуальными программами, лекциями. В том числе, привозные выставки со звездами мировой величины. Это было накануне наших печальных белорусских событий прошлого года.

-Вы занимаетесь текстовыми рисунками или картинами-словами, картинам-надписями. Это главное в вашем творчестве?

— Я действительно занимаюсь надписью. Это моя классическая техника, мой классический медиум, который я выбрал, мой язык.

-Как вы к этому пришли?

-Мне 50 лет (исполнилось 1 ноября. — Ред.), я совершал какие-то шаги, которые меня к этому и привели. Мне кажется, что я это делал всегда.

-Какая ваша самая знаменитая надпись?

Художник Алексей Лунёв

«Нічога няма», 2009, бумага, графит, акрил 61х86

-Пожалуй, это две работы. Первая — «Нiчога няма», она была создана в Беларуси в 2009 году. И стала заметной и важной для современного белорусского искусства. Это декларация пустоты и отсутствия всего, которая совершенно не касалась политической или социальной ситуации. Это была работа-философское размышление. Но она вдруг стала одним из знамен нулевых годов в белорусском искусстве.

Второе произведение — «Écorché. Вещь!», создано в Украине, на симпозиуме «Бирючий» в 2019 году, в котором я тогда участвовал в первый раз.

Художник Алексей Лунёв

«Écorché. Вещь!», 2019, бумага, графит, акрил 105х150

Это две мои важные работы, которые замкнули систему координат, как альфа и омега, начало и конец. И все, что я делаю сейчас, находится где-то между этими двумя работами — декларацией полного отсутствия и декларацией вещи, то есть, полного присутствия чего-то.

Художник Алексей Лунёв

«Островная кротость» ( фрагмент), 2021, инсталляция в Мистецком Арсенале, Киев

-Чем вы еще занимаетесь?

— Создаю зооморфные мультипли — это воспроизводящиеся объекты. Такое понятие ввёл немецкий классик современного искусства второй половины ХХ века Йозеф Бойс. По его определению мультипль — это многократно повторённая единица. Каждый следующий объект равноценен предыдущему. В этом разница между тиражом, где, как, например, в гравюре, наиболее ценным является первый оттиск, или в живописи, где авторский повтор менее ценен, чем первая работа. Между мультиплями — тождество. Я часто говорю о своём искусстве, что я мультиплицирую (то есть умножаю) время.

Художник Алексей Лунёв

Художник Алексей Лунёв

«Фракция.» (зооморфные мультипли, картон, газеты, текстиль, акрил), 2005, галерея «Ў», Минск

-А что означает графическая работа «JERYSALEM», созданная на «Бирючем-2021»?

-Внутри слова «Иерусалим» я когда-то обнаружил слово «Sale» — распродажа. И это мое рассуждение не только о времени, которое, возможно, является домом или могилой, но и о том, что мы пересекли границу новых времен.  Таких кардинальных изменений, как сейчас, на нашей памяти не было: цифровые технологии, совершенно по-другому устроенные мозги молодых людей. Сейчас наступило то время, когда мы, взрослые люди, обращаемся к молодым, чтобы они нас чему-то научили. Всегда было иначе. Прошлое еще дышит нам в затылок, но, считаю, мы живем уже в будущем, которое, как нам казалось, впереди — и это реальность.

Художник Алексей Лунёв

Запорожье глазами гостя

-Впечатления от Запорожья очень хорошие. Это огромный город, дыхание которого я чувствую, — поделился Алексей Лунёв. — Видно, что у города много проблем, они заметны. Так, он не выглядит слишком ухоженным, но при этом архитектура великолепна. Город достоин значительно лучшей участи. А Днепрогэс — это просто фантастика! Он может сделать город  точкой притяжения всей Европы, если не всего мира. Потрясающее сооружение. Когда ты его видишь, то не можешь поверить и одновременно испытываешь счастье.

«Индустриалка» писала: Известный художник нарисовал в Запорожской области, как выглядит время — фото

Читайте также: Запорожский художник создает произведения в модном формате.

Фото Александра Прилепы, автора и предоставлены Алексеем Лунёвым

Сообщение Белорусский художник в Запорожье: Для тюрьмы достаточно носков неправильной расцветки появились сначала на Индустриалка — новости Запорожья.

Источник: http://iz.com.ua/zaporoje/hudozhnik-rasskazal-o-zhizni-v-belorussii

Мы в Telegram, наш Telegram bot — @zpua_bot, Мы в Viber, Мы на Facebook

Share this post

нет
scroll to top