Реальные пионеры с памятника «на Анголенко» жили у моста Преображенского
Страсти по культовому запорожскому фонтану, вспыхнувшие после реконструкции сквера Пионеров, поутихли. Но малоизвестные подробности из его истории, которые мы вам сейчас расскажем, должны встряхнуть интерес к застывшим в радости пионерам.
Речь пойдет о том, где и как лепили этих одухотворенных ребят и кто позировал для столь выразительных юных фигур.
Вспоминает запорожанка Жанна Сперанская. Она — дочь скульптора Михаила Худаса, который и создал знаковый для нашего города фонтан.
Жанна Михайловна Сперанская
— Прежде всего, скажу: очень хорошо, что памятник восстановили. Но тем, кто реставрировал его при помощи новейших 3D-технологий, на мой взгляд, не удалось передать атмосферу исторического времени. Исчезла эпоха, запечатленная в композиции. Пионерский фонтан был символом детства, украшением сквера.
— Так он и сейчас украшает сквер.
— Но нету того задора, той энергии, которые были заложены в композиции.
Понимаете, искусство — это труд. Умение точно и ярко передать задуманное. Мимика, выразительность лица, взгляда — все это отец передал. А еще формы тела, линии рук, ног. Да и трактовку одежды согласно национальности каждого образа выполнил.
Соблюдал соответствие фигуры возрасту — показал длинные косички с бантиками, короткое платье с волнистыми рюшками, развевающееся на ветру. Для этого нужна была натура.
— И кто же стал такой натурой?
— Да я и стала. Впервые позировала папе в 1953 году. Мне было 9 лет. Мы жили в старой части города.
— Прямо дома и позировали?
— Создание такой скульптурной композиции — трудоемкая работа. Вначале делался эскиз из пластилина, потом худсовет утверждал, затем уже в натуральную величину из серой глины.
Я сначала дома позировала, а когда утвердил худсовет, папа приступил к работе над пионерской композицией в мастерской возле моста Преображенского, внизу Дурной скалы.
— А где это такая колоритная скала?
— Если идти вниз к Днепру, мимо стадиона, то внизу улицы и располагалась местность, называемая Дурна скеля. Там еще были маленькие домики деревянные и несколько творческих мастерских. Одна из них — мастерская моего папы Михаила Николаевича Худаса. Вот там и рождались те самые знаменитые образы для фонтана.
1953 год. Паровоз на мосту Преображенского. Справа видны бараки, в которых жили мостостроители. На переднем плане – деревянная кухня, где обитатели бараков могли приготовить пищу. Возможно, в одном из таких бараков, оставшихся после строительства моста, и была мастерская Михаила Худаса
В эту мастерскую меня много раз возила мама. Как сейчас помню: на улице лютый февраль, но в мастерской тепло, к нашему приезду папа растопит печку, чтобы уютно было.
Я там позировала в своем выходном крепдешиновом платье бледно-розового цвета с рюшками, внизу развевающимися как бы на ветру (отец включал вентилятор, и фалды так красиво падали). То платье мне сшили под заказ в пошивочном цехе Театра имени Щорса.
Жанна Сперанская в детстве. Такой она позировала отцу-скульптору
Для верхнего яруса скульптуры моделью стала моя двоюродная сестра Элеонора. Увы, она уже умерла, а тогда ей было 5 лет. Вместе с Элеонорой венок держит мальчик Саша — наш сосед по дому. Ему было 6 лет.
Еще позировали дети с Дурной скалы.
На этом фото фонтан еще во всей своей красе с мальчиком и девочкой на верхнем ярусе. В 1976 году верхний ярус сняли – не выдержал фундамент, пошли трещины
Жанна (справа) с мамой Зинаидой Леонтьевной и двоюродной сестрой Элеонорой, с которой ваяли девочку на самом верху фонтана
— Позировать — это как? Надо стоять и держать, к примеру, венок?
— Нужно было попрыгать, потанцевать, чтобы отец запечатлел моменты движения. Еще нужно было стоять или сидеть. Папа всматривался в черты лица, особенности тела, линии рук, ног.
Мне позировать было несложно: стоять или сидеть 5-10 минут — и отдых. В таком режиме несколько часов. Время летело быстро, папа рассказывал о себе, о своих путешествиях, о художниках.
Скульптор Михаил Худас оставил огромное творческое наследие. Композиция для фонтана в сквере Пионеров – пожалуй, самое известное его творение
Стою я как-то в позе и вдруг слышу по радио (динамик обычно был включен): Лаврентия Берию арестовали. Надо же, прошло столько лет, а до сих пор помню этот момент.
— Да, момент интересный. Характеризует время, в которое создавались образы счастливых ребят в счастливой стране.
— Ребята с Дурной скалы, кстати, с удовольствием шли позировать. Отец умел с ними общаться, заинтересовать. Мальчишки приходили к «дяде Мише» погреться, играли в снежки. Им к тому же любопытно было наблюдать, как рождался образ, в котором они видели себя.
Скульптор Михаил Худас в молодости. Таким он был, когда создавал своих знаменитых пионеров
А отца в свою очередь интересовали эмоции ребят, их непосредственность. Свои наблюдения он потом вкладывал в детские облики на памятнике. Так что видите, насколько творчески и глубоко отец проникался характерами своих персонажей.
А позирование ребят, кстати, оплачивалось — почасово. На то время, насколько помню, это был 1 рубль.
— Неплохо, мне кажется, для пацана в 1953 году. 1 рубль в час — это примерно килограмм черного хлеба тогда.
— Папа, уходя на работу, всегда говорил маме, чтобы она еды ему на обед давала побольше, из расчета и на ребят тоже.
Со всеми, кто позировал, я не пересекалась, видела только двух мальчишек. Очень мне запомнился шустрый такой и вечно голодный паренек. Ребята прозвали его между собой почему-то «Шмарчок».
Но все они были веселые, по-детски озорные и счастливые. Это я помню со слов папы. Он всегда, приходя домой, рассказывал о ребятах, как они себя там вели. Были они дружные.
— И композиция, для которой они позировали, называется «Пионерская дружба».
— Отец для нее искал детей разных национальностей, потому что там показана не только пионерская дружба, но и дружба народов.
Название, дата и авторство удостоверены подписью и печатью
Работал он инструментом, который называется стека. Эту стеку папа сам себе сделал из дерева. Работал и пальцами по мягкой серой глине.
Перед уходом смачивал ткань и накрывал сделанное, чтобы на следующий день было легче работать.
— А вас отец как изобразил?
— Я там одна из 16-ти фигур. Вот, справа, возле мальчика.
Фрагмент памятника с девочкой, которую лепили с Жанны
— Вот так поворот! Мы же с подачи нашей читательницы идентифицировали эту девочку как пятиклассницу школы № 50 Свету Гуслистую .
— Зачастую для одного образа позировали несколько человек. Так, я позировала и еще 12-летняя Светлана Гуслистая, ее подруга ((имя неизвестно), другие девочки.
Каждый образ многогранный — это и внешность, и настроение, и характер, и одежда. Все тонкости скульптору нужно было увидеть и показать. А для этого надо знать хорошо пластическую анатомию, чтобы подчеркнуть увиденное, четко передать контуры тела, одежду.
— Судя по тому, что уже почти 70 лет запорожцы глаз не могут отвести от творения вашего отца, все это он воплотил блестяще.
— Думаю, у папы получилось донести до зрителя свой замысел.
— А вы сами себя в этом памятнике как воспринимаете?
— Я видела в нем свой образ — детство, развевающееся платье с рюшками, длинные косички с бантиками…
А то, что сейчас появилось… Я себя, свой образ с косичками там не увидела. В изначальной композиции было мое настроение, выражение лица, глаза улыбались. А теперь лица восковые, ничего не выражающие — просто застывшие статуи.
Мой образ исчез, исчезло историческое время.
Девочка с косичками после реставрации
— Да, время теперь другое — и не только в искусстве и в восприятии искусства.
— Когда памятник только начал разрушаться, городская власть обратилась к отцу, чтобы он его реставрировал. Папа сразу же дал согласие, но не успел.
— А что известно о судьбах парней, запечатленных в теперь уже легендарном памятнике? Думаю, многие и не подозревают, что жизнерадостные пионеры со знаменитого запорожского фонтана — на самом деле, мальчишки с Дурной скалы.
— В 1980-е годы один из них пришел к нам домой, к отцу. Звали его Толик. Жил он в начале Бабурки — сразу, как переехать с Хортицы на тот берег.
Уже повзрослевший Толик тогда о чем-то беседовал с папой.
А я в это время пекла пирог.
Автор: Владимир Фризько
Фото: архив Жанны Сперанской, Александр Прилепа, Светлана Олейник, архив Степана Приймаченко
P.S.
В 2016-17 годах в урочище Сагайдачного художники со всей Украины проводили ленд-арт «Хортица» — создавали инсталляции прямо на берегу Днепра, устраивали перфомансы, общались с писателями. Они наверняка и не догадывались, что шесть с лишним десятков лет назад место «намолено» скульптором Михаилом Худасом.
А что за человек был Михаил Худас, читайте здесь.
Читайте также: Необычный взгляд: пять редких фотографий пресловутого запорожского сквера
Сообщение Девочка с косичками — это я: дочь скульптора рассказала подлинную историю легендарного запорожского фонтана появились сначала на Индустриалка — новости Запорожья.
Источник: http://iz.com.ua/zaporoje/doch-skulptora-rasskazala-podlinnuyu-istoriyu-legendarnogo-zaporozhskogo-fontana
Мы в Telegram, наш Telegram bot — @zpua_bot, Мы в Viber, Мы на Facebook