Смешная история познакомила наивную девушку с театральной элитой Запорожья
Звездный час запорожского театра пришелся на время, когда свои спектакли ставил (и играл в них) непревзойденный Владимир Магар. Но рядом с ним была еще одна незаурядная личность, без санкции которой в театре Магара (еще не имени, а именно Магара) не то что спектакль поставить — крючок к пресловутой вешалке прибить, наверное, не разрешалось.
И кто знает, воплотил бы Магар свои идеи так, что они стали сокровищем сценического искусства, если бы не эта личность рядом.
Речь о бывшем директоре театра Александре Иосифовиче Бураковском (настоящее имя-отчество — Абрам Нохимович). Эту должность он занимал с 1952 по 1968 год.
Знаменитая грандиозность спектаклей Магара, идущих до полпервого ночи (а то и дольше), требовала соответствующих сумм и возможностей. Во многом это была забота и головная боль директора театра Бураковского. А «Богдан Хмельницкий» — пожалуй, вершина той эпичности (программка, выпущенная в Ярославле к гастролям театра имени Щорса)
В «Богдане Хмельницком» играли и директор театра Александр Бураковский, и главный режиссер Владимир Магар на пару с будущим народным артистом УССР Николаем Гринько
Рассказать об Александре Бураковском, каким он был в домашней обстановке, нас побудила запорожанка Екатерина Бибик. После того, как мы опубликовали многие подробности из яркой личной жизни режиссера Владимира Магара (эта публикация здесь), она поведала нам о своих отношениях с семьей Александра Бураковского. А отношения эти начались с курьеза.
Предоставляем слово Екатерине Ильиничне.
— Семью Бураковских я знала хорошо, мы тесно общались. Хотя знакомство завязалось после очень смешной истории.
В Запорожье я приехала 1 марта 1960 года из такой глухомани, что поезд видела только в кино, а свет там провели аж в 1968-м. Это село Константинов на Сумщине, в 4-х километрах от родной Виктору Ющенко Хоружевки.
Было мне тогда 19 лет.
И вот я иду по запорожскому проспекту Ленина. Возле театра навстречу движется дамочка в темных очках и несет кружечку в протянутой руке.
А я насчет темных очков была не в теме. У нас в селе в таких ходили слепые нищие. Ходили с кружечкой и просили милостыню. Сочувствующие бросали туда мелочь. Вот я и приняла ту дамочку с кружкой за слепую нищенку (хотя и удивилась, что она — слепая — идет уверенно). Недолго думая, я достала кошелек, взяла 15 копеек и бросила ей в кружечку.
И тут она как завопит: «Что ты бросила мне в сметану?!»
Оказалось, дамочка в гастрономе купила сметану на развес и несла домой.
Так я познакомилась с Бертой Харитоновной — свояченицей (сестрой жены) директора театра имени Щорса.
Кто бы мог подумать, что после такого знакомства я буду вхожа в дом Александра Бураковского. Я тогда работала продавцом в овощном павильоне напротив театра. Отоваривала семью директора, выбирала им лучшее. В ответ слышала: ««Приходи, Катя, на обед». И в перерыв или иногда вечером посещала их.
Александр Бураковский с актерами
Александр Иосифович жил с женой Кларой Харитоновной и ее сестрой Бертой Харитоновной в 3-комнатной квартире. Все комнаты раздельные. Одна комната — «зала» — была очень большая, где-то метров сорок. Три больших окна выходили на театр.
В центре этой комнаты стояла обычная этажерка с книгами (книжных шкафов тогда еще не было). Меня смутило объявление на этажерке, написанное художником: «Не шарь по книгам жадным взглядом — книги на дом не даются». Я, забитая сельская девушка, была удивлена: образованные люди, а повесили такое объявление. Бывая у них, я боялась даже посмотреть на ту этажерку.
В этой большой комнате часто собирались Владимир Магар, Светлана Рунцова, Анастасия Морозова, ее муж Владимир Жировов (он был на 22 года младше жены) и другие. Репетировали, устраивали посиделки, играли в лото. Чаи гоняли, а вот водку я ни разу не видела. Все было по-культурному.
Наблюдала за гостями я с Бертой Харитоновной. Всех их я хорошо знала, так как меня сюда часто приглашали на обед, угощали.
Я у Бураковских, например, уборку сделаю, так они мне давали, допустим, 100 рублей (моя зарплата ученицы продавца старыми деньгами была 300 рублей). Но я никогда у них деньги не брала.
Бывало, с Бураковскими играла в лото, на какую-то там мелочь. И я всегда проигрывала. Хоть и мелочь, но жалко было с ней расставаться, ведь зарплату получала очень скромную.
А однажды в 1960 году я выиграла целых 16 рублей (с 1 января 1961-го после реформы они превратились в 1 рубль 60 копеек). Мне потом было так неудобно, что я забрала эти несчастные 16 рублей — и больше никогда в жизни уже не играла ни в какое лото или что-то подобное.
В углу «залы» у Бураковских стояла большая ваза. Я, когда ее впервые увидела, по простоте своей наивно заметила: «Такая посуда большая, литров на сорок, стоит пустая, пыль собирает. Вот бы ее в селе в погреб с квашеной капустой поставить! А то в кадушке деревянной приходится квасить. Летом кадушка рассыхается, надо ее замачивать, чтобы набухла и не пропускала воду. А тут ничего не протекает, замачивать не надо».
Вот же рассмешила интеллигентных хозяев! Они и потом, когда я иной раз, убирая, доходила до этой вазы, непременно смеялись: «Ну, что, вытирай свою кадушку».
Зато 22 раза посмотрела спектакль «У неділю рано зілля копала». «Иркутскую историю» — 10 раз. Регулярно тогда вместо киносеансов в «Комсомольце» я посещала театр, где мне бесплатно давали билеты в ложу. Водила в театр всех родственников, приезжавших ко мне из села на Сумщине.
Сцена из спектакля «У неділю рано зілля копала», поставленном Владимиром Магаром в 1955 году
Жена директора Клара Харитоновна на то время уже сошла со сцены. Очень больно переживала, что во время войны погиб их сын Юра.
Прошло более 60 лет, но до сих пор удивляюсь: как я могла согласиться на одно их предложение? Бураковские отдали мне ключи от квартиры, а сами уехали на гастроли — не помню точно — в Киев или в Москву. Берта Харитоновна отправилась на отдых в санаторий.
Мне нужно было выгуливать белого песика Пушка и кормить его и кошку Пчелку. Каждое утро, в 6 часов, хозяева квартиры звонили, интересовались моими делами.
Как я могла тогда согласиться на такое — остаться у них в квартире? Теперь бы побоялась — мало ли, хотя излишеств у Бураковских не было. Жили скромно, так мне казалось.
Знаменитый кинорежиссер Григорий Чухрай (в центре) в Запорожье в 1961 году. Фото сделано возле гостиницы «Театральной». Слева внизу Владимир Магар, справа вверху (в шляпе) — по всей вероятности, Александр Бураковский
7 ноября 1960 года в честь 43-й годовщины Великого Октября семья Бураковских подарила мне беретик. До того мне никто никогда не делал никаких подарков. Разве что гостинцы — конфетки-подушечки или бублички-сушки.
Этим подарком я очень гордилась. Родным в село послала фотографию, где я в беретике. Мама в ответ выразила свое мнение: «Шото бистро ти преобразилася в городську, вмісто хустки наділа шляпу».
То самое фото, Катя в том самом беретике
А на мое 20-летие они подарили мне вышитую болгарским крестиком подушечку, наполненную верблюжьей шерстью. Как же это было приятно! И как же давно…
Моя дружба с семьей Бураковских продолжалась с лета 1960 года по декабрь 1961-го. Я вышла замуж. С мужем мы наняли времянку на Зеленом Яру, и я перешла работать в тот район.
А дальше потекла семейная жизнь. Связь с Бураковскими оборвалась, об их дальнейшей жизни уже ничего сказать не могу.
Справка «Индустриалки»
Абрам Нохимович Бураковский — заслуженный работник культуры УССР. Родился в 1901 году в Екатеринославе в семье служащего. С 1918 по 1921 год служил в Красной Армии. В 1922 году окончил театральную студию. Работал актером в театрах Павлограда, Мелитополя, занимал руководящие должности в театральных и культурных организациях Самары, Ульяновска, Харькова и других городов.
В 1941-1952 гг. возглавлял Львовский театр имени Заньковецкой, в 1952-1968 гг. — Запорожский театр имени Щорса.
С 1970 года работал директором вновь созданного Запорожского областного театра кукол.
Награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета» и медалями.
Умер Абрам Нохимович Бураковский в 1974 году.
Подготовил Владимир Фризько
Фото: архив театра имени Магара, архив Екатерины Бибик, archivzp.gov.ua
В том же 1960 году, когда Катя подружилась с семьей Бураковских, ее знаменитый земляк Леонид Жаботинский в Запорожье познакомился с будущей женой Раисой. Как Екатерина Бибик смотрела кино с семьей прославленного богатыря, она рассказала здесь.
Читайте также: В Запорожье строителей Днепрогэса от эпидемии спас композитор, писавший оперы
Сообщение Девушка, приехавшая из села в Запорожье, по 20 раз смотрела спектакли легендарного Магара появились сначала на Индустриалка — новости Запорожья.
Источник: http://iz.com.ua/zaporoje/devushka-priehavshaya-iz-sela-v-zaporozhe-po-20-raz-smotrela-spektakli-legendarnogo-magara
Мы в Telegram, наш Telegram bot — @zpua_bot, Мы в Viber, Мы на Facebook