Незаметный памятник открывает глаза на главную трассу Запорожской области
Многие из вас с удивлением узнАют, что, проезжая по трассе Харьков — Симферополь в районе Васильевки, вы проноситесь мимо потрясного памятника. Вот только почитайте надписи на четырех пластинах, закрепленных в его нижней части.
«Строительство дороги начато 25 января 1940 г. В строительстве учувствовали 382 колхоза 6023 колхозника».
О, а мы-то привыкли считать, что дорогу строили пленные немцы после войны, а оно вот как получается. Впрочем, и в конце 1940-х немцы работали уже после наших колхозников.
Читаем другую табличку.
«Методами строителей Большого Ферганского канала имени товарища (вымарано), по инициативе колхозников артели имени МОПР, Васильевского района, Запорожской области — колхозниками шести районов Запорожской области:
Запорожского
Ореховского
Белозерского
Михайловского
Каменско-Днепровского
Васильевского
построена дорога Запорожье — Васильевка протяжением 43,5 км».
То, что Большой Ферганский канал изначально носил имя превознесенного, а потом вымаранного товарища Сталина, теперь узнать не трудно. А что же это за «методы строителей» большого канала? Думаете, речь идет о технологиях? Как бы не так!
Метод называется «хашар» и означает общественную работу сродни давней украинской толоке или советскому субботнику. А в условиях социализма и в случае с васильевской (запорожской, ореховской…) трассой это означало, что на колхозы еще навесили и строительство дорог.
Характерна в этом отношении демагогическая третья табличка памятника, вольно цитирующая все того же Сталина (ей повезло сохраниться, возможно, потому, что цитата без ссылки на автора).
«Труд в СССР — дело чести, дело славы, дело доблести и геройство».
Жаль, четвертая табличка не сохранилась (может, источала славословие вождя, а того со временем развенчали), и вместо оригинала читаем новоявленное произведение, датированное 1990 годом.
Это еще не все прелести старого памятника. Оказывается, раньше он стоял не в Васильевке, а… на другом конце дороги, открытой ровно 80 лет назад — 6 ноября 1940 года.
Вот как об этом пишет неутомимый васильевский краевед Борис Мазко в своем фундаментальном труде «Історія Світу, переважно Василівки».
«Якби тоді знали, що гітлерівський бліцкриг (план «Барбаросса») зазнає невдачі в тому числі й через неймовірне бездоріжжя в Радянському Союзі, то, мабуть, нашу дорогу і не будували б. Але 6 листопада 1940-го року, до 23-ї річниці Великого Жовтня, бруковану трасу Запоріжжя – Василівка урочисто відкрили [18 грудня Німеччина остаточно затвердила план «Барбаросса»] і на початку дороги зі сторони Запоріжжя встановили чотиригранний, на всі сторони світу, обеліск з кулею-планетою на вершині – простий і разом з тим елегантний дорожній пам`ятник.
Минали роки, відгула війна, вимерла не тільки більшість довоєнних дорожників, але й самі тирани – Сталін з Гітлером. А пам`ятник стояв: усіма забутий у кущах лісосмуги при гамірливій дорозі навпроти с. Кушугум – виблискував він на сонці своїми постріляними у війну нержавіючими пластинами і потихеньку руйнувався. Допоки у 1980 р. на нього не звернули увагу робітники Василівської міжгосподарської дорожньої пересувної механізованої колони №156 (МД ПМК-156) і тихцем, без зайвої бюрократичної тяганини, просто взяли і перевезли його у Василівку, відремонтували і встановили вже з нашого кінця траси».
Автор: Владимир Фризько
Фото: Ольга Боглевская, photogoroda.com
Читайте также: Забытая страница: кто строил трассу Запорожье — Мариуполь
Сообщение Дорогу от Запорожья до Васильевки перед пленными немцами строили крепостные колхозники появились сначала на Индустриалка — новости Запорожья.
Источник: http://iz.com.ua/zaporoje/dorogu-ot-zaporozhya-do-vasilevki-pered-plennyimi-nemtsami-stroili-krepostnyie-kolhozniki
Мы в Telegram, наш Telegram bot — @zpua_bot, Мы в Viber, Мы на Facebook