Как Кичкасский мост взрывали

Многие из нас слышали историю о том, как «laquo;батька»raquo; Махно взорвал старый Кичкасский мост и в реку упал эшелон с зерном. Мост и правда взрывали, причем не раз. Но давайте разберемся: когда и с какой целью это делали, а главное «ndash; кто, на самом деле. В начале XX века у с.Айнлаге (Кичкас) берега Днепра соединил железнодорожный мост, известный впоследствии, как Кичкасский. Существовал он до 1931 года, когда был демонтирован при строительстве плотины Днепрогэс. Красавец Кичкасский мост. Вид с правого берега. Здесь Днепр был необычайно узок, а берега высокими, за что место звали «laquo;Волчьим горлом»raquo;. Одну из береговых опор моста до сих пор видим около бывшего острова Ленина. В ходе Первой мировой и Гражданской войн Кичкасский мост, как единственный переход через Днепр у Александровска, обрел стратегическое значение. Сам город выживал в хаосе постоянной смены власти и обстрелов. Чтобы задержать противника, мост не раз выводили из строя. От разборки путей, до разрушения конструкции. Общеизвестная (хотелось бы подчеркнуть «ndash; советская) версия гласит, что мост, отступая, взорвал Н.Махно. Так ли это было? По соседству на правом берегу жили меннониты. Они все видели. А еще вели дневники»hellip; Взрыв первый Весна 1918 года. Александровск учится жить под «laquo;большевиками»raquo;, которые в начале года вооруженным путем пришли к власти. Театр Первой мировой движется к городу. «laquo;Немцы»raquo; (военные формирования Немецко-австрийского блока) совсем близко. «laquo;Красные»raquo; (сформированная большевиками Рабоче-крестьянская Красная армия) отступают на левый берег. В панике многие жители следуют за ними. Кичкасский мост перегружен: по верхнему ярусу один за другим спешат железнодорожные составы. На нижний «ndash; выстраиваются огромные очереди. В центр конструкции свозят взрывчатку. По воспоминаниям И.Раймера, жителя Айнлаге-Кичкаса, 30 марта 1918 года около трех часов ночи прогремел взрыв. Такой силы, что его слышали даже в Нижней Хортице. В результате центральная часть моста обрушилась в Днепр, а на берегу люди находили куски искореженного металла. 1918 год. Переправа через Днепр у Кичкаса. Военный и гражданский люд ждет очереди на правом берегу. Вдали видим мост, зияющий посередине брешью. Уже после полудня 30-го в Айнлаге появляются первые «laquo;немцы»raquo;. Меннонитское село регулярно обстреливают «laquo;красные»raquo;, закрепившись у Павло-Кичкаса. После попадания снаряда в один из домов и гибели хозяев, даже самые стойкие айнлагцы спешат уехать. Но эффект от взрыва моста временный. «laquo;Немцы»raquo;, дождавшись подкрепления, ликвидируют огневые точки и бронепоезд противника. Далее налаживают переправу и в первых числах апреля входят в город. По воспоминаниям уже жителей Александровска, они сходу меняют порядки, включая понятия о чистоте (плюнул шелуху от семечки на тротуар «ndash; штраф!). Осенью 1919 года Кичкасский мост упоминают пропускающим поезда. То есть, за период постоянных военных действий и смены власти его восстановили. До следующего серьезного взрыва, в 1920 году. Взрыв второй Вслед за Первой мировой Украину накрывает кровопролитная борьба за власть. Противостояние сил царской и большевистской России, независимой украинской державы и разного рода местных вооруженных отрядов вошло в историю, как «laquo;гражданская война»raquo;. Лето 1920 года. Александровск и окрестности в очередной раз под властью «laquo;большевиков»raquo;. В начале сентября Кичкасский мост снова взрывают. Снова «laquo;красные»raquo;, но уже при приближении с юго-востока «laquo;белых»raquo; (антибольшевистские военные формирования Белого движения). Маневр преждевременный: в итоге для отступления на правый берег наводят понтонный мост. «laquo;Ахиллесова пята»raquo; Кичкасского моста: желающие «laquo;ранить»raquo;, но не «laquo;убить»raquo;, закладывали взрывчатку в места крепления его средней подвесной фермы и «ndash; берега разъединялись! (схема автора) От поспешного же взрыва центральный пролет всего лишь просел. На обманчиво целый мост въезжает локомотив и в месте разлома сходит с рельс. На помощь, вытянуть собрата спешит еще один. Раскачки пролет не выдерживает, срывается в Днепр, увлекая оба тягача. Все это происходит на глазах жителей Айнлаге, высыпавших на берег. Дальше еще страшнее: приближается целый состав. Сквозь брешь со скрежетом и искрами его вагоны сыплются прямо в реку! Дрейфуя, позже один пристает к берегу. В нем айнлагцы находят погибших. Также на берег выплывает корова. Подробности жуткого происшествия мигом летят по округе. Якобы, ввиду чудовищной ошибки, санитарный поезд из с.Вознесенка пошел в сторону взорванного моста. Состав перевозил раненых, зерно, скот и цистерну бензина. Спаслись те, кто успел выпрыгнуть из поезда смерти на ходу. Среди них «ndash; две санитарки. Девушки подняли шум, обвиняя «laquo;красное»raquo; командование, за что были арестованы. Падение «laquo;красного»raquo; эшелона с 40-метровой высоты Кичкасского моста. Так могли разворачиваться трагические события осени 1920 года. Реконструкция! (фотоколлаж автора) Эпизод также описан в мемуарах В.Павлова. Белый подполковник беседовал с санитарками. Речь шла о «laquo;красном»raquo; эшелоне кавалерии с подводами, фуражом, часть разгруженных вагонов которого заполнили 200-ми ранеными. Рыдая, девушки рассказали, что о разрушении моста узнали на полпути. Все кричали, кто мог «ndash; выпрыгивал, а поезд не останавливался. Локомотив, к слову, был в хвосте состава и единственный не упал в реку. Упоминание об этом взрыве есть и в советском очерке А.Романовского «laquo;Через пороги»raquo;. С нотой юмора здесь фигурирует чудом спасшаяся корова. А также утопленные зерно и шинели. Телка, замечает автор, успела выскочить, как «laquo;ловкий пилот из аварийного аэроплана»raquo;. О людских жертвах и чудом спасшихся «ndash; ни слова. А как же легендарный взрыв Н.Махно?.. Взрыв третий Он и должен быть связан с именем «laquo;батьки»raquo; и его Повстанческой армии («laquo;махновцев»raquo;). И по временным рамкам оказаться между первым и вторым эпизодом, которые описаны выше. Но»hellip; Воспоминания Н.Махно такового не сохранили. Неоднозначно звучат и его соратники. Покидая Александровск в ноябре 1919 года под натиском «laquo;белых»raquo;, «laquo;махновцы»raquo; взорвали «laquo;символ рабства»raquo; «ndash; городскую тюрьму. Однако, отступив на правый берег, сорвали рельсы и сожгли деревянный настил Кичкасского моста, чем уже вывели его из строя. Об этом упоминает современник и участник событий В.Белаш. Как знаем, в борьбе за власть над Украиной в итоге победили «laquo;большевики»raquo;. Историю писала идеология победителя. Так не советский ли это миф, о Махно-подрывнике? Свои деяния сокрыть и бывшего союзника очернить. Из уст в уста кочует «laquo;быль»raquo;. А у воспевавшего советскую власть писателя и одного из редакторов «laquo;Истории Гражданской войны»raquo; М.Горького даже записано, что мост был взорван… «laquo;бандитом Махно»raquo;. Другие ему вторят. Кичкасский мост после очередного маневра «laquo;большевиков»raquo;. Вид с левого берега. По ту сторону реки видим обитель меннонитов «ndash; Айнлаге-Кичкас, впоследствии затопленный Днепростроем. Стоит отметить, что меннониты поминают Махно не добрым словом, а его людей «ndash; не иначе, как «laquo;банды»raquo;. Тем не менее, со взрывом моста не связывают. Подрывниками зовут «laquo;большевиков»raquo;, отступавших на левый берег в 1918 году от «laquo;немцев»raquo;, а в 1920-м «ndash; от «laquo;белых»raquo; в обратном направлении, обронив в реку свой эшелон. Такой «laquo;были»raquo; мы не слышали, правда? Как тут не вспомнить взрыв плотины Днепрогэс в 1941 году, о котором упорно молчали красные страницы истории. Что ж, теперь будем знать больше. На основе же всего вышесказанного, предлагаю сопроводить большим знаком сомнения причастность Н.Махно к взрыву Кичкасского моста. Да и не много ли это для многострадальной конструкции «ndash; трижды терять 38-метровый пролет?.. В глубинах Волчьего горла Ущелье «laquo;Волчьего горла»raquo;, где некогда висела арка Кичкасского моста, сегодня залито водохранилищем. Здесь в 2004 году на глубине порядка 60 метров запорожский дайвер Юрий Батаев отыскал фрагмент моста и железнодорожный транспорт. Что подтверждает истории из прошлого. Впоследствии с коллегами исследователь Днепра повторял погружения. Интересно, что пока найден только один пролет моста, а вокруг лишь россыпь вагонов. Где второй, и хотя бы один локомотив «ndash; еще предстоит выяснить»hellip; Железное кружево обрушенной части Кичкасского моста, остатки железнодорожного полотна и вагонов «ndash; в кадрах подводной съемки дайвера Юрия Батаева. Все это прячет Днепр в глубинах затопленного «laquo;Волчьего горла»raquo;.»» Артем БОРОДИН, краевед»» специально для 061.
Источник: 061.ua Источник: https://www.061.ua/news/2319294/kak-kickasskij-most-vzryvali

Мы в Telegram, наш Telegram bot — @zpua_bot, Мы в Viber, Мы на Facebook

Share this post

Добавить комментарий

scroll to top