Как современное запорожское искусство в 1990-е вышло из подполья

Начало независимости: история современного искусства Запорожья в 1990-е годы

В советские времена художественные выставки были скучными и довольно однообразными. (Хотя поклонники традиционного искусства могут со мной не согласиться). Господствовал соцреализм. Выставляли и другие направления реализма. Но, например, абстрактные картины и другой модернизм были под запретом, выставлять их было нельзя. Почему? Ответ на этот вопрос мне когда-то дал известный советский диссидент, коллекционер и организатор выставок неофициального искусства (в том числе, и знаментой Бульдозерной в Москве) Александр Глезер, с которым автор этих строк сотрудничала в организации выставок.

«Соцреализм — это искусство, чего изволите»

-На Западе понимали, почему в СССР запрещали литературу, например, Александра Солженицына, — вспоминал Александр Глезер. — Но как натюрморт может быть антисоветским? Почему запрещали искусство? Дело в том, что Советский Союз был, своего рода, религиозным государством. Официальной религией был марксизм-ленинизм. Как религиозное учение он не мог осуждаться, подвергаться сомнению. И всякое отклонение от соцреализма, который являлся направлением, созданным на основе марксизма-ленинзма, считалось отклонением от религии и каралось. Соцреализм должен был «показывать действительность в ее революционном развитии».  Что это такое, никто не знал. Просто, когда в 1930-е годы украинские крестьяне умирали от искусственного голода, художники писали колхозников за праздничными столами. Хорошее определение соцреализму дал газете «Вашингтон Пост» в 1968 году Оскар Рабин (известный художник неофициального искусства. — Ред.): «Соцреализм — это искусство, чего изволите».

Кроме того, была некая ярость, что кто-то идет против системы, не подчиняется. Чиновники запрещали другое искусство из чувства самосохранения. Советская власть боялась цепной реакции. Вот сегодня разрешишь художникам, поэтам, прозаикам, философам. А там и до идеологов очередь дойдет и все развалится. Что и получилось при Михаиле Горбачеве. Джин свободы выскочил и все разметал.

Глоток свободы

Перестройка и гласность, независимость Украины повлияли на искусство, в том числе и запорожское. Выставки стали очень интересными и это однозначно позитивное изменение. Вспоминаю об этом как зритель, влюбившийся в то время в современное искусства, которое дарит ощущение свободы, с первого взгляда! А затем — и как организатор выставок, искусствовед и журналист.

История современного искусства Запорожья - как все начиналось

Дмитрий Ципунов

В конце 1980-х — начале 1990-х в Запорожье начали официально показывать современное искусство. В августе-октябре 1989 года в нашем художественном музее показали первую в истории города выставку запорожского современного искусства «Авангард-89» и 1-ю выставку группы «Транс-Арт» (подробнее о группе читайте дальше),  организованные Евгением Сельским.  Стали показывать и современное искусство из других городов и стран. Например, художественном музее выставляли авангард из парижской галереи Кристин Кола. И понеслось. Оказалось, есть у нас художники этого течения, создающие интересные произведения.

Современное искусство в 1990-х годах в Запорожье развивалось в двух направлениях – модернизм (постмодернизм) и экспериментальное искусство, трансформировавшееся в актуальное. Становление первого связано с деятельностью группы «Транс-Арт», а затем Ассоциации молодых художников, второго – с деятельностью Южно-украинского Центра современного искусства.

«Образ. 90-е». Модернизм

«Мастерская Транс-Арта» — увидев осенью 1990-го афишу с таким названием выставки, я просто не могла пройти мимо. В разгар перестройки, когда, как и многие другие, я открывала, что кроме классики и соцреализма есть другое искусство, слово «Транс-Арт» вызывало неясные ассоциации и будило мечты.

«Мастерская Транс-Арт» в жилом доме по улице Тургенева стала для меня открытием современного запорожского искусства. От экспозиции, которую сегодня вспоминают, как одну из лучших выставок постмодернизма в Запорожье, осталось впечатление звенящего от напряжения воздуха – энергетика абстрактных картин Дмитрия Ципунова и Владимира Маковкина била через край. До этого нечто подобное видела только в Москве. Восприятие усиливала инсталляция, разместившаяся в кладовке с белеными стенами: парящий в воздухе серебристый бюст манекена. В «Мастерской «Транс-Арта» я познакомилась с Дмитрием Ципуновым, и стала сначала активным зрителем запорожских модернистских выставок, а потом участвовала в их организации, вела архив.

Группа была основана в 1989 году Дмитрием Ципуновым и Владимиром Маковкиным. Ципунов стал лидером «Транс-Арта». Он был и остается единственным в городе художником, чье творчество связано исключительно с беспредметным искусством. Возможно потому, что на его художественное становление во многом повлияла жизнь в Москве в начале 1980-х, где он учился в Станкоинструментальном институте: музеи, выставки, знакомство с художниками с Малой Грузинской (и приводы в милицию за продажу картин «кустарного производства», как писали в протоколах), частные уроки у Марии Рубининой.

История современного искусства Запорожья - как все начиналось

Дмитрий Ципунов

Группа «Транс-Арт» связана с развитием модернизма в Запорожье еще и потому, что Ципунову и Маковкину принадлежала идея сезонных выставок из серии «Образ. 90-е» в Запорожском областном художественном музее. Художники решили внедрить традиции весенне-осенних салонов Петербурга и Парижа, чтобы экспонировать последние работы запорожских авторов, показать реальный срез арт-ситуации (естественно, в русле художественного качества), наблюдать развитие художественной жизни города.

В первой выставке из серии «Образ. 90-е», открывшейся в художественном музее 24 марта 1992 года, участвовали 28 человек, в следующих количество участников доходило до пятидесяти. В мае официально зарегистрировали общественную организацию — Ассоциацию молодых художников (президент – Дмитрий Ципунов), от имени которой проводили выставки, а в 1993 году – открыли в ДК Энергетиков галерею «М.Арт», по сути ставшую филиалом «Образов». (Закрылась в 1995 году).

С 1992 по 1999 год прошло восемь выставок из серии «Образ. 90-е». Дмитрий Ципунов занимался организацией первых пяти «Образов». Помогали Елена Невская и автор этой статьи. (Начиная с 6-й выставки, организацией занималась я).

«Образы» были очень демократичными – в них участвовали как члены Союза художников, так и «несоюзные», заслуженные и молодые художники. Сюда приглашали как знакомых художников, так и всех желающих, размещая объявления в газете. Иногда «с улицы» приходили настоящие самородки – в начале 1990-х далеко не все художники, работающие не по «соцреалистически» знали друг о друге.

Хотя на выставках были представлены практически все жанры, организаторы не скрывали пристрастия к модернизму, из-за чего масштабные «Образы» приобрели у запорожцев репутацию авангардных экспозиций. И так как сравнительно небольшие предыдущие выставки группы «Транс-Арт» широкие слои населения не видели, то для многих открытием современного запорожского искусства стали именно «Образы». Кстати, надо отдать должное руководству Запорожского областного художественного музея, решившегося принять у себя такие эксперименты. Первые выставки были пестрыми, будоражащими. В конце века – более «гламурными» (как сказали бы сегодня, а тогда это слово было не в ходу). Просто изменилось время.

История современного искусства Запорожья - как все начиналось

Дмитрий Ципунов, выставка из серии «Образ. 90-е»

Художники выставок «Образ. 90-е»

Участниками серии выставок «Образ. 90-е», сформировавшим её лицо, стали:

Татьяна Власенко
История современного искусства Запорожья - как все начиналось

Татьяна Власенко

История современного искусства Запорожья - как все начиналось

Татьяна Власенко

Направление работ — наив с этническими мотивами разных народов мира (текстиль). Визитной карточкой 1990-х стала серия батиков из жизни придуманных ею мусликов — сказочных существ с округлыми формами и лицами, одновременно повернутыми в фас и в профиль. Откуда берутся сюжеты, художница и сама не всегда осознает. А на стилистику ее работ во многом оказали влияние древние культуры Латинской Америки и искусства Египта. Позже Власенко стала экспериментировать с текстильными техниками: сочетала коллаж с вышивкой; создавала панно, собранные из подушечек или мягких пазлов; делала пейчворк с включением фотографий, что можно отнести к актуальному искусству. Представляла Украину на международных выставках. Работает главным художником Театра юного зрителя.

Борис Гехт
История современного искусства Запорожья - как все начиналось

Борис Гехт

Интуитивный фигуративный экспрессионизм. Живопись Гехта отличается неконтрастной сложной цветовой гаммой. Предметы не имеют четко очерченных границ – порой не ясно, где заканчивается одно, и начинается другое. Тем более усиливается экспрессия линий, подчеркивающих отдельные формы. В 90-х на картинах художника часто появляются цветы и рыбы. Казалось бы, тривиальные объекты, но у Гехта они выглядят таинственно, изображения нагружены символическим смыслом. Создание картин для Бориса Гехта — аналитически-эмоциональный процесс, а сюжет – повод помедититровать и для художника, и для зрителя. В конце 1990-х Борис Гехт эмигрировал в Германию.

Виталий Гудко
История современного искусства Запорожья - как все начиналось

Виталий Гудко

История современного искусства Запорожья - как все начиналось

Виталий Гудко

Линейно-фигуративный экспрессионизм. Если в начале 90-х в живописи Виталия Гудко преобладал сюрреализм (влияние Сальвадора Дали), то в конце века – умеренная дозировка реальности и абстракции. Фирменным знаком Виталия Гудко стали линии, накладывающиеся на предметы или становящиеся их продолжением. Названия работ – своеобразный ключ к картинам — тождественны впечатлениям автора, ставших стимулом для создания работ. О каждой картине у автора существует история ассоциаций и впечатлений. Например, в «Необузданном желании» конь ассоциируется с безудержным кипением страстей. Виталий Гудко — лидер зрительских симпатий выставок «Образ. 90-е».

Наталья Коробова
История современного искусства Запорожья - как все начиналось

Наталья Коробова

История современного искусства Запорожья - как все начиналось

Наталья Коробова

Картины и графика Коробовой не относятся к модернизму, художница работает в направлении неореализма. Но уж слишком известна она в Запорожье. Дочь знаменитого в городе художника Владимира Коробова, она многому училась у отца. Известность пришла после того, как в Киеве, на выставке к 100-летию Владимира Ленина, московские и киевские искусствоведы отметили её картину «Полдень» (1970 года). А ведь за легкую стилистику запорожские обкомовцы не хотели пускать реалистичный «Полдень» в Киев. (Репродукция этой картины вошла в книгу Юрия Манийчука «Реализм и соцреализм в советскую эпоху», издательство «LK Marker», Киев, 1998). А известная на весь Советский Союза картина «Автопортрет с яблоком» (1971 года), напечатанная в журнале «Юность» хранится сейчас в коллекции музея-галереи Евгения Евтушенко в Переделкино.

Леонид Томилин

История современного искусства Запорожья - как все начиналось

Леонид Томилин

История современного искусства Запорожья - как все начиналось

Леонид Томилин. Первая работа из серии «Здравствуйте, господин Малевич!». 1989 год

Фигуративный и абстрактный экспрессионизм. В графике художника есть почти все элементы живописи, кроме цвета. Его рисунки – не прямолинейные композиции и не отдельные линии, а пятна с разной насыщенностью тонов. Работает в эксклюзивной технике, быстро закрашивая огромные массивы карандашом, заточенным «лопаточкой». Благодаря такой спонтанности графика Томилина очень эмоциональна. Художник любит работать сериями за то, что такая подача позволяет передать больший спектр ощущений. Самая значительная серия работ — «Здравствуйте, господин Малевич!», которую Леонид Томилин начал в 1989 году и продолжает до сих пор.

Валентина Чикина
История современного искусства Запорожья - как все начиналось

Валенина Чикина (автопортрет)

История современного искусства Запорожья - как все начиналось

Валенина Чикина

Художница отличается многообразием техник и направлений. Занимается живописью, графикой, скульптурой, эмалями, пейчворком из галстуков. Пишет иконы – училась иконописи в Палехском художественном училище. Впрочем, её декоративно-орнаментальные картины и работы в стиле наив вполне вписались в стилистику выставок современного искусства из серии «Образ. 90-е». Валентина Чикина — единственный художник, участвовавший во всех 8-ми выставках серии. Она известна и как хозяйка галереи «Порт-Арт», которую сумела открыть в начале 2000 года на добрых отношениях с руководством Запорожского речпорта. К сожалению, некоммерческая галерея не смогла выжить в индустриальном городе, но на огромном энтузиазме Чикиной продержалась около трех лет.

Дмитрий Ципунов
История современного искусства Запорожья - как все начиналось

Дмитрий Ципунов

Абстракционизм. В живописи художник решает композиционные задачи, на которые накладывается его эмоциональное состояние. На творчество художника, по его признанию, во многом повлияли полет в космос Юрия Гагарина («Это такой хеппенинг!») и знакомство с живописью Василия Кандинского, которую он увидел в юности в Эрмитаже. Фирменным знаком работ Ципунова стали треугольник и квадрат, повторяющиеся во многих работах. Пространство его картин – это чистая беспредметность, мир абстрактных материй, не связанный с окружающим миром, с реальностью. Поэтому художник дает им абстрактные, неассоциативные названия. «Назову себя и мои абстракции общим именем «Транс-Арт» — написал Дмитрий Ципунов в «Манифесте Транс-Арта».

История современного искусства Запорожья - как все начиналось

Дмитрий Ципунов

Стоит сказать и о двух художниках «Образов» старшего поколения – Антоне Гуличе и Викторе Зарубе, которые работали в направлении модернизма еще в советские времена. А также о самом ярком из молодых дебютантов в истории «Образов» (дебютировал в 1996 году) – Антоне Зарубе.

Антон Гулич (1927-2007)
История современного искусства Запорожья - как все начиналось

Антон Гулич

История современного искусства Запорожья - как все начиналось

Антон Гулич

История современного искусства Запорожья - как все начиналось

Антон Гулич

Экспрессионизм, импрессионизм, реализм. В каком направлении создать картину, художнику подсказывал сюжет, но любимым был импрессионизм. В советское время такие работы экспонировать не разрешали. Так, не попала на выставку картина Гулича «Регата» (художник подавал её на выставком в 60-е, во время учебы в Краснодарском университете). В начале 80-х «Регату» купили, а позже художник узнал, что её перепродали на аукционе в Англии в десятки раз дороже – за 6000 долларов. Антон Гулич с одинаковым воодушевлением писал портреты, ню, пейзажи, натюрморты, жанровые картины и заводские виды. Его действительно завораживала мощь индустриальных гигантов, Гулич восхищался красотой льющегося расплавленного метала — эта искренность чувствовалась в картинах. Ему принадлежит разработка авторской техники «акварель на крепированной бумаге» (это техническая бумага с «жатой» фактурой), напоминающая живопись. Но ближе всего по духу «Образам» был экспрессионизм – для Гулича «пик» этого направления пришелся на 60-70-е годы. Особенно запомнился контрастный, стилизованный, почти беспредметный «Натюрморт с грушей», который по энергетике давал фору многим молодым авторам – глядя на картину, зрители «Образов» считали, что автору максимум 35 лет.

Виктор Заруба (1946)
История современного искусства Запорожья - как все начиналось

Виктор Заруба

История современного искусства Запорожья - как все начиналось

Виктор Заруба

История современного искусства Запорожья - как все начиналось

Виктор Заруба

Абстракционизм, декоративная стилизация. Смотреть на картины Виктора Зарубы – всё равно, что стоять под дождём в наэлектризованном грозой пространстве. Энергетика сумасшедшая! Сам художник говорит, что её не чувствует, но после работы ощущает опустошение, и копий никогда не делает – ведь состояние не повторишь. В направлении абстракционизма Виктор Заруба работал в Запорожье еще в 1970-е годы. На его творчество повлияла работа с детьми в художественной школе, поэзия, полёт в космос Юрия Гагарина. Ходят слухи, что в советские времена, ради поступления в Союз художников, Виктор Заруба сжег свои абстрактные картины. Он не опровергает и не отрицает: «Факт – сжег 20 полотен, но не стану об этом распространяться». Теперь же Заруба добровольно вышел из Союза художников. Не выставляется с конца 1990-х. Но продолжает много писать – его картины в мастерской могут увидеть лишь избранные.

Антон Заруба
История современного искусства Запорожья - как все начиналось

Антон Заруба

Картины Антона наивны и жизнерадостны, но это наив профессионала. Он воспринимает мир без болезной экспрессии, свойственной художникам постарше, не отягощен негативным мировоззрением. На его картинах – безмятежные жизнерадостные существа – птицы, собаки, кузнечики. Правда, они не всегда похожи на свой прототип, общее между теми и другими – отношение к ним художника. К сожалению, Антон ушел в религию и исчез из художественной жизни Запорожья.

Постоянными, достаточно яркими участниками «Образов» были также Григорий Баций, Ирина Гресик, Владимир Гулич, Юрий Калашников, Сергей Кучерук (переехал в Бердянск), Владислав Кутуев, Наталья и Владимир Луценко, Сергей Липовцев, Оливер Ованесян, Наталья Петэн-Ступакова, Виктор Репин (уехал на ПМЖ в Германию), Галина Сапегина, Владимир Форостецкий, Виталий Шаронов, Борис Чудновский. К сожалению, некоторых из них уже нет в живых.

История современного искусства Запорожья - как все начиналось

Юрий Калашников

Экспериментальное искусство

С экспериментальным искусством запорожцы познакомились во многом благодаря Владимиру Гуличу. Он  художник международного уровня, единственный в Запорожье, кто занимается актуальным искусством. Впрочем, живет на два города — Запорожье и Киев. Его работы всегда отличались нестандартностью, будь то живопись, видео, скульптура, перформанс, цифровое искусство. Творчество Гулича было (и остается) нескучным и драйвовым. Он первым начал организовывать акции, привозить в город групповые проекты современных художников из других городов.

История современного искусства Запорожья - как все начиналось

Как живописец (Владимир Гулич считает себя, прежде всего, живописцем, и этот раздел написан с его слов) художник начинал с декоративных беспредметных композиций, в основе которых были реальные объекты. Затем стал работать в направлении нео-поп-арта. Причем, гуру поп-арта Энди Уорхолла нельзя назвать самым любимым художником Владимира Гулича. Ему больше нравятся работы Баскии и де Кунинга. Знакомство с поп-артом отчасти повлияло на то, что со временем в живописи Гулича появилась легкость изобразительного языка, некоторое озорство, иногда проскальзывает ирония.

История современного искусства Запорожья - как все начиналось

Одним из любимых объектов изображения долгое время оставался автомобиль, сознательно выбранный художником в качестве узнаваемого бренда. В то же время, еще в 1980-е Владимир Гулич начал участвовать в перфомансах и создании инсталляций во Львове, где он учился в художественной академии.

Первой выставкой Владимира Гулича в Запорожье стала совместная с Валерием Аргатом экспозиция абстрактных картин во Дворце культуры металлургов в 1990 году. В следующей экспозиции участвовали также Виктория Минайлова-Мурашко, Елена Луценко, Андрей Стегура, Владимир Кравец. Ребят из молодежной секции Запорожской организации Союза художников объединяло желание поэкспериментировать. Для этого все они, работавшие на комбинате при Союзе художников, на некоторое время отказались от заказов ради чистого искусства, создавая модернистические картины, рисунки и эмали. Их экспозиция стала первой выставкой современного искусства в запорожском Зале Союза художников (1991). Затем её показали во Львовском национальном художественном музее.

В 1993 году, на базе молодежной секции Союза, художники зарегистрировали общественную организацию «Южно-украинский центр современного искусства» (ЮУЦСИ), председателем которого стал Владимир Гулич. Впрочем, географических ограничений не было – в Центр входили не только запорожцы, но и художники из Черновцов, Львова, Ужгорода и других городов Украины. Много дало сотрудничество с директором столичной галереи «Киев» Анатолием Федирко. Некоторые проекты галереи показывали и в Запорожье (одним из самых заметных стал «Парк Новая реальность-1»: объекты, видеоарт, хеппенинг), а запорожские художники выставлялись в Киеве.

ЮУЦСИ привозил в Запорожье посольские выставки: словацкую графику, польский плакат, американскую монотипию, шелкографии работ Антона Штанковкого и другие экспозиции.

История современного искусства Запорожья - как все начиналось

В 1994 году ЮУЦСИ организовал первый в Запорожье пленэр современного искусства «Хортица-94», где участвовали не только украинские художники, но и представители из Германии и Франции. Они создавали на острове Хортица живопись, инсталляции, проводили перфомансы, события фиксировали на видео. Художники работали в рамках концепции «Хортица в условиях экологического неблагополучия». Еще одной темой пленэра, учитывая недавнее постсоветское прошлое, стало своеобразное прощание с ним, выразившиеся в создании соц-артовских работ.

На Хортице проходила и акция «Зоозона» (1995). Она символизировала священнодействие, защищающее искусство от стороннего негатива: Владимир Гулич очерчивал круг вокруг картин, выставленных на поляне, под чтение импровизированной молитвы.

История современного искусства Запорожья - как все начиналось

Акцию зафиксировали на видео (съемками занимался запорожский фотохудожник Евгений Компанийченко). «Зоозона» и считается первым запорожским произведением видеоарта. Добавлю, что вторым стал «Автовирус (1995 год) – коллаж из эпизодов фильмов на автомобильную тему, созданный Владимиром Гуличем, Викторией Минайловой-Мурашко и Владимиром Гитиным.

История современного искусства Запорожья - как все начиналось

Владимир Гулич продолжает активно заниматься современным искусством, развивая новые формы.

Кстати, именно Владимиру Гуличу принадлежит первый (и на мой взгляд, лучший) мурал в Запорожье.  Работа называлась «Желтый «шевроле» Марлен Дитрих» и украшала стену возле уже несуществующего кафе «Железный Феликс».

История современного искусства Запорожья - как все начиналось

Читайте также: Стало известно, кто представит Украину на Олимпийских играх для художников.

Фото из архива автора и художников

Сообщение Как современное запорожское искусство в 1990-е вышло из подполья появились сначала на Индустриалка — новости Запорожья.

Источник: http://iz.com.ua/zaporoje/kak-sovremennoe-zaporozhskoe-iskusstvo-v-1990-e-vyishlo-iz-podpolya

Мы в Telegram, наш Telegram bot — @zpua_bot, Мы в Viber, Мы на Facebook

Share this post

нет
scroll to top