Как запорожец встречал возвращавшихся на Землю космонавтов

12 апреля — День космонавтики. Лет десять назад военный летчик запорожец Виталий Федосенко делился со мной этими воспоминаниями

В составе поисковых групп Виталий Иванович, бывший военный летчик первого класса, майор авиации в отставке, много раз вылетал к месту предполагаемой посадки космических путешественников. В первые годы “космической эры”, когда стартовали “Востоки”, место встречи растягивалось на полстраны – от Свердловска до Камчатки. Потому что “промахи” при посадке могли составить и три тысячи километров.

Виталий Федосенко родился в Запорожье в 1933 году и детство свое провел здесь же – на улице Жуковского в Сталинском районе (позже Жовтневый, потом Александровский) и в Уральских казармах (так назывался местный гарнизон), потому что отец его был кадровым военным. Потом поколесил по всему Советскому Союзу. Но в 45, выйдя на пенсию, майор запаса вернулся домой к отцу Ивану Арсентьевичу Федосенко, к тому времени уже генералу в отставке и на пенсии.

Виталий не стал искать и добиваться для себя каких-то особых должностей и теплых местечек (хотя, наверное, для майора и генеральского сына это было возможно), а просто сменил штурвал самолета на водительскую баранку. Всю оставшуюся трудовую жизнь возил на служебном автомобиле заместителя начальника городских теплосетей.

Виталий Федосенко

ВСТРЕЧАТЬ КОСМОНАВТОВ БЫЛИ ГОТОВЫ 48 САМОЛЕТОВ

– Виталий Иванович, вы какое летное училище заканчивали?

 – Самое знаменитое – Качинское, где до меня учились Василий Сталин, Тимур Фрунзе, сыновья Микояна Алексей и Степан, а также дети других видных партийных и советских государственных деятелей. Со мной в одной эскадрилье, только на курс старше, учился будущий космонавт Валерий Быковский, это же училище закончил другой космонавт — Владимир Шаталов.

А вообще, начинал я учебу в летном училище на Дальнем Востоке. Мы там были, как бы, в запасе у братьев по соцлагерю северных корейцев, которые воевали с американцами. Но потом корейская война закончилась, и нас перевели в Качу (Крым). Качинское военное училище летчиков я закончил в 1956 году.

К месту посадки

Встречать космонавтов! Почти что – инопланетян…

– А первый полет человека в космос был совершен в 1961-м. Тогда и появилась эта поисковая авиационная служба, в которой вы служили?

– Намного раньше! Почти сразу же после училища я в нее и попал. Тогда же, если вы помните, был запуск первого космического спутника в 1957 году. Потом в космос летали собаки – Лайка, Белка со Стрелкой. А потом уже пошли пилотируемые космические полеты – на кораблях “Восток”, “Союз” с космонавтами на борту. Всех их после возвращения из космоса надо было встречать. И этим занимался целый авиационный поисковый полк, в котором я служил. Базировались мы в городе Кедайняй Литовской ССР.

Задание на вылет

Задание командира: “Накрываем две трети территории Советского Союза!”

– Так далеко на западе? Из космоса же приземляться надо где? В бескрайних степях Казахстана?

– Совершенно верно. В безлюдных и малонаселенных районах страны. Плюс просторы Сибири – как “запасной аэродром”. Но для авиации, прикрывающей и западные границы, в Советском Союзе с преодолением больших расстояний не было проблем. За месяц-полтора до старта космического корабля из Кедайняя мы перелетали на военный аэродром Астафьево под Москвой и там ждали назначенного часа. Ближе к времени старта из Тулы забирали десантников, съезжались военные врачи, и после этого мы ждали команды, готовые «накрыть» всю оставшуюся территорию Советского Союза от Свердловска и до Камчатки.

“Мы их, наших космонавтов, найдем и как следует встретим!”

– Но если космонавт должен приземлиться в каком-то заданном районе, то зачем ради его встречи брать под контроль половину территории огромной страны?

– Дело в том, что во времена первых космических полетов отклонение точки приземления космического аппарата от расчетной иногда составляло три (!) тысячи километров. Для этого и был задействован целый авиационный полк – четыре эскадрильи по 12 самолетов. Ожидая приземления космонавтов, они стояли в боевой готовности на военных аэродромах под Свердловском, Карагандой, Иркутском, Красноярском, на Камчатке, – в общем, по всей цепочке предполагаемой трассы, где мог приземлиться космический аппарат.

А это – охота. Летчики забавлялись, пока космонавты летали

А это – охота. Летчики забавлялись, пока космонавты летали

“ПАВЕЛ ПОПОВИЧ ПРИВЕТСТВЕННО ПОМАХАЛ НАМ В ОТВЕТ»

– Вы кого встречали из космоса?

– Многих космонавтов. Но расскажу о первом – о Павле Поповиче. Мы ждали его на аэродроме в Караганде. 6 самолетов было в этом районе. Минут за сорок до приземления Павла Поповича 4 самолета пошли навстречу по предполагаемой трассе спуска его космического аппарата в этом районе – у каждого была своя зона.

Когда наш экипаж обнаружил приземлившегося космонавта, а невдалеке от него космический аппарат (на высоте 7 тысяч метров космонавт катапультировался и спускался на парашюте, отдельно от космического аппарата, потому что в “Востоках” не было двигателей мягкой посадки), мы снизились до высоты 50 метров и пролетели над ним. Павел Попович помахал нам в ответ.

Затем мы поднялись на высоту более 1 тысячи метров, чтобы с самолета могли выпрыгнуть парашютисты: двое десантников с автоматами (для охраны космонавта) и военный врач (мало ли что). После высадки десанта вызвали к месту приземления космонавта вертолеты, сообщив им координаты. Еще некоторое время покружили над местом посадки, выполняя роль радиоантенны, и вернулись на аэродром в Караганду.

– Он приземлился точно? В расчетной точке?

– Практически да. Отклонение составило километров 60-70. Вскоре вслед за нами на аэродром в Караганду прибыли и вертолеты – привезли Поповича и спускаемый космический аппарат. Павла Романовича медики сразу же увели в отдельный домик. Что они там делали, колдуя над разными медицинскими измерительными приборами, я не знаю, но нам, экипажу встречавшего космонавта самолета ИЛ-14 (6 человек), позволили на короткое расстояние приблизиться и помахать ему руками. Он приветственно помахал нам в ответ, зная, что это мы его встречали.

Потом в самолет загрузили “начинку” космического корабля, и уже ночью мы вылетели в Москву. Полет длился четыре с половиной часа (с посадкой на дозаправку в Казани). Все время в небе нас преследовала ночная гроза. Самолеты гражданской авиации в такую погоду не летали. А у нас – боевое задание. Лететь надо по-любому! Под утро были в Москве. После выполнения этого задания у нас был недельный отдых в гостинице.

– Водку и коньяк небось пили?

– А это, как водится, всегда! Но мы не только пили. Еще в лес за грибами и на рыбалку ходили. В общем, отдыхали нормально – все-таки стресс после выполненной работы был ощутимый.

На выполнение боевого задания!

На выполнение боевого задания!

ВМЕСТО ОРДЕНОВ – ПО 200 РУБЛЕЙ НА БРАТА

– Космонавтам Звезды Героев после полетов давали. А вам что?

– Ордена! Но так получилось, что после второго же космического старта ордена давать перестали.

– То есть за Гагарина и Титова ордена получили, а дальше…

– За Гагарина никто ничего не получил, потому что его не встречали. Вернее, встречали, но в степях Казахстана под Аркалыком, а он приземлился в районе Самары за Волгой.

За встречу космонавта №2 – Германа Титова наши ребята получили ордена Красного Знамени и Красной Звезды. А вот с космонавтами №3 и №4, Андрияном Николаевым и Павлом Поповичем, получился облом.

Экипаж ИЛ-14, встречавший до нас Андрияна Николаева, на обратном пути из Москвы в Кедайняй в небе над озером в Белоруссии решил “попугать” рыбаков – спустились над их лодками так низко, что правым винтом зацепили воду. Одна из четырех лопастей винта отлетела, остальные погнулись. Катастрофа была бы неминуема, если бы борттехник не застопорил вовремя этот правый мотор. До Литвы добирались на одном левом моторе.

Начальство, конечно же, обо всем узнало и устроило разнос. Естественно, об орденах после этого инцидента и речи быть не могло. Нашему экипажу – тоже никаких орденов! Но нам-то хоть премии дали – по 200 рублей на брата. Так мы деньгам (это была почти месячная зарплата) обрадовались еще больше, чем орденам. А после того случая орденами летчиков, встречавших космонавтов, больше не награждали.

Справка

11 и 12 августа 1962 года в Советском Союзе с интервалом в одни сутки были выведены на орбиты корабли-спутники “Восток-3” и “Восток-4”, пилотируемые летчиками космонавтами А.Г. Николаевым и П.Р. Поповичем, которые впервые осуществили групповой полет космических кораблей, продолжавшийся более 70 часов.

Фото из личного альбома Виталия Федосенко

Читайте также: Летчики из Мелитополя участвовали в совместных учениях с британскими военными

Сообщение Как запорожец встречал возвращавшихся на Землю космонавтов появились сначала на Индустриалка — новости Запорожья.

Источник: http://iz.com.ua/zaporoje/kak-zaporozhets-vstrechal-vozvrashhavshihsya-na-zemlyu-kosmonavtov

Мы в Telegram, наш Telegram bot — @zpua_bot, Мы в Viber, Мы на Facebook

Share this post

Добавить комментарий

scroll to top