70 лет назад борьба с «космополитами» докатилось до цирка
14 сентября 1949 года газета «Большевик Запорожья» печатает объявление:
«Вниманию абонементодержателей Запорожского госцирка!
Дирекция Госцирка сообщает, что абонементы действительны по 18 сентября включительно. После указанного срока абонементы не действительны и Госцирком обратно не принимаются».
Слово-то какое интересное: абонементодержатель. Интересное и позабытое – сейчас трудно вообразить себе, чтобы кто-то ходил в цирк по абонементу.
А тогда, 70 лет назад, ходили. В тот год цирковые представления посмотрели около 150 тысяч запорожцев. Треть из них – через бюро организации зрителя, проще говоря – культпоходы.
Но почему же «абонементы не действительны»? Потому что сезон заканчивался. Цирк в Запорожье был деревянный, отстроенный после войны в 1948 году, располагался в Парке металлургов (тогда он назывался парком «Запорожстали»).
Представления в этом деревянном строении шли только в теплое время года, а с осени до весны – большой антракт.
Старый запорожский цирк в Парке металлургов. Фото сделано зимой 1964 года. Межсезонье.»Фото предоставила Людмила Елец
И что же увидели запорожцы в цирке в 1949 году? Прежде всего – бесконечная французская борьба (так называли тогда греко-римскую борьбу). Публика валила валом (промелькнула даже борьба с быком в исполнении артиста Кадыр-Гуляма, которому тогда было 82 года, а всего он прожил 102 года).
Поединки на ковре, такое впечатление, были поставлены на конвейер. За неполные два месяца (точнее, за 55 дней) провели более 200 схваток. Вот характерные для 1949 года газетные анонсы.
«15 июня
Большое цирковое представление
Новая программа.
Продолжение матчей классической французской борьбы.
Борются 3 пары:
Доменный – Аузонио (реванш),
Стрижак – Аренский,
Шевчук – Люксембург.
16 июня борются:
Стрижак – Шевчук,
Медведев – Доменный,
Дьяковский – Муре.
Начало представления в 8.30 ч. веч.»
***
22-23-24 июня первый раз в сезоне три спортивных вечера.
«Борьба всех видов».
Борются 25 пар. Принимают участие все прибывшие борцы.
Доменный – Сотниченко,
Стрижак – Козаков,
Шевчук – Боровский.
Обновленная обширная программа.
Начало в 8 час. 30 мин. веч.
Фото: Facebook
Упоминавшийся здесь Михаил Стрижак (похоже, он боролся в каждом представлении) – любимец публики, чемпион СССР по греко-римской борьбе 1947 года. До войны, в 1936-1939 гг., Михаил выступал за запорожский «Строитель».
Фото: Facebook
И хотя в 1949 году запорожцы могли вдоволь насмотреться на любимого атлета, он и в декабре того же года, уже по окончании циркового сезона, гастролировал в нашем городе. Об этом свидетельствует мастер спорта по греко-римской борьбе, большой знаток этого вида спорта Валерий Смирнов. Он пишет: «Михаил Стрижак… квартировал по адресу проспект Ленина, 153, кв. 22 в семье будущих борцов Вадима и Александра Важненко. Мама будущих спортсменов Фатима Семеновна обстирывала и готовила обеды популярному цирковому борцу и атлету».
А борцовские поединки, пока в цирке был «мертвый сезон», вполне могли проходить даже в театре имени Щорса. Во всяком случае, такие объявления в газете «Большевик Запорожья» за предыдущий, 1948 год, мне попадались.
А теперь, прежде чем перейти к другим звездам запорожской арены-1949, важное отступление – для понимания атмосферы того времени.
В марте 1949 года в московской газете «Советское искусство» выходит статья «Апологеты буржуазного цирка». О, какие цветастые ярлыки там были навешаны!
– «космополит-теоретик»;
– «представители буржуазной клоунады, выразители идей реакционного циркового искусства Запада»;
– «представители растленного буржуазного цирка»;
– «формалистические выкрутасы в этом враждебном нам по идее номере»;
– «типично мюзик-холлный и чуждый нам номер».
– «безыдейные «антре», выдаваемые за цирковую «классику»;
– «загнивающее цирковое искусство капиталистических стран»;
А вы посмотрите на другие заголовки из того же газетного номера.
Да-да, все это плюс еще и «Апологеты буржуазного цирка» уместилось в одном номере газеты «Советское искусство» за 5 марта 1949 года. А еще бичевание «безродных космополитов» в передовой статье и напечатанном обращении кинематографистов к товарищу Сталину. Причем цирку еще повезло – статью о его «безыдейных номерах» поместили в самом низу последней страницы. Видимо, критиковали уже «по остаточному принципу» после искусствознания, кино и театра.
Автор этой статьи – Николай Барзилович. Был такой бывший жонглер, а в описываемое время директор и худрук Училища циркового искусства. Любопытно, что спустя 6 лет та же газета, которая уже называлась «Советская культура», громила уже самого Барзиловича, который к тому времени стал директором Мосэстрады.
В статье «То, чего не видит зритель…» Барзиловичу досталась за левые концерты. Такие концерты, – возмущался фельетонист влиятельной газеты, – «как волшебный золотой ключик, открывают путь к номерам в гостинице «Москва», к устройству гаража для персональной машины, к лечебным карточкам в хорошую поликлинику, к производственным мастерским Большого театра, даже к подписке на собрание сочинений Виктора Гюго… И можно ли удивляться, что директор Мосэстрады Н. Барзилович не пользуется уважением и авторитетом коллективе».
Но возвращаемся в Запорожье 1949 года. А там – на арене цирка в парке Металлургов (газетный анонс):
Вечер смеха – клоунский карнавал
Продолжение гастролей крупнейшего советского аттракциона – медведи-канатоходцы под куполом цирка под управлением народного артиста РСФСР Бориса Эдера и большая разнообразная программа.
Начало представлений в 8.30 час. веч.
Борис Эдер – первый в мире укротитель в клетке, отказавшийся от использования револьвера. В Запорожье в 1949 году он гастролировал с первой женой Тамарой Эдер – она была его ассистенткой и воздушной гимнасткой.»Кадр из фильма «Концерт на экране»
Обратите внимание: представления начинались в половине девятого вечера. Если учесть, что в Запорожье тогда не то что маршруток – троллейбусов даже не было, то добираться домой после восхищений клоунами, акробатами и укротителями приходилось довольно-таки глубоким вечером. Правда, и город тогда был не такой большой – к примеру, за нынешним автовокзалом уже начиналось чистое поле.
Вы, наверное, и понятие не имеете, что такое «Золловская железная дорога», упоминаемая в газете «Большевик Запорожья» в 1949 году. А 70 лет назад (да и намного раньше) народ пищал от восторга при этих словах. Правда, в историю вошла как «Звериная железная дорога».
Михаил Золло и его «Железная дорога» – это же две легенды! Вы только представьте себе: выезжает настоящий паровоз (но меньшего размера), и тут такая феерия начинается! Машинист – обезьяна, дежурный по станции – пудель, начальник вокзала – козел, стрелочник – обезьяна, пассажиры – куры, гуси, утки, индюки, поросята, собачки, морские свинки, дикобраз. Всего более 200 животных! И все выполняют свои трюки. Успех программы был столь оглушительным, что Михаил Золло показывал ее целых 35 лет! Увидели ее и запорожцы в 1949 году.
А вот что они увидели 13 августа 1949 года.
Люди воздуха
Исполнители
Бреда, Скуковский и Донато.
И разнообразная программа
В воскресенье два дневных представления по полной вечерней программе.
Начало в 12 и 3 часа дня, 15 августа в цирке выходной день.
Анатолий Боеда – основатель династии цирковых воздушных гимнастов. Как раз в 1949 году он возглавил номер «Воздушный полёт» (партнёры Иван Скуковский и Донато). Номер оказался настолько удачным, что шел в московском цирке аж 11 сезонов!
Донато – псевдоним прославленного воздушного гимнаста Доната Васильевича Старичкова. Он мог разыграть под куполом комические сценки, да и параллельно работал как клоун-буфф.
«Люди воздуха» летали над головами запорожцев 13 августа 1949 года, еще свежи были впечатления от «крупнейшего советского аттракциона» Бориса Эдера (5 августа), как 16 августа – «новый большой аттракцион».
Сегодня – премьера
Новый большой аттракцион —
популярная артистка София Мар
с ассистентами и лилипутами
и разнообразная цирковая программах в 3-х отделениях.
Начало в 8.30 час. вечера
Иллюзионистка София Мар (Софья Михайловна Мюллер, в девиичестве Гросблад). Ее популярность в СССР была столь велика, что артистка удостаивалась отдельной афиши (фото ниже)
Фото Ильи Аронса/oldmos.ru
Чуть позже в Запорожье к Софии Мар присоединяются джигиты.
Госцирк
Гастроли популярной артистки
Новая программа Софии Мар
Впервые в Запорожье
Всадники солнечной Туркмении
под руководством Колганова
и много новых номеров
Начало в 8-30 час. вечера. Касса открыта с 12 час. дня.
По воскресным дням 2 дневных представления по вечерней программе.
Начало в 12 и 3 часа дня. Касса открыта с 10 час. утра.
Тут вспоминается, как много лет спустя, в 2001 году, президент Туркмении Сапармурат Ниязов упразднил цирк. Через 7 лет, правда, его преемник Гурбангулы Бердымухамедов запрет на цирк снял.
А под конец циркового сезона-1949 в Запорожье приезжает супруг Софии Мар – Мартин Марчесс.
Сегодня гастроли артиста М. А. Марчесс
Трансформация-иллюзия-манипуляция
с группой лилипутов и ассистентов
и разнообразная программа в 3-х отделениях.
Начало в 8-30 час. вечера. По воскресеньям два дневных представления по полной вечерней программе. Начало в 12 и 3 часа дня.
Иллюзионист Мартин Александрович Марчесс» (настоящая фамилия Мюллер) с супругой. В историю цирка вошел его номер с кипящим самоваром, из которого появлялись лилипуты.»Фото: circenses.org
И вот 18 сентября 1949 года. Закрытие сезона.
Прощальные гастроли М. А. Марчесс
Объяснение опытов, иллюзий, техника исполнения опытов.
19 сентября – последнее вечернее представление по полной программе в 3-х отделениях. Абонементы не действительны, весь сбор должен поступить в фонд Красного Креста для помощи детям-сиротам.
Газета «Большевик Запорожья», осветившая прощальное представление, восхитилась эквилибристом Петром Рашкевичем, эксцентриками Ошук, дрессировщиком лошадей Калгановым, канатоходцем Марией Якутской, туркменскими джигитами, турнистами Адгомедашвили, эквилибристами Щекотихиной и Кельшман.
А вот о выступлении Марчесса и Софии Маар отозвалась прохладно, ограничившись сухой констатацией: «В последнем отделении с прощальной программой выступил артист М. А. Марчесс с Софией Мар и ассистентами», хотя их номер был заявлен гвоздем вечера.
И уж совсем плохо «Большевик Запорожья» оценил комиков. «На низком уровне прошло выступление буффонадских клоунов Колядина и Ротмистрова. Старые, уже много раз слышанные репризы и шутки, совершенно не смешили зрителей. Артисты Колядин и Ротмистров работали в Запорожье весь сезон. И за все время они не показали ни одного хорошего номера. Этим и объясняется то, что зрители довольно холодно принимают буффонаду Колядина и Ротмистрова. Артистам нужно сделать серьезные выводы, пересмотреть свою программу».
Больше повезло Жоржу Карантонису. Его партийная газета похвалила. «Следует отметить творческий рост артиста у ковра Жоржа Карантониса. Его шутки и репризы стали более содержательными, интересными».
«Мягкий, обаятельный клоун с огромными печальными черными глазами, – так вспоминал о Жорже Карантонисе (настоящее имя Георгий Эммануилович Карандонис) Юрий Никулин. – От многих коверных, которых я видел в провинции, он отличался интеллигентностью. Единственно, чего ему, как мне кажется, не хватало и в жизни и на манеже, – напористости, уверенности в себе. Уж очень застенчивым и деликатным был Карантонис. Я с ним быстро подружился».
А, между тем, этот «застенчивый и деликатный» коверный в первые дни войны добровольцем ушел на фронт, участвовал во взятии Берлина, освобождении Праги. Имел ордена Отечественной войны, Красной Звезды, медали.
«Мне часто приходится выступать во многих городах страны, – вспоминал сам Карантонис. – И я привык к тому, что после представления администраторы цирка говорят: «Вас хотят видеть какие-то люди». Я угадываю, что это за люди, и прошу скорее пропустить их ко мне, в гардеробную. И они приходят – штатские и военные зрители – мои боевые друзья и однополчане».
Артист цирка и эстрады, акробат Георгий Карантонис (в центре) – в годы войны капитан разведки.»Фото circus.pobeda1945.su
В 1949 году запорожцы видели цирк не только на арене в парке Металлургов. Артисты выезжали в Мелитополь, в дом отдыха имени XVII партсъезда, давали представления в парке имени Франко, на стадионе имени «Комсомольской правды» («Локомотив»), в клубе «Днепростроя». А на «Запорожстали», «Запорожстрое» и Днепрогэсе прошли творческие встречи.
Гимнастка Раиса Немчинская 70 лет назад выступала в Запорожье.»Дружеский шарж артиста и режиссер цирка Александра»Ширая. 1945 год.»Раиса Немчинская не оставила цирк до своего последнего дня и умерла в 63 года прямо на арене во время гастролей в Днепропетровске
Звезды цирка в оценках газеты «Советское искусство» от 5 марта 1949 года
Борис Эдер (выступил в Запорожье в 1949 году) – создал искусство «оптимистическое, жизнеутверждающее».
Каран д’Аш – «яркий и своеобразный артист».
Братья Фрателлини (Италия) – «яркие представители буржуазной клоунады, выразители идей реакционного циркового искусства Запада, представители растленного буржуазного цирка».
Клоуны Ролланд и А. Дубино – «яркий пример западноевропейской клоунады». Дубино, к тому же, «рабски скопировал маску у немецкого клоуна Коко – шпиона, долгие годы подвизавшегося на аренах буржуазных цирков».
Клоуны Лавровские, Коваленко и Киро, Бона и Скалка, С. Калошин и Н. Голубцова – «носят маски, бытующие в западноевропейских цирках».
Турнисты Келлер (Германия) – демонстрируют «формалистические выкрутасы».
Цирк Кроне, Цирк Сарразани (Германия) – представители «растленного искусства западного цирка».
Виталий Лазаренко – «клоун-публицист, строивший свои выступления на злободневном материале».
Дмитрий Зементов (в 1949 году выступил в Запорожье) – «рабски копирует номера западноевропейского цирка. Скопировал свой образ у немецкого артиста Лос-Амбатос (партерный полет)».
Алексей Цхомелидзе, сестры Кох, Эмиль Кио – «создали типичные для западного цирка номера». А режиссер аттракциона Кио «откровенно перенес весь центр тяжести на полуобнаженных девушек, ассистенток артиста Кио», да и «постановка… выразилась в рабском копировании западных иллюзионистов».
Теперь вы понимаете, что наш нынешний путь в Европу начался не с нулевой отметки, а с глубокого минуса? И нижняя мертвая точка была как раз 70 лет назад, когда в каждой щели искали и бичевали «осиные гнезда» «безродных космополитов-антипатриотов».
За 10 лет до описываемых событий. 1939 год. Подготовка к первомайскому параду на Верхней Хортице.»А что – тоже своего рода цирк, И по форме, и по содержанию.»Фото предоставил Валерий Горлов
Автор: Владимир Фризько
Читайте также:»Чем развлекались запорожцы в «Дубовой роще» 60 лет назад — фото
Источник: http://iz.com.ua/zaporoje/klounam-nuzhno-sdelat-sereznyie-vyivodyi-zaporozhskiy-tsirk-1949-goda
Мы в Telegram, наш Telegram bot — @zpua_bot, Мы в Viber, Мы на Facebook