Железная дорога тогда и сейчас: рельсы там же, маршруты другие
1 июня пассажирские поезда, наконец, должны сдвинутся с места — смягчение карантина обещает добраться и до железной дороги.
Интересно, а куда можно было доехать на поезде из Запорожья лет так семьдесят назад, а если точнее – в 1948 году. Никакого карантина тогда не было, но и технические возможности послевоенной чугунки с ее паровозами были не чета нынешним.
Если судить по этому фрагменту карты Сталинской железной дороги (в 1961 году ставшей Приднепровской), то с тех пор в Запорожской области рельсовых путей не очень-то и прибавилось. Нету разве что веток от Федоровки на Нововеселую да от Таврическа (тогда эта станция называлась Попово) до Энергодара. Но так ведь и ни Энергодара, ни Днепрорудного, ни Каховского водохранилища тогда еще не имелось.
Да что там Сталинская – и при Екатерининской железной дороге было все то же самое.
Но вернемся в 1948 год.
В том году как раз 21 мая ввели летний график движения поездов. И главной новинкой для станции Запорожье-І стал выход на маршрут – впервые после войны – курьерского поезда Москва – Симферополь. Для того времени это был настоящий «Интерсити» — из Москвы до Запорожья он проносился всего за 27 часов 10 минут.
Обычный пассажирский покрывал это расстояние почти на 10 часов дольше. К обычному тихоходу, кстати, на обратном пути прицепляли в Запорожье жесткий плацкартный вагон до Москвы.
Билет на поезд 1948 года – «плацкарта для лежания на средней полке в общем жестком вагоне»
По четным числам через Запорожье проходил еще один московский – на Евпаторию, а по нечетным – скорый Харьков – Симферополь.
Так выглядела станция Запорожье-І после освобождения города от фашистов. Так что в описываемое время привычного нам вокзала еще не было, он только строился. И мостов Преображенского не было. Поезда на Никополь шли по временным деревянным мостам, с левого и правого берегов Днепра упиравшихся в дамбы в плавнях южной части Хортицы. Так что там, где теперь на острове самый строгий режим заповедности, 70 лет назад ходили эшелоны.
А в мае 1948 года к услугам пассажиров появились два прицепных вагона (плацкартный и комбинированный) до Киева, с переприцепкой в Днепропетровске.
Ежедневно (до этого через день) начал ходить поезд Симферополь – Днепропетровск.
Марка 1948 года, зовущая в дорогу за досрочное выполнение пятилетки
Еще из новинок летнего расписания 1948 года — поезда Волноваха – Пологи (ежедневный) и Запорожье – Чаплино (по нечетным).
С Запорожья-ІІ по четным числам пошел поезд на Бердянск. По нечетным — плацкартный вагон с переприцепкой в Пологах. А экзотический теперь поезд Ясиноватая – Мелитополь продлил свой маршрут до Джанкоя.
Вот такие новинки ждали запорожских пассажиров на железной дороге 21 мая 1948 года. Узнали мы эти подробности из старой газеты «Большевик Запорожья».
А как далеко мы заехали за прошедшие с того дня 72 года, вы уж судите сами.
Читайте также: От Вильнюса до Ташкента: куда летали самолеты из Запорожья 40 лет назад
Автор: Владимир Фризько
Фото: blog.poltava.to, Википедия, meshok.net, архив «Индустриалки» (фото станции Запорожье-І 1944 года предоставил Алексей Толмачев). В оформлении заголовка использовано фото, предоставленное Василием Борисовым: паровоз в районе станции Передаточной, 1952 год.
Сообщение Кондуктор не спешил: куда ходили поезда из Запорожья 72 года назад появились сначала на Индустриалка — новости Запорожья.
Источник: http://iz.com.ua/zaporoje/kuda-hodili-poezda-iz-zaporozhya-72-goda-nazad
Мы в Telegram, наш Telegram bot — @zpua_bot, Мы в Viber, Мы на Facebook