Кто в Запорожье показал Рыбникову кусочек металлургической жизни

26 ноября 1956 года состоялась премьера фильма «Весна на Заречной улице»

Сегодня исполняется 65 лет со дня выхода культового для нашего города фильма «Весна на Заречной улице» режиссера Марлена Хуциева. Премьера киноленты состоялась 26 ноября 1956 года, а 17 декабря 2010 года — телепремьера цветной версии на СТБ.

Весна на Заречной улице

Лирическая история об учительнице и ее учениках вечерней школы-металлургах покорила на только запорожцев, но и жителей всего Советского Союза. «Весна на Заречной улице» стала одним из самых популярных фильмов 1950-х годов и собрала в кинопрокате СССР 30,12 млн зрителей. Интересно, какой бы получилась эта история, если бы ее пересняли сегодня?

Весна на Заречной улице

Снимали кино в Запорожье и Одессе. Но большая часть съёмок прошла в нашем городе. По рассказам очевидцев, с которыми общалась «Индустриалка», они проходили на «Запорожстали» и «Днепроспецстали», в 47-й и 4-й школах на Павло-Кичкасе, Дворце культуры имени Кирова (ДК ЗалК) и в других местах нашего города.

Интересно что варить сталь Николая Рыбникова, сыгравшего Сашу Савченко учил металлург комбината «Запорожсталь» Григорий Пометун. Когда они познакомились, им было по 23 года. И потом общались еще долгие годы — дружили семьями. Николай Рыбников ушел из жизни рано, в 59 лет. Григорий Пометун прожил 89 лет. И, конечно, при его жизни «Индустриалка» общалась с этим легендарным человеком.

Пометун, Весна на Заречной улице

Григорий Пометун

Предлагаем часть интервью с Григорием Пометуном о съемках фильма и о дружбе с Николаем Рыбниковым, которое автор этих строк взяла в 2010 году. Некоторые факты публикуются впервые.

— Григорий Константинович, вас называют прототипом героя Рыбникова.

— Моя задача была научить Колю как ходить на рабочей площадке, как к печке подходить, показать все мои навыки в этой работе — в общем, весь технологический процесс. А еще — как с ребятами общаться и вести себя на «пятиминутках». В общем, я должен был показать кусочек маленькой металлургической жизни.

Фильм начали снимать в 1953 году. А до этого я окончил ремесленное училище в Днепродзержинске, и в конце 1948-го или в начале 1949 года приехал работать на комбинат «Запорожсталь». Тогда нас прибыло много ребят прямо из училища. До 1953 года я поработал подручным сталевара, сталеваром, и в этом году стал заслуженным сталеваром Украины.

Сотрудники съемочной группы ознакомились с комбинатом «Запорожсталь», побывали в мартеновском цехе, присматривались к рабочим. Им нужен был подходящий молодой сталевар, чтобы Коля Рыбников не стеснялся его спрашивать, чтобы они подружились. Почему выбрали именно меня? Мне трудно сказать, это без меня решали. Но говорили, что как будто между нами сходство есть. И по возрасту мы были близки.

Познакомился я не только с Колей Рыбниковым, но и с другими ребятами, снимавшимися в этом фильме. Но главное было – научить Колю. Единственное, о чем меня предупредили, что мне нельзя было показываться в кадре. Но я был рядом с Колей, когда его снимали в мартеновском цехе. Он быстро все освоил. Хотя сначала научить его было не так уж легко.

Пометун, Весна на Заречной улице
Пометун, Весна на Заречной улице

— Были забавные случаи во время съемок?

— Коля, например, не мог вспотеть у печки. Марлен Хуциев сказал взять ведро воды и вылить артисту на голову. Вылили. Но в фильм это не вошло. Или Хуциев мог сказать Рыбникову: «Ты почему так идешь? Ты иди, как Гриша!».

Был такой случай. Колю одели в новую спецовочку, а он говорит: «Григорий, ты знаешь, я должен с ребятами поменяться спецовками. А то я как будто новичок». И переоделся в старую спецовку, мы ему подобрали фуражку (тогда касок не было), очки – сделали из него настоящего сталевара.

— А вы с Николаем Рыбниковым общались в свободное от съемок время?

— Часто, в Запорожье мы жили рядом. Я — в 11-м доме по улице Сталеваров. И на этой же улице было общежитие, где жил Рыбников – гостиниц тогда не было. А на углу размещалось кафе «Маленький Париж» и мы часто с Колей туда заходили. Темы для разговоров находили всегда. Я его актерской жизнью интересовался, он меня о моей профессии расспрашивал, чтобы проникнуться металлургией.

К слову, улица Сталеваров получила свое название как раз перед съемками «Весны на Заречной улице». Тогда сдали дом, куда заселили молодых сталеваров, вероятно, поэтому ее так и назвали.

Фильм снимали долго, по кусочкам, а вышел он в 1956 году.

— Вы в кадр в массовке, случайно, не попали?

— Нет. Меня сняли, когда «Весне на Заречной улице» исполнилось 50 лет. Сделали документальную добавку к фильму, которая называется «Весна на Заречной улице». Неоконченный рассказ» (снят ТК ТВ-Центр). Коли уже не было. Там показали меня, режиссера Марлена Хуциева, наших заводчан.

— Как считаете – фильм отражает правду той жизни или приукрашает?

— Отражает, приукрашения там довольно мало. В жизни мы были не очень хорошо одетые, не очень отдыхающие, но такие и же оптимистичные, как в кино.

Тогда действительно везде ставили молодых людей – и в металлургии, и в искусстве. Молодежь совмещала учебу и работу – тогда вышло постановление Совета министров, чтобы каждый имел среднее образование. В этом фильме показали и роль металлургии для прогресса, и нашу работу и наш отдых.

Хотя тогда было мало организованного отдыха на предприятиях. Мы больше отдыхали сами по себе, например, ходили в Дубовку. Массовые мероприятия, танцы и художественная самодеятельность начались позже — дворцы культуры были далеко не у всех заводов, их начали строить потом.

— Почему вы решили стать сталеваром?

— Сначала я кузнецом хотел стать. У меня дядя был кузнецом, я ему помогал и кое-что умел. Но когда в ремесленном училище набрали три группы кузнецов и одну сталеплавильшиков, директор училища сказал, что нужно — наоборот. Нашу группу перевели на подручных сталевара, я и мои соученики дали согласие. И не жалею об этом.

Практику я проходил на заводе в Днепродзержинске. А после училища нас, кому исполнилось 18 лет, направили на «Запорожсталь». Работать здесь оказалось легче, потому что завод современный.

— Как получилось, что в 28 лет вы стали самым молодым Героем Соцтруда?

— За 10 лет работы (такой стаж у меня был к 28 годам) я прошел работу подручного сталевара, мастера, старшего мастера. На мое счастье выпало внедрение в технологический процесс природного газа, кислорода, перестройка мартена, словом, все новшества. Маленькая мартеновская печка в год выдавала всего 180 тыс. тонн стали в год, а мы сделали 220 тыс. тонн. И когда подвели итоги за пятилетку, то человеку, которому исполнилось 28 лет, выпала честь стать самым молодым Героем Социалистического труда. В мартеновском цехе я проработал 35 лет.

— А личная жизнь ваша как сложилась?

— Не сказал бы, что удачно. Жена ушла рано, в 67 лет. У меня было две дочки, обе учительницы, но младшая ушла из жизни, болела.

— Сколько раз вы смотрели «Весну на Заречной улице»?

— Несчетное количество! Видеокассету мне передала вдова Коли, Алла Ларионова. Ведь мы дружили семьями. Колю приглашали на День металлурга на «Запорожсталь» – приезжать на этот праздник была его обязанность. Он приезжал в Запорожье с 1958 года и до конца своей жизни. Рыбникова не только запорожсталевцы приглашали, но и алюминщики, и ферросплавщики. Встречи проходили во Дворце культуры металлургов, на стадионе «Металлург». И когда Коля приезжал в наш город, обязательно приходил и ко мне домой.

— А вы были у Рыбникова дома?

— Нет. Мы только встречались с ним в Москве. А однажды, не сговариваясь, встретились на отдыхе в Ялте. Я стоял в очереди за пивом, ко мне Коля подходит: «Григорий, это ты!».

Он звонил мне, когда выходили новые фильмы с его участием. Я рассказывал ему о своих успехах. Когда, в 1958 году я получил героя, Коля меня поздравил по телефону, а встретились года через два в Москве, тогда и отметили.

— Чем его угощали?

— Тем, что сами ели. Ему борщ моей жены Александры понравился. И супруга учила Рыбникова его варить – рассказывала, показывала. Коля потом хвастался, что варит дома борщ по нашему рецепту.

Весна на Заречной улице

Фото из архива Григория Пометуна. Сделано в конце 1960-х-начале 1970-х, во Дворце культуры металлургов. Николай Рыбников (в очках) и Григорий Пометун рассматривают паспорт плавки.

— Вас когда-нибудь путали с Рыбниковым?

— Путали. Например, в свое время я объездил все металлургические заводы, и Свердловске мне сказали: «Что-то вы на Рыбникова похожи». Возможно – по манере, по обращению, затылочные части у нас похожи.

В 1986 году возил группу передовиков по металлургическим предприятиям Урала и Сибири. На заводе обступили рабочие: «Привет, Николай Николаевич! В гости, с выступлением? А Звезда Героя у вас за какой фильм?» «Извиняюсь, — отвечаю, — фамилия моя Пометун, а награда — за сталь». Чем старше мы становились, тем больше было сходство.

Григорий Пометун возле памятника Николаю Рыбникову, Весна на Заречной улице

В последние годы в Запорожье открыли два памятника герою Николая Рыбникова Саше Савченко и один — героине Нины Ивановой, учительнице Татьяне Сергеевне. У одного из памятников Саше Савченко — Григорий Пометун.

Кстати

Недавно в музее ретро-техники «Фаэтон» открыли новый зал — крупногабаритной или тяжелой техники. Знаковым экспонатом выставки стал самосвал ЗИС-ММЗ-585Е. Такой же снимали в фильме «Весна на Заречной улице», на нем учительница Татьяна Сергеевна приехала в город. В музее — авто аналогичной марки, отреставрированное и до мелочей воссоздающее ту самую машину.

Как писала «Индустриалка», На самосвале из «Весны на Заречной улице» реально ездил запорожский шофер Алексей.

Читайте также: Милиция на Заречной улице: какие тайны хранит культовый запорожский фильм.

Фото из архива Григрия Пометуна, «Индустриалки» и открытых источников

Сообщение Кто в Запорожье показал Рыбникову кусочек металлургической жизни появились сначала на Индустриалка — новости Запорожья.

Источник: http://iz.com.ua/zaporoje/kto-v-zaporozhe-pokazal-ryibnikovu-kusochek-metallurgicheskoy-zhizni

Мы в Telegram, наш Telegram bot — @zpua_bot, Мы в Viber, Мы на Facebook

Share this post

Добавить комментарий

scroll to top