Корпоративная социальная ответственность (КСО) включает в себя много элементов – здоровье и безопасность труда, развитие местных общин, поддержку сотрудников и их семей, этические нормы и стандарты ведения бизнеса. Такая многоаспектность проектов КСО приводит к тому, что они преследуют одновременно несколько целей – поддержка сотрудников, их семей и местных жителей в регионах присутствия, улучшение имиджа компании, в том числе как работодателя, привлечение и удержание кадров и т. д. По КСО публичные компании отчитываются в нефинансовых отчетах.
Слагаемые социальной ответственности
У каждой компании есть свое понимание КСО с несущественными различиями в содержании, свои цели и инструментарий их достижения. Например, подход международной компании ArcelorMittal основан на четырех аспектах: инвестиции в людей, производство безопасной экологической стали, развитие местных сообществ и прозрачное управление. «Метинвест», со своей стороны, выделяет шесть направлений: экология, здоровье и безопасность, региональное развитие, сотрудники, партнерство и этика. «Интерпайп» разделяет КСО на социальную политику (здравоохранение и безопасность труда, инвестиции в сотрудников и местные сообщества), экологические стандарты и образовательные экскурсии. Направления КСО на Еристовском ГОКе компании Ferrexpo включают безопасность труда, политику нормативно-правового соответствия, гигиену труда, местное сообщество, развитие персонала и охрану окружающей среды.
В реализации проектов в сфере КСО компании ГМК руководствуются своими политиками в сфере устойчивого развития. «Концепция устойчивого развития «АрселорМиттал» действует с 2015 года, устанавливает дополнительные цели бизнеса и расширяет инициативы, уже реализуемые компанией в экологической, социальной и экономической сферах», – отмечают в «АрселорМиттал Кривой Рог» (АМКР).
Как выбирают проекты
Обычно проекты утверждаются руководством компании, хотя подавать их могут с разных сторон: сверху – руководство и профильные департаменты, снизу – с местного уровня.
Критериями отбора проектов для финансирования, с учетом выделяемых на это немалых средств и усилий, являются актуальность для компании и региона ее деятельности, полное или частичное решение существующих проблем и т. д.
— Критериями выбора проектов являются их связь с жизнью компании, влияние на регион присутствия (Днепропетровская обл.). Важны темы популяризации промышленности, инженерии и рабочих профессий. А также проекты, позволяющие сделать промышленность модной и понятной современному молодому человеку, – отмечают в «Интерпайпе».
В свою очередь АМКР реализует социальные проекты через одноименный благотворительный фонд предприятия. А его правление отбирает проекты на основании таких критериев:
соответствие проектов направлениям деятельности благотворительного фонда: образование, здравоохранение, экология и развитие местных сообществ;
максимальное количество бенефициаров;
территориальная близость к предприятию.
Лучшие практики соцпроектов
Интересен опыт отбора проектов с привлечением общественности и выделением грантов лучшим. Пример такого подхода – конкурсы социальных проектов преобразования городской инфраструктуры и проведения культурно-образовательных мероприятий, которые реализует «Метинвест» в Мариуполе, Запорожье, Кривом Роге и Авдеевке. Направления проектов – ЗОЖ, развитие спорта, благоустройство территорий и мест отдыха, экологические и энергоэффективные инициативы. Победители конкурса получают финансирование на реализацию проектов. Также компания совместно с общественностью в Мариуполе, Запорожье и Кривом Роге реализует инициативы по озеленению и благоустройству городов.
В целом компания делает большую ставку на фонды муниципального развития.
— Основная задача фондов – создание долгосрочной стратегии инфраструктурного развития города. По сути, фонды являются агентствами муниципального развития. Их проекты имеют стратегический, комплексный и долгосрочный характер. Фонды – это площадки для конструктивного диалога между малым и средним бизнесом, потенциальными инвесторами, донорскими организациями и органами местного самоуправления, – поясняют в «Метинвесте».
Немаловажное место занимают проекты по популяризации технических наук и «промышленного» образования. Это позволяет меткомпаниям как формировать для себя кадровый резерв, так и перевести внимание молодежи относительно образования с «юристов-экономистов» на перспективные технические специальности.
Например, «Интерпайп» проводит инженерное шоу Interpipe TechFest. А программа обучения мехатронике школьников Днепропетровской области в 2019 году трансформировалась в учебную программу Interpipe Mechatronic Lab для школьников и учащихся профтеха.
АМКР проводит бесплатные проекты STEM: школы английского языка, информационных технологий, юных инженеров – для детей работников предприятия и детей жителей Кривого Рога. Новым и необычным для города стал проект «Каникулы с АМКР». Летом в рамках этого проекта было организовано и проведено 12 ярких развлекательных шоу. А в период осенних и зимних каникул прошли обучающие мастер-классы для юных блогеров.
Вместе с тем на АМКР основную ставку делают на поддержку сотрудников – больше всего средств в 2018 году было выделено на отдых и оздоровление работников и членов их семей – почти 170 млн грн. Интересный опыт – стартовавший в 2018 году проект «Путевка к отпуску», в рамках которого можно выбрать отдых с помощью 5-6 аккредитованных турагентств. Часть стоимости путевки (до 10 тыс. грн) компенсирует АМКР. В минувшем году этой возможностью воспользовалось чуть более 3 тыс. чел. Общий бюджет проекта в 2018 году – около 14 млн грн. В текущем году проект будет продолжен.
Общие проблемы
Многие стоящие перед отраслью ГМК трудовые и кадровые проблемы – дефицит квалифицированных сотрудников, необходимость улучшения системы профессионального образования и прочее – требуют объединения усилий всех игроков металлургического рынка. Однако подобных примеров совместной работы пока немного. К примеру, Федерация металлургов проводит конкурс WorldSkills и разрабатывает профессиональные стандарты.
Вместе с тем весьма интересной и полезной выглядит разработка «Метинвестом» совместно с Министерством образования и Минсоцполитики комплексной стратегии развития профессиональной ориентации в Украине для привлечения квалифицированных кадров в промышленность.
А еще «Метинвест» совместно с общественной организацией «Центр «Развитие КСО» уже в нынешнем году будут разрабатывать карту профессий для металлургии и горного дела. Цель проекта – дать школьникам и студентам больше знаний о разнообразии профессий в ГМК и необходимых навыках для работы в отрасли. В рамках программы будут изданы информационные буклеты и материалы для размещения в интернете, также будут проведены профориентационные уроки в школах.
Cо своей стороны Ассоциация производителей ферросплавов УкрФА предлагает в связи с нехваткой специалистов увеличить ежегодную квоту до 400 бюджетных мест на подготовку в украинских вузах металлургов в ближайшие пять лет.
Финансовый вопрос
Бюджет на КСО утверждается в рамках финплана компании в конце года на следующий. В 2018 году сумма инвестиций в муниципальные и социальные проекты «Метинвеста» составила 420 млн грн. Социальные расходы АМКР в 2018 году выросли на 92 млн грн – до 432,7 млн грн. Это связано с увеличением финансирования ряда статей и запуском новых проектов.
Значительная часть средств расходуется на внутренние цели компании – социальную поддержку сотрудников и их семей (оздоровление, отпуска), содержание объектов социально-культурного и медицинского назначения, поддержку местных общин и развитие инфраструктуры региона, где проживают сотрудники.
В целом расходы на проекты КСО у компаний ГМК составляют до 1% от валовой выручки. Именно такая цифра указана в отчете Ferrexpo за 2018 год. Примерно такие же показатели оценочно и у других компаний ГМК.
Оценка эффективности
КСО является частью процедур деятельности компании, и раз уж на них тратятся немалые средства, то нужно оценивать их эффективность количественными параметрами. Из самых простых KPI по проектам КСО можно отметить охват.
— У каждого проекта есть показатели эффективности, связанные с особенностями его реализации. Например, для учебной программы по мехатронике фиксируем количество участников, оценки учащихся за теоретическое и практическое обучение, охват приоритетных учебных заведений и др., – рассказывают в «Интерпайпе».
С другой стороны, многие параметры – числовая оценка уровня удовлетворенности сотрудников работой, имидж работодателя и др. требуют весьма затратных по времени и финансам исследований. Более того, оценить эффективность инвестиций в развитие местных общин (ремонт дорог, создание инфраструктуры) и содержание объектов социально-культурного назначения какими-то показателями, кроме охвата, – довольно проблематично.
Основные социальные проекты компаний ГМК последних лет
1. Мариуполь.
«Фонд развития Мариуполя» – реконструкция театрального сквера и парка «Веселка», программа поддержки ОСМБ «Уютный двор», капремонт зданий лицея, детских садов и школ, капремонт и оснащение кардиоцентра, отделения микрохирургии глаза, хирургического и урологического отделений больницы №1, детского диагностического центра. Всего при финансовой помощи международных организаций реализовано 34 проекта.
2. Запорожье.
В 2018 году началось сотрудничество с общественной организацией «Запоріжжя. Платформа Спільних Дій». Основные программы, запланированные в партнерстве с платформой: «Инфраструктура города» (реконструкция парка Трудовой Славы, пляжа), «Реформа. Образование» («Школа будущего»), «Муниципальное развитие» (Аудит КП «ЭЛУАД», актуализация Стратегии г. Запорожье) и другие.
3. Кривой Рог.
В 2018 году стартовала работа агентства «Криворізька Фундація Майбутнього». Ключевые проекты в рамках программы социального партнерства (кроме ЗЦМ и фондов развития городов): ремонт и приобретение оборудования для медицинских учреждений – 4,2 млн грн, обустройство дворов и реконструкция пешеходных зон – 13,2 млн грн, обустройство парков – 4,4 млн грн.
Основные проекты АМКР в сфере КСО:
1. Самая значительная часть средств в 2018 году была выделена на отдых и оздоровление работников предприятия и членов их семей – почти 170 млн грн. За оздоровительный сезон компания предоставила почти 43 тыс. путевок (из них 32,3 тыс. – бесплатные) для отдыха на собственных объектах. Еще около 14 млн грн направлено на стартовавший в 2018 году проект «Путевка к отпуску», в рамках которого можно выбрать отдых с помощью 5-6 аккредитованных турагентств. Часть стоимости путевки (до 10 тыс. грн) компенсирует АМКР. В минувшем году этой льготой воспользовалось чуть более 3 тыс. чел. В текущем году проект будет продолжен.
2. К другим значительным социальным расходам можно отнести содержание своего ДК металлургов, а также медицинского центра, который объединяет сеть здравпунктов по всему предприятию и две поликлиники. На эти цели было выделено 57 млн грн.
3. В 2018 году увеличилось количество социальных проектов для детей. Бесплатные проекты STEM: школы английского языка, информационных технологий, юных инженеров – для детей работников предприятия и детей жителей Кривого Рога. Новым и необычным для города стал проект «Каникулы с «АМКР». Летом в рамках этого проекта было организовано и проведено 12 ярких развлекательных шоу. А в период осенних и зимних каникул прошли обучающие мастер-классы для юных блогеров.
4. Финансирование социальных проектов, направленных на развитие инфраструктуры Кривого Рога (21,5 млн грн), Высокопольского района Херсонской области (5 млн грн) и Широковского района Днепропетровской области (10 млн грн), приобретение медицинского оборудования и аппарата УЗИ в Криворожский онкологический диспансер, а также оборудования в ожоговое отделение городской больницы.
Самые значимые проекты «Интерпайпа» в сфере КСО:
1. Инженерное шоу Interpipe TechFest. В фестивале принимают участие промышленные предприятия, школы робототехники, студии технического развития, технические вузы, инженерные стартапы, представители авиационной и космической индустрии, производители техники из Днепра, Харькова, Запорожья и Киева.
2. Спонсорство полумарафона в Днепре Interpipe Dnipro Half Marathon. В рамках подготовки в полумарафону в 2018 году «Интерпайп» реализовал проект Office Challenge по привлечению других компаний к участию в беговом движении, в 2019 году он трансформировался в проект Corporate Runners, имеющий целью привлечь корпоративные команды к участию в полумарафоне.
3. Малые проекты – реконструкция набережной в Никополе, программа обучения мехатронике школьников Днепропетровской области, которая в 2019 году трансформировалась в учебную программу Interpipe Mechatronic Lab для школьников и учащихся профтеха, участие в конкурсе рабочих профессий WorldSkills, велопробег в Никополе.
Читайте также: В ТОП-5 интересных мест для индустриального туризма попали два объекта из Запорожской области
Источник: GMK.CENTER
Источник: http://iz.com.ua/zaporoje/litsom-k-lyudyam-skolko-metkompanii-tratyat-na-sotsialnyie-proektyi
Мы в Telegram, наш Telegram bot — @zpua_bot, Мы в Viber, Мы на Facebook