Наш четвертый материал цикла Как не сойти с ума на карантине посвящен одной из самых болезненных тем карантина — изоляции с детьми 24/7. Почему нам так сложно? Чем заняться? Как не сойти с ума? Как не задавить себя чувством вины? На все эти (и многие другие) вопросы ищем сегодня ответы вместе с Натальей Лапой — детским психиатром и психологом. Карантинное информационное поле заполнено шутками о родительских чатах, онлайн-обучении и последней умирающей нервной клетке родителей. Давайте прежде всего вспомним главное правило выживания: кислородную маску сначала надевает мать, а после — ребенок. Забота о себе и своих личных границах — вот главное правило любых отношений. Наш первый материал поможет вам в этом. Чтобы понять, как строить отношения с детьми, нужно понять, как и почему они себя ведут определенным образом в разных ситуациях. Правильнее всего начать с понимания: дети — это люди в возрасте от 0 до 18 лет. Конечно, у них разные потребности, разный уровень самостоятельности, осознанности, мы не можем говорить обобщенно — дети . Мы разделим детство на возрастные категории и поймем, как вести себя с каждой из них. . 0-3 года Основная активность у детей в этом возрасте — движение. Через движение они познают мир, себя. Здесь сложно рекомендовать что-то более, кроме как дать им это движение. В условиях карантина (ограниченной возможности гулять и разнообразия) можно только порекомендовать родителям придерживаться режима дня, заботиться о себе, находить возможность отдыхать и давать отдыхать партнеру. Разделите обязанности, заботьтесь друг о друге, взвешивайте свои силы. Это очень активный и сложный период, вам нужны силы. Высокий уровень усталости, истощение родителей в этом возрасте, поиск возможности выдохнуть часто приводит к ранней гаджетизации детей. Это обманчивая легкость получить отдых — ребенок ест с гаджетом, развлекается с гаджетом, гуляет с ним. "Я объясню, почему против этого. Движение, ролевые игры, игры с игрушками — все это развивает в ребенке фантазию, образное мышление. А они в свою очередь — залог развития интеллекта, самостоятельности, умения занимать себя самому. Ранняя гаджетизация приводит нас к огромной проблеме современных детей 7-10 лет — скука. Они не умеют играть, не умеют себя занимать. Так родитель становится для них аниматором", — объясняет Наталья. . Наш выход в этом возрасте и в период карантина — сюжетные игры, максимально длительные и разнообразные прогулки, насколько это вам доступно, и режим. Что касается игр — вы можете обыгрывать любимые мультики или сказки, вспомнить свои любимые игры из детства, также можно поискать идеи в интернете. Конечно же, там их множество. Игры — сюжетные, ролевые — важны и нужны вплоть до начальной школы, не только в этот период. Карантин — отличный способ (и повод!) научить детей играть самостоятельно. Относительно прогулок — будьте тепло и удобно одеты в одежду, которую не страшно испачкать или испортить. Гуляйте вместе с детьми, а не выгуливайте их — это, в том числе, очень полезно и для вашего психического здоровья. Используйте это время для выдоха , для отдыха и выплеска эмоций. . Дошкольный и ранний школьный возраст Здесь нашей главной проблемой может стать уже упомянутая скука и неумение детей играть. Что ж, родители не аниматоры, а скучать — полезно! Тут-то (с помощью карантина) мы и можем маленькими шагами начать выстраивать наши границы и отношения с детьми. Самое главное в этой истории — расписание. Дети в этом возрасте не умеют справляться с рутиной, а расписание, привычка делать разные рутинные вещи в одно и то же время — воспитывает спокойное отношение к рутине. Сюда потом понемногу подключатся и занятия в школе. Самодисциплина — это навык, который в среднем развивается у детей к 12 годам. До этого возраста расписание, график и его исполнение — задача родителей. Позаботившись об этом, вы позаботитесь о себе, о своем свободном времени — для отдыха или личных дел. А скука — это вообще двигатель прогресса! Именно скучая, мозг ребенка придумывает развлечения, развивается, занимает себя. . Рамки (актуальные для вашей семьи) и последовательность игра-рутина — основа нашего расписания. В этом возрасте (примерно, 4-9 лет) еще крайне важна игра как составляющая жизнедеятельности. Прибегайте к этому инструменту, чтобы преодолеть проблемы. В рутину бытовую можно внести соревновательный элемент или повторение рутинных действий по образу любимого персонажа. В уроках — расставляйте акценты на интересах ребенка. Скучную задачу попробуйте изложить на основе любимого мультика. Если нужно заняться письмом, пишите что-то из любимой книги. Да, здесь родителям нужно быть творческими. И, конечно, мы понимаем, что не всегда имеем на это ресурс. Иногда приходится отстаивать рамки и договоренности. Сначала это вообще будет происходить часто. И это нормально! В этих случаях помните о таком алгоритме: ребенок злится, скандалит. Он имеет на это право — на гнев и отрицание признавайте его право на эти чувства, дайте ему возможность их проявлять вместе с ребенком учитесь проявлять чувства экологично. Биться в истерике на полу — наверное, уже чересчур, правда? Но что нам мешает побить кулаками подушку? Громко и злобно петь вместо криков? Попробуйте. предлагайте ребенку способы выражения гнева, показывайте, как вы их используете, когда сами злитесь — по любым причинам. . Вообще, выработать правила выплеска эмоций, озвучивания и выражения чувств будет крайне полезно в период карантина. Обсудите несколько способов расслабляться — и практикуйте их вместе. Танцуйте, пойте, деритесь подушками. Давайте выход плохому, чтобы не накапливать агрессию внутри. Рано или поздно она найдет выход. Расставляйте приоритеты и заботьтесь о себе. Например, ваше психическое здоровье и ваша возможность выполнять работу в течение дня на карантине важнее, чем обучение первоклашки. Наша основная задача — выжить. Сюда идут как физические, так и психические потребности, зарабатывание денег, возможность обеспечить семью необходимым. Сохранив свое здоровье, свою работу и здоровые отношения в семье, после выхода из стрессовой ситуации, вы точно найдете решение, как справиться с проблемами в школе (если они вообще возникнут!). Если ситуация не так критична, у вас есть время и ресурс, то, конечно, учитесь. Как можете. Здесь вам помогут все то же расписание и договор, за невыполнения условий которого ребенок понесет ответственность. А если к данному моменту ваш ребенок уже проучился больше полугода в школе и, скорее всего, имеет хоть какое-то представление о том, что такое школа и что там делают. Значит, справится и с часом занятий дома. . Средний школьный возраст и подростки О подростках нужно понимать главное: карантин и замкнутое пространство вместе, вероятно, не лучшее время для внесения кардинальных изменений в вашу жизнь. Присущий возрасту протест, самопроявление не сыграют на руку нововведениям и вашим отношениям. Тут у нас по-прежнему основное — расписание, договор и личные границы. При чем, в первую очередь, расписание мамино и папино! Вы — зарабатываете деньги, вы несете ответственность, вы заботитесь и обеспечиваете, как минимум, удовлетворение базовых потребностей. Вы — главные, все. Договор тут может быть, например, таким: ты предоставлен сам себе в течение дня, но за это ты должен выполнить уроки, выполнить минимальную домашнюю работу — помыть посуду/вынести мусор . Я не ограничиваю тебя в пользовании компьютером, но ты ложишься спать не позднее 12 ночи . Если у подростка были свои обязанности — их нужно продолжать, если не было — карантин не лучшее время для внедрения. . Для подростка главное — самопроявление, социальная жизнь. Невозможность выполнения этих вещей сейчас переносит их в онлайн-мир. Не ограничивайте этого там, где речь не идет о безопасности и здоровье. Социальные сети в этом случае лучше видеоигр. Обучение среднего школьника не критично в период карантина, если речь не идет о выпускных классах. . Снова, взвешивайте свои ресурсы и приоритеты. Если вы чувствуете истощение, другие проявления выгорания, то можете либо дать себе окончательно выгореть, что неминуемо понесет за собой последствия физические, психологические и прочие. Либо вы можете в данный период времени оставить приоритет за теми вещами, которые вас не убивают , но сохранить свое здоровье. И полными сохраненных (восстановленных) сил после карантина решить возникшие проблемы с обучением. Благо, сейчас таких решений полно — репетиторство, онлайн-курсы, лето впереди и другое. Мы много поговорили о детях, давайте уделим внимание родителям, их ресурсам и границам. Напоминайте себе: Я не железная (-ый). У меня есть права, у меня есть потребности, я должна (-ен) позаботиться о себе . Отсюда начинаются наши базовые правила родительства: Создание границ. Озвучивайте их, наглядно демонстрируйте. Для детей разных возрастов, прибегайте к доступным инструментам пояснения. С малышами можно рисовать, объяснять на фигурках или игрушках. Со средним и старшим детством — можно открыто проговаривать. Чем старше ребенок, тем открытее, сложнее, взрослее ваша лексика и аргументы. С младенцами можно тоже начинать с простого разговора: мне нужно отдохнуть, мне нужно поесть, мне нужно побыть одной. Вряд ли они вас поймут, но вы привыкнете это озвучивать. Дети и родители — не равны. Уважение потребностей и прав — да; равенство — нет. Равенство возможно между двумя взрослыми, одинаково ответственными людьми. Пока вы заботитесь, обеспечиваете базовые потребности, обучаете, развлекаете, а главное, несете ответственность за жизнь и здоровье ребенка, вы — не равны. Кто ответственен, тот главный. Правила. В вашей семье в общем, и между вами и вашим ребенком в частности, должны существовать правила — коммуникации, поведения, развлечений и так далее. Для каждой семьи они индивидуальны, но обязательно понятные и доступные. Говорите с ребенком, объясняйте, почему существуют ваши правила, прислушивайтесь к ребенку. Забота — это не потакание. Забота — это участие, это график, это уважение. Мама и папа — не обслуживающий персонал, не жертвы, не аниматоры. И не друзья. Это распространенная ловушка родительства — дружба с ребенком. Дружба — это про равенство (смотрим пункт 2). Дружить вы сможете, когда ваш ребенок полностью будет себя обеспечивать и нести ответственность за себя (хотя бы). Сейчас — вы родители. Родительство — это ответственность. Кто ответственный — тот главный. . Ну и главное правило (а также главное успокоительное) для родителей: ничего не происходит сразу ни у кого. Главное — не прекращайте пробовать, не останавливайтесь, повторяйте, идите маленькими шагами — сегодня одно, через неделю другое — и вперед, вперед. Иногда на формирование нового уклада уходит несколько месяцев. Но если не начать, то не изменится ничего. Помните, вы всегда должны быть заодно. Вы — главная поддержка и опора друг друга, ничего не изменится, если каждый родитель будет тянуть одеяло на себя . Нет таких правил, которые с папой можно, а с мамой — нельзя. Ваши личные границы и ваше личное пространство только тогда будут нерушимы, когда они станут главной ценностью для вас самих. Этот материал — четвертый в спецпроекте 061 Как не сойти с ума на карантине , который нам помогает создавать Центр социально-психологической поддержки Ресурс . Справка: Центр социально-психологической поддержки Ресурс ndash; это общественная организация, с 2014 года реализует проекты, способствующие защите психического здоровья украинцев. В составе организации — психологи и психотерапевты, каждый со своими консультационными практиками и регулярным дополнительным обучением. Одно из ключевых направлений деятельности — психологическая поддержка ветеранов АТО/ООС, членов их семей, членов семей погибших и внутренне-перемещенных людей. В фокусе внимания — дестигматизация психологической помощи и психического здоровья. В данное время организация совместно с Мировым банком реализует проект обучения врачей семейной практики базовым навыкам психологической поддержки согласно международным протоколам MhGAP.
Источник: 061.ua Источник: https://www.061.ua/news/2734644/mam-mam-mam-i-drugie-prelesti-karantina-kak-sohranit-seba-i-otnosenia-s-detmi-v-izolacii
Мы в Telegram, наш Telegram bot — @zpua_bot, Мы в Viber, Мы на Facebook