Места в Запорожье, по которым скучают наши родители

48429311_238156713553603_3393304728283643904_nСамые яркие истории обычно заканчиваются словами: «Будет что вспомнить, но нечего внукам рассказать». И все-таки в семье каждого из нас есть свои любимые истории. Многие из них связаны с местами в Запорожье, которых больше нет.

После порции очередных таких историй и родилась идея создать рубрику «Запорожье, которое мы не застали». В ней мы будем писать о любимых местах в городе, которых сегодня больше нет.

А начнем с любимых мест родителей журналистов нашей маленькой редакции.

Клочко Наталия и Владимир – родители фотокорреспондента Екатерины Клочко:

– Очень любили ресторан «Казачий дозор», он располагался на въезде на Космос по трассе Харьков-Симферополь. В нем было очень уютно, ресторан выполнен в национальном стиле, официанты ходили в вышиванках и шароварах, внутри очень красиво — везде расписаны стены орнаментами, посуда тоже с национальным колоритом. Крыша сделана из соломы. Открытие ресторана из-за этого задержали на месяц, потому что солома не была пропитана противопожарным составом. Это был один из лучших ресторанов, остальные — «Лахти», «Россия», «Интурист» — просто большая столовая, какие-то одинаковые, а этот отличался украинским стилем.

Попасть в «Казачий дозор» было сложно, особенно когда он только открылся. Можно было заранее договориться и заказать столик или в очереди постоять и подождать пока освободиться место.

Как-то ко мне приехала сестра из Одесской области и я решил ее повести в «Казачий дозор» — он только несколько дней назад открылся. Взял еще друга и приехали в ресторан. Очередь была 50-60 человек, но она быстро сокращалась, оказалось, что люди просто уходили потому что все расписано на месяц вперед. Швейцар отправлял людей домой со словами «Мест нет». Я ему дал червонец и попросился в бар. В бар зайти можно было. Я проник внутрь и пошел не в бар, а в зал к официанту, ему тоже дал червонец и попросился за столик. Как раз было несколько свободных мест за одним из столиков и мы сели. Очень хотел удивить сестру таким стильным местом.

Именно в «Казачий дозор» повел на первое свидание свою будущую жену.

Сходить поужинать можно было за 10 рублей. Моя зарплата составляла тогда примерно 200 рублей. Приличный заработок благодаря которому я мог себе позволить сходить в ресторан.

«Казачий дозор», фото retro.zp.ua

1318435300_bezimeni-4-2

Наталия: — Я получала на «Мотор Сичи» 110 рублей. Все дни рождения мы коллективом отмечали в ресторанах: в «Лахти», «России», «Интурист». Но самые лучшие вечера у нас проходили в «Казачем дозоре». Мы сбрасывались по 10 рублей и шикарно проводили время.

Еще на проспекте был «Маленький Париж», где делали очень вкусный кофе и самый вкусный пражский торт. В кафе стоял музыкальный автомат, бросаешь 5 копеек и можно было выбрать свою любимую мелодию. Звучала музыка, заказывали чашечку кофе, кусочек пражского тортика. Мы ездили с подружкой по утрам в выходные дни. Музыку в автомате можно было послушать только утром, потому что вечером там столько было людей — ужас. В кафе приходила интеллигентная публика: художники, местная богема.

Татьяна Потапенко — мама журналистки Анастасии Потапенко:

– Наверное, нет запорожцев моего возраста, которые не вспомнят ресторан «Лахти». Действительно культовое место было, которое забыть не получится. Мы с мамой раньше гуляли когда, часто заходили сюда, и тут был, назовем его, кулинарный комплекс. Вот в нём продавалось очень вкусное мороженое на вес. На Анголенко был, и есть сейчас, но уже почти умерший сквер. Для меня и старшей сестры это очень знаковое место. Мы все детство прожили в районе ул. Фортечной (бывш. Грязнова), и частенько выходили сюда гулять. Сначала – всей семьей, потом сестра стала постарше, ходила в этот сквер с подружками и одноклассниками, а меня мама приводила. В альбоме сейчас море семейных фотографий на фоне этого фонтана.

«Детский мир» на Пушкина – одно из любимых мест, которое точно с теплом и даже каким-то волнением вспоминаю. Не скажу, что мы ходили туда редко, но каждый поход в этот магазин был похож на какой-то праздник. Там и игрушки, и одежда, часами могли там пропадать. Конечно, сейчас от «Детского мира» только след остался в этом торговом ряду. Но даже моя дочь успела его застать и именно там ей купили её самую любимую детскую игрушку.

66924408cdc5c8b53313b79fde2eeb7d

Ресторан «Лахти», фото «Атипичное Запорожье» и retro.zp.ua

1318435684_2-1 46771478_1212882422184097_5286439042919956480_n

Алексей Колтаков — папа журналистки Анастасии Потапенко:

–Студенческие годы я провел в Москве, где учился в институте. Так что из совсем теплых воспоминаний о Запорожье остались в основном те события и места, которые были со мной в детстве. Сейчас уже даже не вспомню где именно это находилось, но где-то в самом центре города, в районе проспекта Маяковского и ул. Сталеваров, работало кафе. Продавали там только мороженое, шариками. Жили мы ближе к старой части города, и выбираться в этот самый центр особо не было необходимости. Но летом мы каждую неделю с родителями таки приезжали сюда, именно в этот магазинчик.

Ещё из ярких воспоминаний, и тоже летних — мои «уроки» плавания и ныряния с маской. Я учился этому на территории лодочной станции, что недалеко от Вознесеновского рынка. Как я понял, формально эта лодочная станция работает и сейчас, но конкретно тех мест, где я учился нырять, уже нет. Тогда тут были даже небольшие 2 островка, возле которых этот процесс был самым интересным.

А совсем рядом с домом и со школой, в которой я учился, был гастроном. Сейчас на его месте работает магазин «Симба», а тогда работал самый обычный типичный продовольственный гастроном. И в нём не было совершенно ничего примечательного, но я как сейчас помню, как мы на большой перемене бегали сюда за газировкой. Конец 70-ых, начало 80-ых, мы с одноклассниками или книг зарубежных писателей начитались, или фильмов насмотрелись таких, что каждый раз перед походом в этот гастроном мы шутили, что пропустим по стаканчику виски.

388024

Наталья Новгородцева –  мама редактора Алины Новгородцевой:

– В Запорожье прошли мои студенческие годы. До сих пор вспоминаю кафе «Кабул» и «Стамбул» на бульваре Шевченко (сейчас  в одном из помещений располагается «Пинта»). Там готовили пиццу, пока в остальных местах жарили разве что пирожки, а еще подавали турецкий кофе на песке.

84_big

Игорь Гзоим – отец редактора Алины Новгородцевой:

– В детстве отец забирал меня из детсада и мы шли в магазин продуктовый в районе «Интуриста», который работал на проспекте. В гастрономе работало кафе, где можно было купить вареные сосиски и шашлык.

Когда был уже постарше, культовым местом считалась «Шайба». Это было единственное заведение на все Запорожье, где можно было попить пива.

На территории, огороженной забором, помню еще живописный забор, лавки.

kafe-shajba

В старших классах мне давали на обеды по рублю, мы скидывались с друзьями и на 25 рублей шли в ресторан «Россия» или «Днепр»: брали графин водки и нарезку из колбасы, культурно отдыхали, но бывало это не так часто, я рост в рабочей семье и денег было немного.

Самые крутые дискотеки точно были в ДК «Октябрьском». Там крутили «итальянцев» — популярных в 84-ом Тото Кутуньо и других. Высшим пилотажем было сходить на дискотеку и не подраться или выйти победителем. Город был поделен на районы и чужаков не любили, из-за чего часто случались драки.

1318435360_skanirovanie0032-1-1

47230141_1215722605233412_8946165484542230528_n

Ресторан «Россия», фото «Атипичное Запорожье» и retro.zp.ua

Если и у вас есть такие места, шлите нам свои истории с фото на редакционную почту [email protected]

Если вы нашли ошибку – выделите текст и нажмите сочетание клавиш Shift + Enter или кликните сюда. Спасибо!