Мифы и реальность. Тонкости цветочного бизнеса в Запорожье

В   преддверии   8 Марта наступает   пора, когда мужчины,   сломя голову, бегают по   городу в поисках букетов   для своих любимых. В Запорожье,  к сожалению, недобросовестных продавцов   цветов достаточно. Отчасти в этом виноваты   и сами потребители, потому что, по незнанию  специфики рынка, позволяют себя обманывать. Попытаемся   провести цветочный ликбез с нашим сегодняшним инсайдером,   знающим рынок изнутри. Татьяна, проработавшая в десятках цветочных   салонов города, поможет развеять некоторые мифы в этой сфере.

Или творец,
или продавец

“Не все в цветочном бизнесе Запорожья норовят вас обмануть, но подобных случаев немало, я как флорист, нередко с подобными неприятными фактами сталкиваюсь, ­ говорит Татьяна. Отправляясь за букетом, вы должны понимать, что есть продавцы цветов и есть флористы. Последние, в отличие от «торгашей», любят свое дело и живут профессией. Для них цель ­ не спихнуть товар, а сделать так, чтобы самим получить удовольствие от работы и порадовать  клиента в пределах суммы, которую он готов потратить. 

Флористы – это, в первую очередь, люди со специальным образованием. Помимо начальных курсов нужно периодически повышать квалификацию. Удовольствие, между прочим, не из дешевых. Цена на двух­трех недельные курсы флориста колеблется в районе 10 тыс грн., мастер­класс на один день может обойтись порядка 2 тысяч грн. Не посещать подобные мероприятия уважающий себя флорист не может, так как эта сфера подвержена модным течениям и остаться за бортом сегодняшних трендов чревато потерей работы.

Свежий букет

К сожалению, торгашей в нашем городе ­ процентов 70. Определить эту категорию достаточно просто, хотя и не всегда.  В какой бы цветочный магазин вы не зашли, по готовым букетам за спиной продавца уже можно понять, кто перед вами.

 Многие, при выборе букета, пытаются щупать бутоны цветов. Это вам не поможет. Например, у роз есть сорта с упругими бутонами, а есть пионовидные, мягкие. Лучше обратите внимание на посторонние пятна на стеблях и самостоятельно ли сидит на них бутон. Бутоны ни в коем случае не должны быть завернуты в некие целлофановые «ресницы». Не верьте рассказам, что это такой декор. Это просто несвежий цветок.

Сам букет должен «дышать», каждый его элемент вы должны видеть. Если какой­то из цветков загораживает элемент декора (не важно, живой или искусственный) букет, скорее всего, несвежий. Обилие декора в букете, которое затмевает сами цветы, скорее всего, добавляется именно для этой цели ­ отвлечь внимание от просроченного продукта. 

Флористы при составлении композиции используют скотч, которым скрепляют основу букета. Если вы заметите в букете использование скотча не только в одном месте, стоит задуматься. Если упаковки, бумаги, блесток, бабочек и т.д. больше чем самих цветов, брать подобный букет не стоит. Все эти атрибуты должны или подчеркивать форму букета, или цветовую гамму, но не более того.

Если букеты на витрине похожи друг на друга, то перед вами торговец. Его задача просто «пропустить цветок», который не балуют разнообразием, в этом случае букеты отличаются лишь целлофаном. У флориста, при угадывании стиля, вы увидите разнообразие техник исполнения букетов, их оригинальность в сочетании различных наименований цветов. 

Личный флорист

Идя за букетом в салон или на рынок, вы должны понимать, что за пять минут вам могут собрать только «веник» из цветов. На изготовление среднего букета тратится порядка получаса. Гипотетически может быть такой вариант, что флорист составляет букеты, а продавец затем их продает. Но, как правило, это экономически не выгодно. Хозяева цветочных лавок не будут платить зарплату двоим. Может быть вариант, что на точке днем работает флорист, а вечером уже продавец, который букеты не собирает. Если заведение порядочное, то вам честно признаются или предложат купить охапку цветов. Или же посоветуют заказать букет заранее, если из того, что вы видите, вас ничего не устраивает. 

Предзаказ букета, это, кстати, отличная практика. Во­первых, у флориста будет время подумать над вашим заказом. Но тут важно четко описать, что вы желаете получить. В идеале даже продемонстрировать примерное фото того, что вы предполагаете увидеть. Здесь важно доверие. Ведь подсунуть несвежий цветок в букет вам может как флорист, так и продавец, будучи не совсем порядочными. Если Вас обманули один раз, к таким цветочникам лучше не приходить снова. 

Флориста нужно выбирать под себя, как личного стоматолога или парикмахера. Как правило, в салонах дорожат клиентами, которые делают предзаказ. С ними работать удобно, поэтому потерять подобных покупателей для уважающего себя салона ­ большая роскошь. Как правило, подобным клиентам делают скидку в виде дополнительных цветов в букете, которые не входят в сумму, указанную покупателем в заказе.

Что лучше брать, уже готовый букет с витрины или просить, чтобы собрали его при вас? Это опять же к вопросу о доверии к продавцу­флористу. Понятно, что не весь цветок продается, часть его портится. Не секрет, что такого рода букеты тоже пытаются продать, но не дорожащие своей репутацией флористы или заведения. Есть варианты продажи с большой скидкой.

К сожалению, флорист очень недооцененная профессия. Многие, кто обращается за помощью к подобным специалистам, заранее ждут от них подвоха.

Вау­букет

Есть категория клиентов, среди флористов мы их называем «дорого­богато», которым не важна подача. Им достаточно три гвоздики в целлофане с блесткой. Понятно, если вы делаете акцент на подобных клиентов, учиться вам не нужно, достаточно иметь навыки не столько во флористике, сколько в продажах. При этом опытные торгаши, умудрятся продать вам эти три гвоздички по цене хорошего букета в цветочном салоне.

Есть среди специалистов цветочного бизнеса такое понятие как «Вау­букет». То есть, чтобы клиент со цветами в руках ушел от вас довольным. Подобную композицию можно собрать как за 300 грн, так и за 2 тысячи. Не нужно гнаться за масштабными букетами с минимальной суммой в кармане. Флорист сможет вам сделать небольшой букет­комплимент, но со вкусом.

Цветочная география

Мне довелось поработать в цветочных салонах практически во всех районах города. География покупателей Запорожья разнится между собой. Так, жители «Космоса» и Малого рынка отправляются за цветами как на рынок. Соответственно, запросы в букетах у них “дешевле” и “поярче” (по сути ­ поналяпистей). В районе от Бульвара Шевченко до универмага «Украина» клиент более требовательный,  и это уже интересней! Дело тут не в бюджете, а в желании людей выбрать что­то особенное. Любой флорист, видя «огонь» в глазах покупателя, тоже загорится желанием быть вам полезным.

Купи и сохрани

Чтобы приобрести качественный букет, как вы поняли, нужно или воспользоваться нашими советами, или иметь личного флориста. Но купить ­ это полдела. Если вы не только подарили и забыли, цветы нужно еще сохранить. Вопреки расхожему стереотипу, цветы лучше хранятся в упаковке, будь то пленка или бумага. При этом объем сосуда для цветов и количество в нем воды тоже имеет значение.

 Вода должна быть холодной, из­под крана. Никакой аспирин, водка или сахар в ней не продлят жизнь цветку. В солидных салонах при хорошем заказе, вам предложат специальный порошок, который не дает бактериям развиваться в воде и, соответственно, портить цветок. 

Есть мало и много пьющие цветы. Например, роза и хризантема должна быть наполовину своей длины в воде. В идеале каждый день обновлять срез на стебле и менять воду на свежую. Тюльпаны, ирисы и другие цветы с подобным стеблем первые несколько дней после покупки лучше вообще не беспокоить. Воды им нужно не более пяти сантиметров в вазе. Так как они ее быстро “выпивают” и нужно  тут же добавлять свежую. Если вы нальете им воды по самые края вазы, они ее вмиг «выпьют», раскроют бутоны и тут же погибнут.

Если цветок долгое время находился без воды или по каким­то причинам начинает умирать, существует экспресс­реанимация. Для этого нужно опустить кончики стеблей в кипяток или же подержать пару секунд над огнем, затем сразу же поместить в холодную воду. Подобная шоковая терапия может продлить жизнь цветку, но не всегда.

Категорически не рекомендую погружать цветок целиком в ванную с холодной водой, что многие делают. В принципе в этом нет ничего плохого, но если это букет, достаточно просто опустить его в холодную воду на уровне его перевязки. Если же отдельные цветки, то ни в коем случае нельзя мочить бутоны. Иначе вода, которую вы никак не стряхнете, вскоре станет причиной гниения бутона. Также приобретая букет в дождливую погоду, обязательно накрывайте его целиком.

Особенности цветочного бизнеса

Средняя продолжительность жизни составных букетов и роз ­ 7­10 дней. Век хризантем чуть по более – до двух недель. Но если они простоят больше ­ ничего страшного. Цветы, поступающие в нашу страну и выращенные здесь, не токсичны. Их, конечно, обрабатываю на плантациях химией, но безопасной для организма. 

Препаратов, продлевающих жизнь цветку, просто нет. Отсюда и большой процент утилизации, соответственно и накрутки в цене. Есть работодатели, которые делают акцент на качестве, тут утилизация происходит каждый день. Если же весь пропавший товар хозяин вычитывает с зарплаты продавца, то в таком случае продавец старается продать даже гнилье.

Украинский цветочный рынок работает как с импортом (Эквадор, Голландия), так и с отечественными плантациями в Аскания­–Нова. К сожалению, отечественный производитель предоставляет не все сорта цветов, поэтому заказывают импорт. В зависимости от сезонности и поставщика цена разнится. Но наценка на цветок, для того, чтобы бизнес был на плаву, составляет не менее 100% от цены опта. Так отечественная свежая высокая роза в рознице не может стоить меньше 50 грн., импортная – 100 грн. В эти цены заложен, в том числе, процент на списание.

Если вам предлагают дешевле, стоит задуматься. Цена на рынке и в салоне может колебаться в пределах 10 грн. Но и там, и там можно торговаться.  В салонах постоянным клиентам скидка 10­15% вполне реальна, естественно не на один цветок. Цветок, собранный в букет, как правило, становится дешевле. Потому что полет фантазии хорошего флориста не всегда вписывается в оговоренную сумму, обычно несколько цветов или аксессуаров идет как «подарок от шефа», дабы итог радовал как покупателя, так и  цветочных дел мастера”.

Автор: Денис Крамар

Источник: https://subbota.ua/news/102361/mify-i-realnost-tonkosti-cvetochnogo-biznesa-v-zaporozhe

Мы в Telegram, наш Telegram bot — @zpua_bot, Мы в Viber, Мы на Facebook

Share this post

Добавить комментарий

scroll to top