На юбилей известный запорожский режиссер уехал в город, где его тайно крестили

Самому авангардному запорожскому режиссеру сегодня исполняется 60 лет

Известный режиссер, заслуженный деятель искусств Украины, член общественной организации «Запорізьке театральне товариство» Виктор Попов отмечает 10 мая день рождения. Сегодня ему исполнилось 60. Он, пожалуй, ставил в Запорожье самые необычные спектакли с очень  интересными режиссерскими ходами. О его спектаклях в театре-лаборатории  » VIE» ходят легенды. Ставил — потому что вынужден был уволится из театра имени Магара, где работал последние годы. И теперь сотрудничает с Каменским академическим драмтеатром имени Леси Украинки. В целом театральный стаж Виктора Попова — больше 40 лет. 

Виктор Попов

Накануне юбилея «Индустриалка» связалась с режиссером, которого застала в Ессентуках.

-Юбилей встречаю на моей родине — в городе Ессентуки, — сообщил Виктор Попов. — Отмечать буду с мамой, сестрой, женой и родственниками — дома в кругу семьи.

«Подарок — если бы объявили  об окончании путинской агрессии и об освобождении пленных»

-Какой самый оригинальный подарок получали и о каком подарке мечтаете сейчас?

-В мае 2014 года, на 55-летие,  друзья подарили украинский флаг. Он  всегда со мной. Висел в моем кабинете театра Магара, теперь — дома.

Уж о подарках точно не мечтаю. Но  вот сегодня… Это был бы подарок не только мне, если бы 10 мая объявили  об окончании путинской агрессии на востоке и об освобождении всех пленных. (Виктор Попов был одним из организаторов акции в поддержку Олега Сенцова «#FreeSentsov» в Запорожье.

Виктор Попов

-Как вы решили стать режиссером?

— Сразу после школы, «слетев» с третьего тура на актерский факультет  в ЛГИТМИКе, я,  чтобы остаться в Ленинграде, поступил на режиссерское отделение в институт культуры. Тогда вообще не думал о профессии режиссера.  Проучившись полгода, я ушел. Ходил только на лекции по психологии творчества. Все остальное, в том числе и занятия по мастерству, было навязывание того, что называлось советской идеологией.

Следующие полгода жил так. Днем – библиотека на Фотанке. Вечером – театры и занятия в студии «Синий мост» у учеников Товстоногова Генриетты Яновской и Камы Гинкаса. А летом уехал в провинцию и был зачислен актером, не имея специального образования, в штат Бугурусланского драматического театра. Затем стал актером Запорожского театра юного зрителя.

И только потом — ГИТИС, знакомство с режиссером Климом. Первые опыты самостоятельных работ, все еще в качестве актера. И,  наконец, фраза инициатора постановки спектакля «Стеклянный зверинец» Майи Фрог: «Попов,  кто-то в нашей группе должен сидеть в зале и говорить, что нам делать на сцене. Я назначаю тебя». Признаюсь, мне это занятие понравилось сразу. Но называть себя режиссером я не рисковал до тех пор, пока не поставил в театре «VIE» с десяток спектаклей.

«Круче в Запорожье ничего не было»

Виктор Попов

-Когда вы работали в театре-лаборатории «VIE», то ставили весьма новаторские экспериментальные спектакли. Вспомните, пожалуйста, с чего начался этот театр и как вы туда пришли?

-С детства мечтал быть актером, стал им. А быть режиссером тогда мне казалось чем-то заоблачным. Но познакомившись с Климом, поучаствовав в его занятиях в мастерских, и восприняв его манеру ведения процесса, я стал адептом его метода. Режиссер-диктатор заменен организатором процесса выращивания некого мистического действия. Которое может в итоге стать спектаклем для зрителя, а может и не стать. Режиссер — это тренер, который готовит актера, вернее группу заговорщиков, чтобы достичь возможных пределов собственной личности через искусство театральной игры. На этих условия и возник сначала спектакль «Четвертый стул», а затем 4-часовое эстетское зрелище по поэмам Янниса Рицоса «La Vie», давшее в дальнейшем нашей маленькой группе  надежду на создание театра-лаборатории с названием «Жизнь» (На французском — «VIE»).

 — Какой там был самый необычный новаторский спектакль?

-Никто не задумывался о том, чтобы поставить именно новаторский спектакль. Нам дано было постичь иной взгляд на искусство театра, попробовать самим войти в этот  поток. А то, что потом говорили, так,  со стороны, вероятно, виднее. Тем более, что теперь, по прошествии почти 30 лет, побывавшие на спектаклях  «VIE» в 1990-х — 2000-х годах говорят, что круче в Запорожье ничего не было и нет.

Виктор Попов

-Какой любимый спектакль в вашей постановке?

-Конечно же, первый — «Четвертый стул». Я был свидетелем преображения: Люба Фриган и Сережа Цевелев, Клим, Гена Лещенко — мы все тогда были волшебниками. Это забыть невозможно.

«Период обнуления»

-Чем вы занимаетесь сейчас?

— Ставлю «Дракона» Евегния Шварца в Каменском драмтеатре имени Леси Украинки. Премьера состоится в июле.

Виктор Попов

— Что считаете главным достижением в профессиональной и личной жизни?

-Благодарен судьбе, что все это было. Но мне верится, что и впереди у меня много хорошего. Может быть, потому мне и необходимо было приехать в то место, где я родился. Где меня тайно  (советские времена!) крестили в старой казачьей деревянной церкви  Николая Чудотвоца, она и сейчас служит моим землякам. Увидеть маму — ей 92 года, дай Бог ей здоровья, увидеть маму-ей 92 года, дай Бог ей здоровья. Побывать на могиле отца. Еще раз увидеть вершины гор – Бештау и величественного Эльбруса. Постоять на берегу Подкумка и проводить отражение закатного солнца на глади городского озера. Попить настоящую целебную воду  Ессентки 4 и 17.

60 лет – период обнуления и начало нового цикла. Так что лучшее, в том числе, и спектакли, надеюсь еще впереди.

Читайте также: Запорожец сумел выжить в Бухенвальде и стать счастливым.

Фото предоставлены Виктором Поповым и из архива «Индустриалки»

Источник: http://iz.com.ua/zaporoje/na-yubiley-izvestnyiy-zaporozhskiy-rezhisser-uehal-v-gorod-gde-ego-tayno-krestili

Мы в Telegram, наш Telegram bot — @zpua_bot, Мы в Viber, Мы на Facebook

Share this post

нет
scroll to top