28 октября 2019
Люди
Подготовка к экзаменам почти у каждого из нас ассоциируется с нервотрепкой, бессонными ночами, зубрением книг. Но можно готовиться к внешнему независимому тестированию в игровой форме, а экзамен сдавать не на нервах, а вполне расслаблено.
Ирине Белой 32 и она вот уже 9 лет работает учителем истории. Несколько лет назад запорожанка ушла со школы и основала свои курсы под подготовке выпускников к ВНО, которые называются «Догори Дриґом». Педагог практикует методику «перевернутого класса» и в корне непохожа на классическую учительницу. В хорошем смысле этого слова:
Я историк по образованию. 6 лет я преподавала ее в школе. «В какой-то момент мне стало скучно,» наступил кризис. Я стала ходить на всякие тренинги по повышению мотивации для учителей. И почти случайно попала на один для педагогов с восточной Украины, связанный больше с прокачкой навыков коммуникации и эмпатии, то есть совершенно не предполагал каких-то серьезных изменений в преподавательской деятельности.
Но вот именно он заставил меня серьезно задуматься о том, в какой точке нахожусь, хочется ли мне обучать детей стандартно, как это делается в школе. Мы учились медитировать, практике внимательности, рассматривали теорию Кена Уилбера, которая не вписывается в стандартные методики истории.
Меня перенаправило на то, что я могу не только интересно преподавать, но и по-другому. Когда посылаешь запрос, начинаешь получать сигналы. Случайно в Фейсбуке я наткнулась на ребят из Москвы, которые ведут проект «Люди» и работают по методике «перевернутого класса».» Когда я прочитала эту статью,» меня торкнуло: «Вот же оно, можно по-другому пути идти». Хотя методика «Перевернутого класса» достаточно старая — созданная еще в 80-х годах в США Европе. У нас она практикуется редко. «По привычной схеме ты приходишь в класс, учитель дает тебе тему и домашнее задание по ней. Дома ты его делаешь, учитель проверяет.
Методика «перевернутого класса» подразумевает, что ты дома готовишь тему в любое для тебя время, в любой позе: лежа на диване или сидя за компьютером с чашкой чая, потом приходишь в класс, где я проверяю как ученики усвоили материал.
Занятие проходит в движении, без скучных лекций, в интерактиве, чтобы выпускники лучше пропустили усвоенный материал через себя. Конечно, такой подход требует особой самодисциплины, поэтому больше подходит для школьников постарше, которым нужно усвоить тему, чтобы сдать тест. В конце все составляют тест, чтобы понять, на каком уровне усвоена тема, какой результат и что они могут сделать. Это опять же о самодисциплине. Если для тебя ок, что ты усвоил 60% материала, хорошо, если мало, тогда мы переписываемся и мы думаем, что можно сделать чтобы получить хотя бы 80%. А дальше я веду индивидуальную работу с ребенком, который хочет получить больше баллов.
С названием мне помог дизайнер Антон Дудка. Он постоянно в струе и чувствует все направления. Я сразу сказала, что мой проект будет на украинском языке, тексты на мне, но не знаю пока назвать, чтобы не было скучно и формально. Мы взяли список с названиями и засели его разбирать, устроив мозговой штурм.
Изначально мы придумали название «Догори» с прицелом на то, что мы поднимаем уровень знаний А я потом я сижу, кручу в голове и выдаю: «О, так у нас перевернутый класс, давай»»»Догори Дриґом» и Антон сделал две перевернутые буквы Д в дизайне.
С другими учителями у меня существует некий негласный конфликт, но не в плане видения истории или преподавания. Принцип объективности я же сохраняю, когда говорю, что вот есть такая-то точка зрения и есть такая. Вы, ребята, решайте сами куда вы. Я не беру на себя ответственность навязать свою точку зрения.
Есть учителя те, которые поддерживают проект, приглашают к себе на занятия, в школы, для проведения тренингов, обмена опытом. Но есть и те, которые не совсем понимают этот формат. Многие закостенели, привыкли, что школа – это стандарт. Все. А мало того, что это может быть проект, еще и отдельный, за который ты можешь получать еще и деньги. А то, что за деньги, ну как это? Все-таки еще очень силен стереотип о том, что учитель – это малозарабатывающая профессия. Для них непонятно, что работа на себя – колоссальный труд ,что ты думаешь о дизайне, маркетинге, думаешь об аренде, про подачу.
Ты постоянно проходишь обучение, чтобы ребятам было интересно, они же должны захотеть прийти к тебе. Ну и интересоваться новыми фишками, которые в мире образования происходят. А среднестатистический учитель грубо говоря проходит повышение квалификации раз в четыре года, когда посылают. У меня такой склад характера, что если мне скучно, я понимаю, что и ребятам будет скучно, а нам обоим должно быть интересно.» Плюс к этому они должны еще что-то запомнить и чему-то научиться, уметь мыслить критически.
Сначала я готовила пару моих учениц, которые сами обратились за помощью, на них и испробовала методику в полной мере. «В процессе выяснилось, что мало заинтересовать историей, мало этим гореть, потому что когда ты приходишь на ВНО, ручки трутся ,все резко вылетает и из головы и ты не можешь ответить ни на один вопрос.
У меня была девочка, которую я не могу назвать отличницей, но она глубоко анализирующая та, которая могла спокойно иметь 180 баллов. Но она посмотрела вопросы, у нее началась паника, она ответила, потом подумала, что это неправильно, переписала работу, потом еще раз переписала получив в итоге 150 баллов. Тогда я поняла, что мало только готовить, нужно еще делать что-то с паникой и со стрессом. Поэтому на занятиях мы медитируем и делаем разные противотревожные упражнения.
Отдельно работаем с фотопамятью. Например, 40 исторических личностей надо знать в лицо. Если раньше ты не задумывалась как выглядит Пантелеймон Кулиш, то теперь надо помнить какие у него усы были.» В ВНО очень много вопросов на цитаты и мелкие вопросы, поэтому мы учимся видеть подсказки в вопросах.
В ВНО очень много вопросов на анализ цитат, поэтому мы учимся видеть подсказки в вопросах. А еще у многих ребят проблема с картами. Отдельно пришлось работать с географией. Допустим, вопрос чье правление обозначено на карте. Прошлое занятие я взяла нитки, очертила границы Украины и каждому раздала карточки с определенными находками. За 30 минут мозг может усвоить максимальное количество информации»
Твоя максимальная концентрация при чтении 30 минут, дальше ты отдыхаешь и снова читаешь. Это работает. Благодаря активной работе в этом году я набрала 4 группы по 5 человек. Это оптимальное количество учеников для индивидуального подхода. Я вижу и слышу каждого, вижу у кого где какая проблема , мы все проговарием и решаем. Занимаемся раз в неделю с октября по май. В таком щадящем режиме, потому что у них есть другие предметы ну и плюс от спешки может тошнить.
Чтобы приготовиться к занятию, я высылаю свой авторский» материал, я рассказываю как работает мозг, во сколько лучше учить, как запоминать. Когда стартовали, очень жутко переживала, это большая ответственность.
Я не могу дать гарантию, я могу обучить. Но для меня был показатель когда они начали сбегать с пар в школе и приходить ко мне на занятия, мол, что мы там изучим, а вот у вас что-то выучим. Я тогда поняла, что это по-другому и очень о многом и для них это не только попытка выучить, но и задать вопросы.
Я пытаюсь передать своим ученикам, что история – это целый сказочный мир. Такой она была для меня в школе. Это были 90-ые и я хорошо помню, как зачитывалась историей древних греков, находила информацию о пирамидах, а в 5 классе брала летописи и зачитывалась ими часами. Для меня это был своеобразный побег от реальности.
Как-то мы рассматривали тему «Киевская Русь».»»Я приношу на занятия всякие видео и вот мне попалось одно под названием «Владимир несвятой». Мы же привыкли, что Владимир святой и Ольга тоже, а там видео на то, чтобы подумать. Они посмотрели, приходят, что-то мол не так. Я говорю: мы же выучили что этот человек сделал, можно ли по его ценностям сделать вывод, что он святой? А Ольга, которая отомстила древлянам похуже, чем «Игре престолов», когда сожгла их, причем четырежды? Спрашиваю: так можно назвать ее святой? Они такие: ну нет. Они удивляются, что это не стандартная подача информации, когда ты напитываешь их знаниями, они не анализируют ,а идут дальше. А тут это их заставляет копать глубже, анализировать, разбираться. «
Есть еще одна проблема и моя боль: при бывшем министерстве образования был принят закон об обязательной сдачи математики, потому что у нас повально не умеют считать. История и английский на выбор. Кто что будет выбирать? Процентов 60-70 точно отдадут предпочтение английскому, потому что перспективно. И это учитывая ситуацию на востоке. Для примера в России сдают ЕГЭ по четырехступенчатой системе. Они не только учат историю, но и высказывают свое мнение, анализируют, как повлияли действия предков на современников.
При этом 16-летними ребятами очень легко манипулировать из-за клипового мышления.. Их уровень внимательности составляет около 15 секунд. Они такие почитали в соцсети пост, сделали репост, прокрутили дальше.
Бывает, что приходят и задают вопрос: «Ирина Анатольевна, а вы вот говорили одно, а тут блогер пишет другое». Тогда я спрашиваю а на чем базируются заключения блогера, на каких источниках? Понятно ,что его цель завлечь аудиторию, он на этом зарабатывает. Я могу много чего рассказывать, но же важно ,чтобы вы умели различать белое и черное.
Мне бы хотелось открыть большой центр подготовки к ВНО и по другим дисциплинам. Пока нахожусь в поисках единомышленников, которые также могут преподавать и другие предметы. Ведь работать по методике «перевернутый класс» не всегда просто. Ну и и проект это же не только о способе заработка. Это мое детище, за которое я горю и переживаю, где я творю и реализуюсь. По чуть-чуть прощупываю различные гранты.
Фото: Максим Смирнов, со страницы» «Догори Дриґом» в Фейсбуке
Источник: https://zanoza-news.com/a/2019/10/28/29881
Мы в Telegram, наш Telegram bot — @zpua_bot, Мы в Viber, Мы на Facebook