«С ним связана биография целого города»: запорожцы попрощались с Юрием Баранником, — ФОТОРЕПОРТАЖ

Сегодня, 8 ноября, запорожцы попрощались с художником, урбанистом и основателем галереи "Barannik" (некоторым более запомнившейся как "Lenin") — Юрием Баранником. Он умер от инфаркта два дня назад.» Всего несколько дней Юрий не дожил до 65-летия. Сегодня его близкие, друзья и все люди, жизнь которых он изменил, пришли попрощаться.» С фотографии на собравшихся смотрел улыбающийся Баранник. На мольберте лежала маленькая колоночка, из которой доносились звуки джаза и блюза. Двери галереи были как всегда открыты — только пространство там, казалось, сжалось. Комнаты теперь казались маленькими — невероятно, что раньше в них помещалось так много людей. Летом галерея закрылась — теперь там школа дизайна. В течение двух часов люди приносили цветы, прощались, плакали и утешали друг друга. Юрий Баранник за одну жизнь успел очень много сделать для города. Если вы еще не слышали историю о том, как программисту и музыканту из Новосибирска удалось открыть галерею в Запорожье, обязательно почитайте: по этой ссылке можно узнать о его размышлениях о городе и искусстве, о том, как Юрий видел Запорожье и какой любовью его любил, а еще — послушать его "Вальс на 4/4". Евгений Ком, фотохудожник: «»С Юрой связана часть моей жизни, моя биография. Не только моя, конечно — биография целого города. Для меня это поразительный человек, отдавший свою квартиру под культурные мероприятия — это по сути центр культуры.» Юра сделал меня счастливым тем, что помог мне реализоваться: я часто делал у него персональные выставки. Это не забудется, конечно. Теряя его, мы теряем частицу себя.» Познакомились мы очень давно. Не познакомиться было невозможно, потому что здесь собиралась хорошая публика. Мы еще до галереи здесь собирались, проводили беседы. Он все время метался, ему хотелось городу сделать полезное — так пришла ему хорошая идея сделать здесь галерею. После этого здесь стало собираться еще больше людей, в культурном плане наше Запорожье стало известно на всю Украину: здесь выставлялись самые известные художники. Мы все знакомились, потому что в Киев было сложно поехать, а здесь — пожалуйста. Причем все это было на бескорыстных началах Самые радостные воспоминания о том, как мы бывали в гостях у него на даче. Саму дачу он тоже превратил в своеобразный арт-объект, всегда было очень интересно. Любое событие сопровождалось такими творческими всплесками. Вокруг Юры всегда все играло по-новому. Благодаря ему появился ленд-арт, никто до него такого не делал — остров Хортица был украшен этими событиями, весь город был задействован. Потеря колоссальная»rdquo;. Наталья Лобач, дизайнерка и урбанистка: «»Я пришла в галерею, так и познакомилась с Юрой. До галереи все, что было в Запорожье про культуру, мне было не интересно, казалось, что все важное происходит где-то в столицах. Я Запорожье даже не рассматривала как какой-то культурный центр. Современное искусство я тоже не понимала — казалось, что это что-то очень странное и наигранное.» А потом у меня все перевернулось на 180 градусов. Я увидела, что это все есть, что это все есть в Запорожье. Более того, я увидела, что здесь можно настолько раскрыться, настолько реализовать свои мечты, свои какие-то представления о прекрасном. Это, конечно, такой большой кусок жизни, когда я работала в галерее. Это даже не галерея в привычном смысле, а больше центр искусства, центр культуры, атмосфера. Это большое количество людей, которые приходят из Запорожья, которые приезжают в Запорожье ради галереи — которые хотели попасть в эту атмосферу и чем-то таким наполниться. Это очень много. Юра в этом смысле давал дорогу всему новому, странному, может, дикому, какому-то непонятному. И это то, чего не хватало городу, не хватало людям. Это ломало шаблон индустриального города, где только «»дом-работа-елка на Новый год»rdquo; и все. Юра наполнял каждый день. Он создал такую атмосферу, где открыта дверь — ты приходишь и можешь брать, сколько хочешь. Такой мир искусства и мир себя. Для меня очень важен был тот момент, когда я узнала про Соцгород, и Юра в один момент сказал: «»Мне тоже нравится, давай выставку делать»rdquo;. И это открыло уже часть и моей личной, общественной жизни. И для города какую-то большую часть. Он это сделал настолько легко — просто «»давай делать»rdquo;. И это тоже очень про Юру — в противовес привычному советскому «»А вдруг не получится, а где там взять разрешение»hellip;»rdquo;. Он просто предложил сделать. И это очень много. Какой-то шаблон в голове убирается, когда понимаешь, что человек может просто взять и сделать — и все вокруг потом подтягиваются к этому, присоединяются. Я ему очень благодарна за то, что показал, что так тоже можно»rdquo;. Александр Вагис, музыкант: "Мы познакомились еще в 90-е годы, еще не было галереи «»Lenin»rdquo; — просто собирались, тусили, собиралась богема городская, интересные такие все люди. Раньше я был далек от изобразительного искусства — у меня с детства были более традиционные вкусы. А это было единственное, наверное, место в городе, где можно было увидеть именно современное искусство. Юра привозил много [работ] абстракционистов — я этого не понимал, но ходил на открытия выставок. И постепенно я влюбился в это, у меня все в голове перевернулось. Юра очень любил город. Был очень хорошим, добрым человеком, собирал вокруг себя людей — был двигателем, давал энергию. Некоторые даже не понимали, что происходит на ленд-арте, но приходили потусить, потому что сама атмосфера была невероятной. Жаль, что он ушел. И мне кажется, что в этом городе больше нет таких людей — только у него все собирались вместе. Город очень много потерял". Виолетта Бородина, волонтерка: «»В 1997 году у меня был очень тяжелый период в жизни. У каждого человека, наверное, в жизни был такой.» И так получилось, что я познакомилась с Юрой. Если бы не он, я не знаю, как бы я вышла психологически из той ситуации. Юра мне показал, как можно совершенно по-другому смотреть на вещи.» Галерея — это важно, несомненно. Но я не помню толком галерею. Я помню, когда тут у него еще был магазинчик светового оборудования, а внутри — комната для друзей. У Юры тогда была собака-далматинец Миля, и комната в цвет собаки: вся мебель, стены — все было далматинистое. И была там картина — старец на дереве, который следил за тобой, куда бы ты не перемещался по комнате. И Юра сказал: «»Поговори с тем мужиком, расскажи ему все»rdquo;. И я приходила и разговаривала. Потом организовалась галерея. Я благодарна Юре за то, что он познакомил меня с этими людьми. А видела я у него дома разных людей: художников, музыкантов, бизнесменов, бандитов — он умел объединять эти, казалось бы, разные слои искусством и своей любовью к творчеству. Каждый находил в его деятельности что-то свое, что-то близкое. Не было такого человека, с которым Юра не поговорил бы. Наверное, поэтому у него могла собраться такая разношерстная, но имеющая что-то общее компания. Очень много галеристов, очень много художников, очень много, но Юра»hellip; Мне очень жаль, что у нас в Запорожье не стало такого человека»rdquo;. Елена Гранишевская, журналистка: «»Для меня галерея (изначально «»Lenin»rdquo;, а потом «»Barannik»rdquo;) — это такое атмосферное место в Запорожье, которому не было аналогов. Юра — святой человек. Он на себе тащил то, что, может, группы целые не смогли бы тащить. Причем он делал это всегда так легко, с таким энтузиазмом, что заражал всех.» Он придумал и воплощал фестиваль ленд-арта»hellip; Мне кажется, такого больше нигде нет в стране. Сюда приезжали художники не только из Украины, но и из-за границы. Он фонтанировал идеями. И знаете, другой бы придумал, а потом сказал: «»Та! В нашем городе?»rdquo;. А Юра хоть и знал и всегда говорил, что Запорожье — абсолютно не художественный, бескультурный город (только в том смысле, если сравнивать со Львовом или Киевом), но при этом он все, что ни придумывал, воплощал в жизнь. Казалось бы, такой «»медвежонок»rdquo;: он медленно ходил, медленно говорил. Но энергии было через край. Я обычно не люблю ездить в отдаленные районы нашего города, но ленд-арт — это было святое. Мы все знали, что получим там заряд энергии, познакомимся с новыми художниками и дизайнерами, которых Юра приглашал. И в галерее у него всегда были выставки таких оригинальных художников, которые в Запорожье больше нигде и не увидишь.» Он же все это делал за свой счет, собственно: ему же никто не помогал, вход был всегда бесплатный. В этом году галерее исполнилось 13 лет — он открыл ее в 2006. Юра горел всегда тем, чтобы наш город чем-то отличался в культурном плане. Он же разрабатывал дизайн-код города, он все время говорил, где бы какие он памятники поставил — именно арт-объекты. И как в нем помещалось это все, мне, честно говоря, не понятно. Вот ему в воскресенье (18 ноября) исполнилось бы 65 лет, а он производил впечатление 30-летнего. Кажется, что он все успел, все сделал, и сказали ему: «»Наверное, чувак, ты нам нужен "там" тоже»rdquo;.» Это действительно уникальная галерея, это был уникальный человек»hellip; «»Был»rdquo; как-то еще непривычно говорить. Хочется, чтобы мы сохранили его дело»rdquo;. ФОТО: Екатерина Клочко
Источник: 061.ua Источник: https://www.061.ua/news/2567606/s-nim-svazana-biografia-celogo-goroda-zaporozcy-poprosalis-s-uriem-barannikom-fotoreportaz

Мы в Telegram, наш Telegram bot — @zpua_bot, Мы в Viber, Мы на Facebook

Share this post

Добавить комментарий

scroll to top