Сегодня в Украине поздравления принимают учителя
День работников сферы образования традиционно отмечают в первое воскресенье октября.»Накануне праздника «Индустриалка» пообщалась с человеком, который для школьников должен быть больше, чем учителем — другом и советчиком. Психолог и социальный педагог Запорожской гимназии № 25 гуманитарного профиля Ирина Юрченко рассказала, изменились ли дети за последние 10 лет, и как ей удалось подключить к разрешению школьных конфликтов самих учеников.
Ирина Александровна работает в 25-й гимназии 19 лет. В прошлом году она выпустила из школы своих 11-классников, которых вела с 5-го класса.
— Это была моя мечта — работать классным руководителем. Одно дело направлять со стороны, наблюдать за развитием детей, помогать, разбирать проблемные ситуации, и другое дело – быть внутри этой среды, видеть, как меняется ребенок на разных возрастных этапах, находить индивидуальный подход, наблюдать за динамикой взаимоотношений в коллективе, разделять каждодневные радости и трудности ребят. Это одновременно и нелегко, так как ты каждую минуту чувствуешь ответственность за каждого из твоих чад, а с другой – заряжает колоссальной позитивной энергией, когда ты видишь их благодарные улыбки и радуешься их успехам. В этот момент ты понимаешь, что ты на «своем месте», что все, что ты делаешь не зря.
Я считаю, что любому психологу в школе важно поработать классным руководителем, что бы испытать то, что испытала я и приобрести бесценный опыт общения и преодоления.
— Расскажите, самым сложным периодом школьников все еще считается подростковый ?
— Да, но его возрастные границы немного изменились. Если раньше считалось, что переходный возраст начинается с 12-ти лет, то сейчас мы видим его проявление уже приблизительно в 10-летнем возрасте. Это интересный период, когда ребенок начинает формироваться во взрослого человека. Это период противоречий и крайностей, период самоутверждения во внешнем мире и поиска себя.
Часто «кризис подросткового возраста» проявляется в протестах и конфликтах, трудностях в общении и с взрослыми, и со сверстниками. У подростка может снижаться авторитет родителей и учителей, пропасть мотивация к любимой деятельности, учебе, ухудшиться успеваемость.
Родителям важно понимать, что эти признаки – естественные проявления физиологических и психических изменений в период перестройки всех систем организма подростка.
Прежние внешние мотивы уже не работают, новых — внутренних еще у большинства нет. Он сам часто не понимает, что с ним происходит и через резкое поведение взывает о помощи. В этот период особенно важно проявлять внимание, терпимость, доверие и поддержку к вашему взрослеющему ребенку. Ему крайне важно дать возможность проявления собственного мнения, позиции, точки зрения при этом подчеркивая, что самостоятельность и вседозволенность – не одно и то же. Что взрослым является тот поступок, который подразумевает ответственность за его последствия.
— Вы видите разницу в детях, которые учатся сегодня с теми, скажем, которые учились 10-15 лет назад?
— Да. Дети становятся более свободными, раскованными, немного меняются ценности, их уровень воспитанности. Передовые технологии очень сильно влияют на развитие, самооценку и отношения между детьми. Интернет оказывает мощное как положительное, так, к сожалению, и отрицательное влияние на детей и подростков. Если говорить о положительном влиянии, то это гибкость, лабильность, информационная грамотность современных детей. Но часто мы имеем дело с неадекватной самооценкой (завышенной или заниженной), повышенным уровнем агрессивности или тревожности, трудностями в общении, неумением детей преодолевать трудности в реальном, а не в виртуальном мире, зависимостью.
Прежде всего, на них влияют установки, бытующие в семье. Например, если в семье царит вседозволенность, есть неограниченный доступ к интернету и гаджетам, то их влияние на ребенка будет огромным. Общаясь с детьми, я удивляюсь, как они в 7-летнем возрасте могут играть в компьютерные игры по 4-6 часов в сутки. Очень часто родители признаются, что проблемы в этом не видят и им становится очень удобно, когда ребенок под присмотром и что с ним ничего плохого не случится. В таких случаях я пытаюсь объяснить, что даже игра в «стрелялки» может негативно повлиять на психику ребенка.
— Мне казалось, что сегодня все родители понимают, что в сети есть достаточно опасные игры.
— Безопасность ребенка – это, прежде всего ответственность родителей. Очень важно через контакт с ребенком знать и при необходимости контролировать содержание и количества времени, которое ребенок тратит на вертуальную реальность. Если это младший школьник, важны четкие и последовательные правила, обязательные для выполнения. Если мы говорим о подростке, то здесь кроме правил важны доверительные отношения с родителями. Именно от форм семейного воспитания, «качественного общения» и безусловной любви во многом зависит эмоциональное благополучие их чада.
— У детей в стенах школы часто возникают конфликты. Когда вас подключают к их решению?
— Обращаются и сами дети, если их что-то беспокоит, и так же важна работа с учителями и родителями, чтобы понимать ситуацию и строить эффективную работу.
— Сегодня все в теме буллинга. Стараетесь следить за этим, предотвращать?
— Безусловно, тема буллинга на слуху. Это заносчивое, оскорбительное поведение, агрессивное преследование одного из членов коллектива. Его предпосылки продиктованы социальными и психологическими факторами, когда ребенка хочет самоутвердиться за счет другого. Мы стараемся эти моменты разбирать и решать сразу.
— Знаю, что вы работаете по интересной методике и привлекаете к решению конфликтов самих учеников?
— Да, в нашей школе работает Служба решения конфликтных ситуаций «Феникс», в которую входят старшеклассники. Благодаря поддержке общественной организации «Флоренс», мы с ребятами прошли обучающий курс по программе «Школьная медиация» и стали активными участниками школьной жизни гимназистов.
За время существования нашей службы мы провели 13 медиаций, членами которых стали 32 ученика 5-11 классов. Помимо этого участниками службы проводятся интерактивные занятия и мероприятия для учеников нашей гимназии, фестиваль «День позитива», акции ко Дню семьи и Дню матери, целью которых есть развитие коммуникативных качеств школьников, навыков эффективного решения конфликтных ситуаций, толерантности и уважения.
— Как проходит процесс медиации?
— Медиация – это добровольный процесс мирного урегулирования конфликтной ситуации с привлечением третьей нейтральной стороны (медиатора). Ребята дают возможность сторонам высказать свою точку зрения, позицию и чувства, услышать позицию другой стороны и совместно договориться о путях мирного решения конфликта. Результатом всех наших встреч являлись дружеские объятья сторон, так как в доброжелательной обстановке дети чувствуют, что их услышали и поддержали.
— В таком круговороте детей, их конфликтов, новых веяний и учебных планов учителям впору самим захаживать к вам за советом. Бывает такое?
— То, что учителям нелегко – это факт. Давление на них возрастает, поэтому часто и им самим необходима поддержка. В таких случаях нужно заботиться о себе, чтобы не допустить профессионального выгорания. В этом поможет хобби, спорт, любое действие, направленно на себя. Важно любить и беречь себя – это прежде всего.
«Читайте также:»Лучших учителей Запорожской области удивляли живыми картинами и экзотическими плодами
Источник: http://iz.com.ua/zaporoje/shkolnyiy-psiholog-iz-zaporozhya-rasskazala-kak-ucheniki-sami-razbirayutsya-s-konfliktami
Мы в Telegram, наш Telegram bot — @zpua_bot, Мы в Viber, Мы на Facebook