В Запорожье отмечают юбилей славного военно-транспортного 338-го авиаполка
Сегодня, 12 июня, исполняется 75 лет 338-му военно-транспортному авиационному полку.
О его боевом пути рассказал «Индустриалке» ветеран полка — полковник в отставке Семён Александрович Юринский:
— Приятно отметить, что в нашем городе Запорожье ещё достойно относятся к героическому прошлому наших Вооруженных сил и это отрадно для наших ветеранов. Немногие жители города знают, что на аэродроме «Мокрое» с 1960 года по 1997 год в течение 37 лет дислоцировался прославленный 338 (в/ч 22650) военно-транспортный авиационный полк.
Полк был сформирован в 1944 году в Калужской области. Первый боевой вылет полк совершил в ночь с 12 на 13 июня 1944 года на самолетах ЛИ-2 десятью экипажами во главе с командиром полка Героем Советского Союза В.И. Масляковым с задачей — уничтожить самолеты противника на аэродроме «Бобруйск» и вывести из строя взлетно-посадочную полосу (ВПП). Задача была выполнена успешно. Экипажи вернулись на аэродром взлета без потерь.
За годы войны полк совершил 1961 боевых вылетов, сбросил 8315 бомб по объектам врага, перевезено 200 тонн грузов, уничтожил два ж/д эшелона, 71 склад боеприпасов, 21 самолет противника, разрушено две водных переправы, потопил четыре транспорта в морских портах. И, конечно, выполнил свою главную задачу — это десантирование воздушным и посадочным способом воздушно-десантных подразделений.
За участие в освобождении г. Риги полку присвоено звание — рижский полк. Последний боевой вылет полк совершил 5 мая 1945 г. на морской порт СВИ МЮНДЕ по драпающим фашистам, где скопилось большое количество кораблей противника.
За годы Великой Отечественной войны погибло 45 авиаторов. Нет уже в живых многих участников той войны — ни Вадима Сочнева, ни Владлена Баевского, который будучи стрелком сбил с военно-транспортного самолета — самолет врага.
В послевоенный период полк выполнил правительственные задания — побывал в 9 странах — в Лаосе, Вьетнаме, Венгрии, Йемене, Египте (дважды), Анголе, Эфиопии, Чехословакии, Афганистане. Например в Египет перевозили истребители в разобранном виде, снаряды со складов, расположенных в с. Новобогдановка, Запорожская область.
В странах Азии, Африки и Европы полк перевозил различные грузы, в т.ч. боевую технику и, соответственно, десантников.
Были и потери среди летного состава и даже самолетов. Например в Эфиопии и других странах.
Не было потерь в Афганистане, аэродром хорошо охранялся. Всего погибло летного состава в полку в послевоенный период 25 членов экипажей. Многие награждены орденами, медалями и правительственными грамотами. В 1963 году полк переучили на самолет второго поколения АН-12 уже на аэродроме «Мокрое».
В 1981 году летный и инженерно-технический состав переучился на самолеты третьего поколения ИЛ-76. В городе Запорожье проживают ветераны полка. Это командир полка Войнов А.Ф., начальник штаба — Бондарев В.Е., штурман полка — Черепанов В.И. и многие другие. Ветеран двух войн — с Германией и Японией Науменко И.Н. Пожелаем им всем крепкого здоровья.
В 1997 году из-за ненадобности для Вооруженных Сил Украины полк прекратил свое существование.
Большое спасибо личному составу полка, его ветеранам, которые в любых условиях обеспечивали выполнение задач прославленным 338 военно-транспортным авиационным полком. Я имел счастье начать службу после окончания в 1963 году с отличием Иркутского ВАТУ в этом прославленном полку.
О былой славе 338 ВТАП напоминают его самолеты ИЛ-76 под флагом СССР, догнивающие на стоянке аэродрома. На которых полк готов был выполнять любые правительственные задания в любой точке земного шара. Все было — но все ушло в прошлое. Полка нет, но аэродром остался жить.
Международный аэропорт «Запорожье» благодаря городскому голове Владимиру Буряку, который постоянно контролирует строительные работы, в том числе современного терминала, станет одним из лучших аэропортов на юго-востоке Украины. Продолжает использоваться в военном лицее здание штаба, казарм, столовой и других объектов ОБАТО — отдельного батальона аэродромно-технического обеспечения авиационного полка. Не все погублено, не все разрушено.
Поздравляем личный состав 338 ВАТП , 429 ОБАТО, 537 отдельного батальона связи с 75-летием полка. Желаем всем крепкого здоровья, оптимизма и всего наилучшего в жизни.
Фото из архива Семёна Юринского
Читайте также: А ещё среди летчиков войны был Гвардии Король, — Анатолий Король, друживший с Василием Сталиным
Источник: http://iz.com.ua/zaporoje/v-zaporozhe-voennyiy-letchik-rasskazal-pro-svoy-polk-aerodrom-mokroe-i-kak-letali-po-vsemu-miru
Мы в Telegram, наш Telegram bot — @zpua_bot, Мы в Viber, Мы на Facebook