В Запорожской области на уроках литературы учитель воспитывал будущих поэтов, летчиков и докторов наук
Это рассказ о сельском учителе Александре Панфиловиче Зетченко. В школе на уроки литературы я не попал к нему — учился в параллельном классе и у нас была другая учительница. И все-таки к Зетченко на урок я попал через десять лет после школы — в 1980 году. Работал тогда в районной газете, а в родную школу приехал, чтобы написать о 25-летнем юбилее кружка «Юный литератор», который организовал и вел учитель Александр Панфилович Зетченко. Заголовок статьи я, конечно, придумал очень «оригинальный» — «Радостный труд души».
Но спасибо друзьям, которые сохранили газетную вырезку с текстом. Это позволило вернуться в школу на сорок лет назад. Вот, собственно, и тот текст:
«Осень… Девочка идёт из школы. Над головой у неё прохладное синее небо. А под ногами — шуршащие жёлтые листья. Осень… Сегодня на математике в классе вдруг так запахло яблоками, что вспомнился далёкий теперь уже первый класс. И задача, как та про яблоки тоже вдруг стала совсем простой. Осень… Почему это слово уже который день не выходит из головы, а на душе так радостно, неспокойно и грустно одновременно? Да что там эти три слова!
Разве могут они передать даже десятую долю тех чувств, которые теснятся в груди, а на бумагу выливаются одним словом «осень».
Так думала Алла Жилкина по дороге из школы. Стихи витали где-то рядом. Она даже остановилась, завороженная скользящими бесшумным солнечными бликами на белом заборе, но набежавшее на солнце большое душистое облако вдруг разом всё стёрло. Так иногда во сне бывает: изо всех сил стараешься ничего не пропустить а проснёшься — и всё позабудешь. Только долго остаётся воспоминание о чём-то прекрасном
Стихи об осени от Аллы, можно сказать, ускользнули, но она ничуть не расстроилась потому что дома как-то сами собой сложились строчки о маме. Папа посмотрел и сказал: «Хорошо!»
Возможно, сама Алла через много лет, когда прочитает эти стихи, только улыбнётся. Но пока важно другое. То, что девочка пишет стихи. Пусть они не всегда получаются. Но ведь чтобы написать даже не получившиеся стихи, ребёнок, как правило, проделывает большой и искренний труд души.
… Я учился в этой школе. В параллельном, 10-м «В», уроки литературы вёл Александр Панфилович Зетченко. И мы немного завидовали его ученикам, потому что, говорили, темы сочинений он давал всегда неожиданные.
А ещё для нас была одна маленькая тайна. Каждый месяц в большом школьном коридоре напротив учительской вывешивалась стенгазета «Юный литератор», орган литературного кружка, которым руководил Александр Панфилович. С тайной завистью некоторые из нас смотрели на выведенные крупными буквами фамилии школьных поэтов и прозаиков, придирчиво перечитывали каждую их строчку, но прийти на занятие кружка, чтобы постигнуть скрытую, как нам казалось, именно там тайну творчества, не решались. К тому же не менее интересно нам было в другом кружке, где сразу учились заряжать киноплёнку в проектор, а потом сквозь волшебный луч видеть целый мир на экране.
На занятие литературного кружка я однажды всё-таки пришёл. Через десять лет. Поначалу подумалось: ну вот, никакой тайны и нет, похоже даже на обычный урок литературы Можно, правда, не отвечать, «двойку» никто не поставит. Но где же творчество? Как его увидеть?
Вечером, проявив плёнку, я по-новому всматривался в вырисовывавшиеся на фотобумаге лица и снова вспоминал всё занятие.
Там, в классе, стихи никто не писал. Их читали, о них говорили. Причём, совсем не так, как на уроке. Ну разве на уроке позволил бы кто-нибудь Алле Жилкиной рассказывать о своих впечатлениях по дороге из школы? Не по программе ведь! Или стали бы слушать о давнем заблуждении Ани Глик ( в детстве она жила на Севере), что из редиски можно варить компот? Многие от Ани услышали это впервые, и потому раздался дружный хохот, но потом она прочитала своё стихотворение «Берёза», и все забыли о времени, когда она стала вспоминать детство, в котором были не отдельные маленькие берёзки, что растут у нас в парках, а настоящие, наполненные голубоватым светом берёзовые леса.
Школьный урок не резиновый, но на нём можно и нужно, считает Александр Панфилович, давать детям что-то и не по программе. Иногда, может, стоит отложить на следующий раз дотошный анализ «положительных и отрицательных»
черт героев и прочитать что-то своё, очень личное, прочувствованное, пережитое. «И прыгнет стрелка барометра юношеских чувств» (цитата из доклада Зетченко об опыте работы кружка на совещании учителей). А на следующем уроке о том же герое, таком знакомом и порядком надоевшем, дети станут рассказывать как о заново открытом живом человеке. Плохом или хорошем, но не безразличном. Вот высшая цель учителя!
— А знаешь, я чуть не стал физиком, — Александр Панфилович сказал это спокойно, как об ошибке, давно вовремя исправленной. — Целый год прозанимался на физмате Днепропетровского университета. А тут — война. Участвовал в боях за Кавказский хребет, потом — Малая земля, Новороссийск, бои за освобождение Украины. Закончил войну в Австрии. Физмат мне помог, потому что пришлось
служить связистом, разведчиком, потом полтора года ускоренного обучения в авиационном училище, я — стрелок штурмовой авиации. Много всего пришлось повидать. Но, пожалуй, самая незабываемая радость, когда мы фашистов впервые погнали. Это под Ростовом было. Тогда в армейской газете напечатали первое моё стихотворение.
После войны он закончил Мелитопольский пединститут и с тех пор учительствует. И вот уже 25 лет (круглая же дата!) бессменно руководит литературным кружком.
Многие его ученики сами уже стали учителями. Есть среди них рабочие и инженеры, врачи и журналисты, лётчики и моряки. Но все они остались в душе поэтами и благодарны учителю за познанный в детстве радостный труд души.
Недавно в редакцию прислал письмо бывший киужковец Василий Федорченко, который работает сейчас учителем русского языка и литературы в Донецкой области. «От всего сердца, — пишет он, — хочется поблагодарить Александра Панфиловича Зетченко, который навсегда нам привил любовь к художественному слову, помог правильно выбрать жизненный путь».
Так вот Вася Федорченко стал еще и поэтом — написал больше тысячи стихотворений, издал больше десятка стихотворных сборников. Больше сотни его стихотворений стали бардовскими песнями. А другой кружковец Александра Панфиловича — Ваня Панкеев, окончил факультет журналистики, со временем стал доктором филологических наук и профессором МГУ.
… Сейчас в нашей школе нет кружка юных литераторов. И выпуски стенной литературной газеты, к сожалению, не сохранились. Остается надеяться, что другие, не менее интересные, кружки есть у нынешних школьников. И что воспоминания о школе у них останутся тоже интересные. Но свои.
Читайте также: В Запорожской области домашнее задание учителям сельской школы задали ученики
Сообщение В Запорожской области на уроках литературы учитель воспитывал будущих поэтов, летчиков и докторов наук появились сначала на Индустриалка — новости Запорожья.
Источник: http://iz.com.ua/zaporoje/v-zaporozhskoy-oblasti-na-urokah-literaturyi-uchitel-vospityival-budushhih-poetov-letchikov-i-doktorov-nauk
Мы в Telegram, наш Telegram bot — @zpua_bot, Мы в Viber, Мы на Facebook