По праздникам и по воскресеньям мои соседи собирались «на лавочке» возле чьего-нибудь дома
Моё село Большая Знаменка. Мужики с улицы Советской — 1968 год. Как же давно я снимаю — с восьмого класса. Спасибо дедушке Павлу Игнатьевичу Шилину, который перед восьмым классом сделал мне такой подарок — фотоаппарат ФЭД-3. Перед тем я долго канючил, приезжая к дедушке в гости на Нижнюю улицу. И последний мой аргумент, наверное, его сломил. «Деда, я ж у вас один унук!» — сказал я на нашем знаменском диалекте. И деда согласился. Перед тем, еще в пятом классе, без всяких подобных аргументов он мне купил велосипед «Орлёнок». Ну, тогда бабушка Груня его подговорила — Шилина Аграфена Васильевна.
Так что тут на моем давнем фото? По воскресеньям, чаще в праздники у соседей по улице принято было собираться на лавочке возле чьего-то дома. Играли в карты. В данном случае и выпивали. На шестерых — бутылка вина? Наверное, у них еще с собой что-то было.
Дорогие мои старики… Это было полвека назад!
Слева направо: дед Иван Новиков, дед Гаврила Бирюков, дядька Павло Кобозев, дед Воська Пискунов, дядя Сеня Кривко и мой отец Петро Шилин. Возле нашего дома и сидят.
Старые фотографии — как мостики памяти в прошлое. Вот дед Новик — у него я христославил в шестилетнем возрасте, тогда и вина красного попробовал, угостили вместо ожидаемых мной конфет, а потом сосед дядька Тёмка Шабля такого же угощения добавил. Не буду об этом вспоминать.
Дед Гаврила Бирюков. О нём рассказывали — когда он собирался в поле на работу с ночёвками, все продукты в мешок бросал. И картошку из погреба со следами земли, и цибулю, морковку. И туда же кусок бело-сахаристого от соли сала. Ему говорили взрослые: «Дядька Гаврила, ну сало же замарается об картошку, можно его в бумагу завернуть». На что он отвечал: «Чишшы земли не будешь».
Дядя Сеня Кривко в совхозе был ветфельдшером. А на улице соседи его всегда приглашали купленных на базаре поросят «выкладывать» — кастрировать то есть. Делал он это буднично и ловко. При нем всегда был шприц и пенициллин. Запомнился мне дядя Сеня тем, что иногда с работы вечером возвращался «по хорошей мухой» и на всю улицу, как только показывался из переулка, громко рассказывал, что на войне он служил не у кого-нибудь, а у «самого Рокоссовского». Соседи, заслышав громогласный дядин Сенин голос, говорили: «О, Рокоссовский идет — опять выпил!» Наверное, воспоминания о войне дядю Сеню не отпускали, потому и выпивал.
Дед Воська (наверное, Иосиф) жил рядом с нами и был родным братом моего второго дедушки Пискунова Афанасия Даниловича. У деда Воськи росли в саду две черешни, и мы с двоюродным братом иногда в его сад забирались. Ну, как тут не заберешься, если от межи до черешни всего полтора каких-то метра. Еще вспоминаю, что деды-братья хоть и жили рядом, как-то не очень дружили. То есть в гости чтобы друг к другу ходили — я такого не помню. Говорили старшие, что виной всему баба Домна — жена деда Воськи, она его настропалила.
Сейчас только и остается, что смотреть на старую фотографию и мысленно произносить, с многоточием — дорогие мои старики…
Читайте также: В Запорожской области есть село, где много неба и облаков — это про мою малую родину, Большую Знаменку
Сообщение В Запорожской области сельские жители по праздникам собирались на лавочке появились сначала на Индустриалка — новости Запорожья.
Источник: http://iz.com.ua/zaporoje/v-zaporozhskoy-oblasti-selskie-zhiteli-po-prazdnikam-sobiralis-na-lavochke
Мы в Telegram, наш Telegram bot — @zpua_bot, Мы в Viber, Мы на Facebook