Сохранились имена людей, сделавших нам важную дорогу
В последнее воскресенье октября отмечают День автомобилиста и дорожника. Год назад в этот праздник мы рассказали, была ли в Запорожье автожизнь при Сталине. Но поскольку полное название праздника — День автомобилиста и дорожника, то сегодня у нас рассказ о строительстве дорог в Запорожской области более 70 лет назад (еще об этом можно увидеть здесь).
В частности, как строили нашу знаменитую ямами, а потом досрочным ремонтом «дорогу жизни» Запорожье — Мариуполь. Строили еще брусчатую мостовую.
А поможет нам рассказать публикация 1948 года в пожелтевшей уже газете «Большевик Запорожья». В ней есть все: и ударники-каменотесы, и нерадивые начальники. Есть даже конфетки.
Итак, приводим давнюю и интересную публикацию.
«Широко развернулась всенародная стройка на участке трассы Запорожье — Мариуполь, проходящем через село Кирово (теперь Таврическое. — Ред.) Ореховского района.
Десятки бригад колхозников, прибывшие со своими подводами, развозят бутовый камень и песок, засыпают и утрамбовывают полотно дороги, копают рвы и кюветы, укладывают брусчатку.
Бригады, работающие на трассе, получили определенные участки, на которых они должны проделать все виды дорожных работ, начиная от заготовки камня и песка и кончая утрамбовкой брусчатки.
Вот трудятся колхозники артели «Коммунар» (в историю эта артель вошла еще и тем, что в конце 1920-х годов в ней отравили и покалечили 40 лошадей. После этого кулацкие семьи были выселены. — Ред.). Дружно идет работа. Здесь уже закончена подготовка полотна длиною 70 погонных метров. На трассу вывезено 60 кубометров песка, 22 кубометра бутового камня. На участке вынуто и вывезено около 1000 кубометров земли…
Хорошо работают укладчики брусчатки Петр Опанасенко, Илья Дерносенко, Матрена Иващенко и другие. Ими руководит бригадир Иван Кочан. Мостовики за несколько дней уже уложили более тридцати метров каменного покрытия при норме 18 метров. Пример стахановской работы показывает мостовик Петр Опанасенко. Он только в начале мая демобилизовался из рядов Советской Армии и сейчас же включился во всенародную стройку.
В селе Одарневка (видимо, Одаровка. — iz.) на карьерах идет заготовка камня. Бригады каменотесов из колхозов «Боротьба», «Червона перемога» и «Свобода» значительно перевыполняют нормы. Бригада Ивана Кумень за 10 дней заготовила 98 кубометров камня при норме 35…
Работы ведутся одновременно в двух направлениях — в сторону Запорожья и Орехова. Ореховчане обязались уложить 3 километра брусчатки до начала уборочной кампании и до окончания строительного сезона заготовить и вывезти камень и песок еще для 7 километров дороги. Таким образом, в 1949 году трасса дойдет до г. Орехово…
Однако, колхозы «Шлях до комунізму» (председатель т. Рябошлык), «Большевик» (председатель т. Снигур) и некоторые другие еще не выслали на трассу людей и транспорт.
Не видно на стройке и автомашин, хотя их имеют многие колхозы. Без автомобильного транспорта трудно будет обеспечить то количество материалов, которое ореховцы обязались завезти на трассу.
Заготовка камня вручную тоже не дает надежного эффекта. Необходимо шире проводить подрывные работы на карьере. Все условия для этого налицо. Здесь проявляется непростительная медлительность со стороны руководителей райдоротдела и, прежде всего, его заведующего т. Ялтаренко.
Не организована на трассе и торговля товарами первой необходимости. Кроме дорогих сортов печенья и конфет, в ларьке Кировского сельпо, торгующего вблизи места работ, ничего нет.
Недостаточно проводится среди работающих на трассе и массово-политическая работа. Здесь трудятся ежедневно более 350 человек, а агитаторов совсем мало. В связи с плохой доставкой газет и журналов на трассу, их работа подчас вообще срывается. Не удосужился и заведующий районным отделом культпросветучреждений т. Заблотский укомплектовать хотя бы небольшую библиотеку для тружеников стройки.
Ореховский участок облдоротдела (начальник т. Сапсай) мало внимания уделяет работам на трассе. Его людей здесь почти не видно. Не видно здесь и инженера облдоротдела т. Коротон, которому поручено непосредственное техническое руководство работами на стройке.
Хотелось бы увидеть на трассе и хорошую концертную бригаду запорожской филармонии и кинопередвижку. Люди народной стройки требуют этого, они заслужили к себе внимания».
Вот так строили после войны одну из важнейших магистралей Запорожской области. Строили с подводами, во многом вручную.
В том же 1948 году появился первый советский автогрейдер В-1, но о такой технике дорожники под Ореховом, видимо, еще могли только мечтать (машину представили 1 мая 1948 года).
Спустя десятилетия в Ореховском районе выпускали свою дорожную технику. На этом фото — каток завода дорожностроительных машин «Облмежколхозстроя» в Камышевахе. 1980 год.
А это уже 2016 год. Так возле села Таврическое (Кирово) тогда ремонтировали то, что построили здесь в 1948 году и о чем мы читали выше.
В тот день сюда приехал министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян.
А когда-то здесь стояли подводы с бутовым камнем.
С праздником вас, дорожники и ваши друзья автомобилисты!
Читайте также: Задолго до фур: что убивало главную трассу Запорожской области 70 лет назад.
Автор: Владимир Фризько
Фото: Александр Прилепа, «История городов и сел УССР/Запорожская область», s00.yaplakal.com, drive2.ru
Сообщение Забытая страница: кто строил трассу Запорожье — Мариуполь появились сначала на Индустриалка — новости Запорожья.
Источник: http://iz.com.ua/zaporoje/zabyitaya-stranitsa-kto-stroil-trassu-zaporozhe-mariupol
Мы в Telegram, наш Telegram bot — @zpua_bot, Мы в Viber, Мы на Facebook