В Запорожье прошел Рождественский концерт органной музыки
Запорожцы отпраздновали Рождество под волшебные звуки органной музыки. Премьеру концертной программы в областной филармонии представила заслуженная артистка Украины Ольга Дмитренко. Концерты киевской органистки с успехом проходят в странах СНГ, в Польше, Германии, Австрии и Италии.
Ольга Дмитренко закончила Национальную музыкальную академию Украины имени П. И. Чайковского по двум специальностям: фортепиано в классе профессора Евгения Ржанова и орган в классе профессора Арсения Котляревского.
Творческому развитию О. Дмитренко способствовали контакты с такими музыкантами, как органисты Вольфганг Шетелих, Леопольдас Дигрис, композитор Петр Эбен, а также мастер-классы профессоров Х. Метцгера (Австрия); Л. Кремера, В. Церера, М. Виллингера (Германия); К. Стембриджа (Италия); Ф. Клинды (Словакия); М. Топоровского, Я. Врублевского (Польша) и других.
После окончания ассистентуры-стажировки при Киевской государственной консерватории Ольга Дмитренко получила должность главного органиста только что открывшегося (1981 год) Республиканского Дома органной и камерной музыки в городе Киеве. Там она проработала 23 года. С 1995 по 2009 год Ольга Дмитренко занимала должность музыкального директора в Кафедральном римско-католическом храме святого Александра.
Сейчас она работает преподавателем-методистом Киевской Школы искусств №5 (орган, фортепиано), членом Правления Киевского отделения Национального Музыкального союза Украины, ведет активную концертную и просветительскую деятельность.
На концерт органной музыки пришли сотни людей разных возрастов. Музыка, которая звучала была близка каждому, хотя и была написана в разные эпохи и композиторами разных стран. Объединяло все произведения одно — преподнесенная атмосфера Рождества, надежда, вера, ожидание чудес и волшебства.
— Мне хотелось показать всеобщее стремление к единству и миру, что люди, которые говорят на разных языках, живут в разных странах и принадлежат к разным культурам, — все очень радуются Рождеству. Хотелось показать разную музыку с ее национальным колоритом. Прозвучали произведения Ариэля Рамиреса — это музыка к народной драме «Наше рождество». Зачитывались тексты аргентинского поэта Феликса Луны. В оригинале эти тексты поются. Это произведение для хора, солистов, народных инструментов. А я сделала переложение, потому что хотелось, чтобы эта музыка прозвучала, — рассказывает Ольга Дмитренко.
Помочь зрителям прочувствовать рождественскую атмосферу, созданную аргентинским композитором Ариэлем Рамиресом Ольге Дмитренко помог ученик 4 класса Запорожской музыкальной школы № 3 Михаил Козырев. Мальчик вышел на сцену в пончо и самбреро. Он аккомпанировал органистке на ударных.
— Я подумала, что можно обойтись без хора, без солистов, гитары. Но уж без ударных в аргентинской латиноамериканской музыке — нельзя никак. Здесь, в Запорожье, я знаю маленького ударника и я подумала, что он справиться. Мне приятно, что я не ошиблась, — отмечает Ольга Дмитренко.
Органистка познакомила запорожскую публику и с атмосферой польского Рождества. В исполнении Ольги Дмитренко звучали обработки народных польских колядок, которые сделал известный композитор, педагог и органист Мариан Савва. Многие свои композиции он писал на религиозные темы. В своей музыке Мариан Савва использовал традиции польских церковных песнопений, фольклор, зачастую, — объединяя их в единые композиции.
В концерте звучала и английская рождественская песнь XVI века «Люли, люли, мое Дитя, засыпай» в транскрипции для органа Ольги Дмитренко.
Подарили зрителям ощущения праздника и произведения известных во всем мире композиторов Петра Чайковского, Жана Лангле и украинского композитора Нинель Самохваловой.
Не обошелся рождественский концерт и без «Хоральной прелюдии «Старый год проходит» Йоганна Себастьяна Баха. Ольга Дмитренко отмечает, что именно произведения этого немецкого композитора наиболее близки ее сердцу.
— Музыка Баха — это, как горная вершина. Все зависит от того, какая погода, какое освящение, заснеженная вершина или нет, отошел ты от вершины, приблизился или только идешь к ней. Есть произведения, которые я играю уже очень давно, еще со времен студенчества. Но и сейчас в них открываются новые краски, что-то такое, что просто поражает, удивляет и очень радует. Это действительно большое счастье соприкасаться с ним, — делится Ольга Дмитренко. — К сожалению, в некоторых органных залах или филармониях есть тенденция: только бы понравиться публике. Там играют переложения из музыки к фильмам, а классику считают устаревшей. Но я считаю, что Бах никогда не устаревает и не устареет. Мой профессор Арсений Котляревский любил повторять цитату Луначарского, который в свое время отозвался о Бахе: «Наш дорогой современник Йоганн Себастьян Бах». Так, что это наш постоянный современник.
Ольга Дмитренко отмечает, что многие украинские композиторы разделяют ее восторженное отношение к музыке Баха и демонстрируют это с помощью своего творчества. А Ольга Дмитренко знакомит с ними публику во всем мире.
— Одно из последних мои выступлений за рубежом было в немецком городе Бамберг. Концерт прошел прекрасно, было много людей, они проявляли живой интерес. Я представляла музыку Баха. Но это был и Бах и отголок его творчества, как бы эхо в творчестве современных украинских композиторов, которые вдохновлялись конкретными произведениями Баха. Например, знаменитая «Токата и фуга ре минор». В этой манере написал один мой товарищ украинский композитор Анатолий Шоху музыкальное приношение. В этой манере, но совершенно отличное произведение, уже человека, который живет в 21 веке, который многое видел, — рассказывает Ольга Дмитренко. — Или, например, «Хоральная Прелюдия», которая звучит в «Солярисе». Еще один мой товарищ, почти одновременно с Анатолием Шоху, это было еще в 2014 году, написал фантазию на этот хорал. Там тоже есть, и покой, и стремление к надежде, свету, но середина другая, какой нет у Баха. То есть, — музыка Баха наталкивает его на мысли, вдохновляет и помогает творить.
Завершился концерт произведением австрийского композитора Франца Ксавьера Грубера «Тихая ночь». Слова песни половина зрительного зала пела хором. «Тихая ночь» — это один из самых распространенных в мире христианских гимнов. Текст пени написал австрийский католический священник Йозеф Мор в 1816 году. В рождественский сочельник он пришел к органисту церкви Святого Николая Францу Груберу и попросил на ее основе написать музыку для двух голосов а-капелла и гитары. Франц Грубер написал мелодию для гимна в тот же день.
«
За прекрасно переданную с помощью величественного органа рождественскую атмосферу, ощущения праздника и чуда запорожская публика искупала Ольгу Дмитренко в овациях.
В концерте также приняли участие ведущая — музыковед Алла Ходакова и ассистенка и ученица Ольги Дмитренка — Мария Хвилько.
Ольга Дмитренко отмечает, что в ближайшие дни эту концертную программу услышат и киевские ценители органной музыки.
А в ближайшее время все желающие смогут посмотреть в интернете передачу, посвященную ее учителю — украинскому педагогу, музыковеду и органисту Арсению Котляревскому, которую она создает. В прошлом году исполнилось 25 лет со дня его смерти. Ольга Дмитренко говорит, что передача будет интересна всем ценителям органной музыки, поскольку, Арсений Котляревский был основателе украинской органной школы.
Читайте также: В Запорожье пройдет финал крутого международного конкурса
Фото Богдана Самойлова
Сообщение Запорожцы праздновали Рождество под чарующие звуки органной музыки появились сначала на Индустриалка — новости Запорожья.
Источник: http://iz.com.ua/zaporoje/zaporozhtsyi-prazdnovali-rozhdestvo-pod-charuyushhie-zvuki-organnoy-muzyiki
Мы в Telegram, наш Telegram bot — @zpua_bot, Мы в Viber, Мы на Facebook