Недалеко от берега Хортицы на глубине 6 — 7 метров лежат обломки сразу двух судов. Они датируются 1735 — 1739 гг. Изначально археологи думали, что там затонуло одно судно, но во время зимней мониторинговой экспедиции оказалось, что их два. Как рассказал на своей странице в Facebook запорожский археолог, заслуженный работник культуры Украины, кандидат наук, заведующий отделом охраны памятников национального заповедника Хортица Дмитрий Кобалия, речь идет об одном из самых маленьких объектов — шлюпке (ее тип нужно определить), а также о более крупной лодке — дубель-шлюпке или кончебасе (турецкое гребное одномачтовое судно, вооруженное легкой артиллерией). На плане хорошо видно, что мы имеем дело с двумя фрагментами, лежащими на достаточно крутом склоне. Отличаются эти фрагменты несколькими деталями. Первая из них, выполнена из дуба. Лежит она килем вверх, причем сам киль оторван и лежит рядом. Фрагмент заканчивается прямым ахтерштевнем (задняя оконечность корабля в виде жёсткой балки или рамы сложной формы — ред.) с хорошо видимой нижней рулевой петлей. Доски обшивки частично оторваны. Как и шпангоуты (достаточно тонкие и изящные) они дубовые. Правый борт лодки уходит в склон и вполне мог сохраниться лучше. Так ли это, способны ответить только раскопки. Там же под песком может лежать и транец. Небольшие размеры лодки указывают на ее принадлежность к более крупному судну , — говорится в посте. Кобалия отмечает, что малые суда имеют более древнюю историю нежели корабли. В период расцвета парусного флота они имели узкую специализацию, поэтому называть их просто шлюпками не совсем корректно. Наиболее крупные из них — лонги имели длину в половину киля самого корабля. Они несли свои паруса и даже артиллерию, не многом отличались ланчи, хотя эти родились в портах, узкие и красивые баржи и более крупные пинасы не утруждали себя перевозкой воды и матросов, их использовал только офицерский состав. Ну а на маленькой джоли отправлялся на берег только капитан , — написал археолог. Что касается второго фрагмента, то он представляет собой часть борта более крупного судна. По цвету досок видно, что сделано оно из сосны. Большая часть разрушенного корпуса находится в песке. Таким образом, вместо одной лодки имеем две. В нашей практике такое уже случалось. В 1999 году до подъема казацкой лодки все были уверены, что торчащий рядом с кормой нос говорит о ее разломе. Раскоп все удлинялся от кормы, и в конечном итоге дошел до носа, только уже другого. Так, рядом оказалась еще одна лодка. Ее модель мы делали в конце 2019 года , — добавил Дмитрий Кобалия. Напомним, у этого объекта есть условное обозначение СУДНО OD8 . СУДНО OD9 оказалось грузовым судном. Ширина судна могла быть около 3 метров, длина — более 13. После гибели корпус уткнулся носом в грунт, а кормовая часть была подмыта течением и разрушилась под собственным весом. Сейчас эти доски торчат над песком. Корабли, которые хранятся на дне Старого Днепра подробно опишут и внесут в реестр. Напомним, зимняя мониторинговая экспедиция на Старом Днепре проводилась с 25 февраля по 2 марта. Запорожские археологи вместе с коллегами из Одессы и Киева исследовали два судна, которые лежат на дне Днепра. Было обследовано и смоделировано 2 объекта. Они получили кодировку OD8 u OD9. Ранее мы также писали о том, что археологам предстоит исследовать корабль 1738 года, который почти 300 лет лежит на дне Днепра.
Источник: 061.ua Источник: https://www.061.ua/news/3089540/zaporozskie-arheologi-identificirovali-zatonuvsie-korabli-kotorye-issledovali-vo-vrema-zimnej-ekspedicii
Мы в Telegram, наш Telegram bot — @zpua_bot, Мы в Viber, Мы на Facebook