БИЗНЕС С ПОДСТРАХОВКОЙ
Мало кто из нас не примерял на себя образ бизнесмена. Некоторые даже делали первые предпринимательские шаги, далеко не у всех они оказывались успешными. Чтобы не стать героем истории типа: «Первый бизнес я открыл в 16, а прогорел в 16.30», на рынке существует несколько вспомогательных инструментов. Один из них – франчайзинг. Насколько он полезен и как им пользоваться нам рассказал Роман Кирилович, сооснователь компании «Франч», пионера на украинском рынке франшиз, главный редактор канала «FranchTV».
Обмен опытом
У большинства обывателей есть недопонимание, заключающееся в том, что многие считают франшизу неким подарком, предоставляемым вам с завязанным бантиком. Это далеко не так. Франшиза – это обычный бизнес, с которым вам помогают. Если вы считаете, что дело, за которое вы заплатили, будет работать без вашего участия, вы глубоко заблуждаетесь.
Грубо говоря, франшиза, это всего лишь алгоритм передачи информации (знаний) от тех, кто осведомлен в видении того или иного бизнеса тем, кто не в теме и не хочет рисковать, делая первые шаги в определенной области предпринимательства. Эта коммуникация позволяет преодолеть два основных страха начинающих бизнесменов. Первый, это незнание того, что и как делать для достижения результата, второй – это потраченное время на совершение ошибок, на которых, как известно, учатся.
По статистике 9 из 10 стартапов, закрываются уже через год после их запуска. С франшизой эта ситуация исправляется в обратную сторону. Исходя из моей практики, а это создание более 1000 франшиз, процент не успеха не более 20%. Т.е. если открывая бизнес самостоятельно, выживает только один из десяти, то с франшизой – восемь.
Покупая франшизу, вы получаете не только информационную поддержку на этапе открытия бизнеса, но и советы по ассортименту, предоставление данных о поставщиках (не редко сами продавцы франшизы являются поставщиками) и т.д. На любом этапе вы можете обратиться к франчайзеру (продавцу франшизы) с любым вопросом.
Конъюнктура рынка
Сегодня в Украине востребованными являются франшизы в ценовом сегменте до 20 тыс. долларов. Под этой суммой имеется в виду инвестиция в запуск бизнеса. Но, это не гарантирует «манны небесной». За эти деньги вы, скажем на примере кофейни, арендуете помещение, делаете в нем ремонт, покупаете оборудование, нанимаете персонал. Т.е. тоже самое, чтобы вы делали, запуская бизнес самостоятельно. В случае с франшизой у вас будет советчик, плюс бренд, у которого собственно вы и покупаете, в нашем случае, уже раскрученную марку кофейни. Кстати, самая популярная в Украине сеть кофеен развивается именно по системе франчайзинга. Франшизы, на самом деле, нас окружает повсюду. Это компании, торговые точки, рестораны и т.д., работающие по такому принципу. Просто обыватель это не замечает. По большому счету, простому потребителю это и не важно, главное чтоб было качественно, и желательно недорого. Но, если вы начнете задумываться о ведении собственного бизнеса, обязательно обратите внимание на подобные реалии сегодняшнего дня. Самый яркий пример успешного развития сети по принципу франчайзинга – это «Новая почта». На сегодня у этой компании более 3000 отделений по Украине, практически все они открыты в качестве франшиз. Только за последний год было открыто более 1800 новых точек доставки почты, из которых 75% запустились в сельской местности.
Если говорить о конкретных нишах ведения бизнеса, то на сегодня самые популярные в Украине франшизы связаны с открытием точек общественного питания, фаст-фуды, мини-пекарни, те же кофейни. На открытие одной такой точки требуется от 10 до 20 тыс. долл.
Советы бывалого
На самом деле, качественных франшиз на украинском рынке не мало. Перечислять и выстраивать их в некий рейтинг, ссылаясь на мой семнадцатилетний опыт в данной области, можно долго. Но, дабы нас не обвинили в продвижении той или иной марки (бренда), лучше я попробую поделиться советами по выбору франшизы.
Для начала определитесь со сферой бизнеса, в которой вы хотите себя попробовать. Тут нужно обращать внимание не на конкретную компанию, а отрасль, у которой есть будущее. Если вы согласны с тем, что люди никогда не престанут кушать хлеб, обратите свой взор на мини-пекарни. На этом рынке много предложений франшиз.
Если Вы любите проводить время с детьми, и, естественно, человеческий род не прекратит свое продолжение, то можно попробовать себя в сфере детского воспитания. Сейчас на украинском рынке стремительно развиваются направления предоставления детских услуг. Это образовательные центры, группы всестороннего развития ребенка. За последние четыре года в этой области выросла одна из самых успешных сетей – детский центр ментальной арифметики. В которых детей учат быстро соображать, по методике придуманной японцами несколько веков назад. На данный момент у них успешно функционируют 912 центров в 22-х странах Мира. То, что родители всегда будут вкладывать деньги в своих детей, главная составляющая успеха этого направления в бизнесе.
Так же как люди никогда не перестанут есть хлеб и рожать детей, худо бедно им придется и одеваться. В нише недорогой одежды также востребованы сегодня франшизы. Но, тут нужно правильно понять сегмент вашего потенциального клиента и определиться с более-менее адекватным средним чеком. Уж очень дешевой одеждой, я бы не рекомендовал торговать.
Сам себе работодатель
С выбором ниши на рынке, нужно определиться с конкретными предложениями от продавцов франшиз в данном сегменте.
Особенность покупки франшизу в том, что вы покупаете себе не модный гаджет, а будущее рабочее место. Поэтому на следующем этапе нужно правильно выбрать бренд, под маркой которого вы планируете работать.
Здесь особых советов нет, т.к. информации о продавцах франшиз в избытке, как на собственных ресурсах продавцов, так и на специализированных порталах. Единственное, я бы рекомендовал общаться сразу с несколькими франчайзерами, анализируя их предложения.
Что вы в праве от них запросить? Конечно, презентацию их предложения и финансовую модель. Здесь важно увидеть конкретные цифры, сколько вы должны будите вложить, сколько удастся заработать и за кокой срок вернуть свои инвестиции. Так же важно знать, сколько уже открытых франчайзенговых точек у этого бренда. Если таковых аж ни одной, то и нет смысла рисковать, становясь первым, дабы на вас тренировались. Менее рискованно присоединятся к уже раскрученным сетям. Но, это не значит, что начинающие не стоят вашего внимания. Анализируйте все! Обязательно посетите точку, которая уже работает под тем или иным брендом, дабы убедится все ли так, как рассказывают вам. Действительно ли там есть очередь, соответственно совпадает ли объемы продаж с обещанным. Как правило, франчайзеры дают контакты тех, кто уже работает под их маркой. Если, они их скрывают, делайте выводы сами.
Далее уже посещайте головной офис франчайзера. Смотрите, чтоб это была не биржа по продажи франшиз, а компания, заинтересованная в собственном росте и, соответственно, в вашем бизнес успехе. Обратите внимание на персонал, с которым вам придется общаться. Бывают случаи, что после продажи франшизы (передачи логотипа и фирменного стиля), коммуникация с головным офисом просто пропадает.
Все эти вопросы закроются, когда вы пообщаетесь с несколькими предпринимателями, уже работающими под той или иной маркой. «Гугл в помощь» в подобных случаях не всегда работает. Т.к. в сети много хейтеров, которые за деньги обливают грязью конкурирующие фирмы, описывая якобы свой неудачный опыт работы с брендом. Конечно, если таких отзывов много, то стоит задуматься.
Обратная сторона франшизы
Денис Крамар: Нужно понимать, что помимо преимуществ работы с франчайзером, вы покупаете и обязательства. Такие как соблюдение стандартов, которые вам предоставляют. Несмотря на то, что отношения во франчайзинге партнерские, вы не полностью свободны в ведении бизнеса. Например, нельзя торговать «левым» ассортиментом, нарушать ценовую политику, по-хамски обращаться с клиентами.
Была история, в одном из курортных городов, покупатель франшизы сэндвич- бара, начал приторговывать пловом. Т.к. его точка находилась на набережной у моря, и люди в курортный сезон на аппетит не жаловались. Это вес равно, если б в Макдональдзе торговали «кровянкой». Подобные случаи, пресекаются на корню.
Сегодня в Украине франшиза – это товар. Соответственно, на этом рынке есть конкуренция, которая приводит к улучшению качества предлагаемого товара. Одним из таких маркетинговых ходов, некоторые продавцы подписывают гарантии окупаемости вашего будущего бизнеса, что-то предоставляют бесплатно. И вы вольны выбирать лучшее предложение для себя.
Артур ГАТУНОК, известный запорожский бизнесмен, ресторатор:
“Франшиза – это достаточно современный и качественный инструмент для начинающих и для стремящихся развиваться бизнесменов. Это, в первую очередь, передача компанией, добившейся на рынке определенного успеха, своих визии, миссии и ценностей сторонним людям. Именно эти три критерия, понимание их – являются стратегическими для любого стартапа. Если визия, миссия и ценности бизнесмена не совпадают с визией, миссией и ценностями клиентов, этот бизнес заведомо проигрышный. Именно франчайзинг предлагает вам приобрести эти «три кита», на которых стоит любой бизнес.
Франшиза позволяет минимизировать риски и финансовые потери, которые неизбежны при создании бизнеса. Поверьте, я знаю, о чем говорю. Ведь на заре своей предпринимательской деятельности я потратил немало средств и времени, для приобретения так необходимого сегодня опыта. Но, при многих плюсах, я бы не назвал франшизу – догмой. У меня был подобный опыт и я бы не назвал его успешным. Покупка готового бизнеса, это далеко не все. Если вы не пропустите через себя и не будете исповедовать те ценности, которые вы, по сути, купили, результатов ждать не стоит. Покупая франшизу, например Макдональдз, вы должны знать их основные ценности. А именно, локация, скорость обслуживания стоят у них на первом месте и уже потом – еда. Так вот, если, работая под этим брендом, вы захотите удивить клиентов, скажем, мраморным стейком, вас, мягко говоря, не поймут. Для успеха, вы должны полностью проникнуться идеалами, которые проповедует ваш франчайзер.
На данный момент в основном мой бизнес успешен, но я не вижу большого дохода от постановки его на рельсы франчайзинга. Ведь, предложить на рынок хорошую франшизу стоит больших затрат, в том числе интеллектуальных, подкрепив бизнесом с большим запасом прочности. На данный момент у меня нет таких стратегических задач. А заполонять рынок, и без того наполненный «сырыми» франшизами, я не вижу смысла.
Если Вы новичок в бизнесе, то мой вам совет, однозначно – франшиза, которая даст вам понимание рынка, клиента, бизнес модели предприятия и т.д. Оглядываясь назад на свой первый ресторан, я бы отдал предпочтение франшизе. Но, надо понимать, что хорошая франшиза дешевой быть не может”.
Источник: https://subbota.ua/news/98510/zaporozhskie-biznesmeny-rasskazali-o-tonkostjah-franshizy
Мы в Telegram, наш Telegram bot — @zpua_bot, Мы в Viber, Мы на Facebook