За один год собирались построить мост, концертный зал и целый квартал проспекта
13 февраля 1921 года 165 депутатов собрались в Народном доме на первый пленум Александровского горсовета. Эта дата и считается днем рождения Запорожского горсовета — сегодня ему исполнилось 100 лет.
Народный дом многие запорожцы знают как бывший кинотеатр имени Ленина.
Эпохальную дату можно преподнести традиционно — сравнить Александровск-1921 с Запорожьем-2021 и расписать, как «за прошедшие 100 лет в городе появилось…». Мы же решили по-другому — взяли и рассмотрели из этого века один год — 1950-й. Горсовету тогда было 29 лет.
Итак, февраль 1950 года. Заместитель председателя исполкома Запорожского городского совета депутатов трудящихся И. М. Кострубов (заместитель мэра по-теперешнему) в интервью газете «Большевик Запорожья» излагает, что будет сделано в городе до конца года по части благоустройства. Так сказать, к 30-летию горсовета.
Из этого интервью мы взяли дословные фрагменты, читаемые как тезисы, снабдили их архивными и современными фотографиями и теперь предлагаем вашему вниманию. Смотрите, вспоминайте, что из задуманного удалось, а что не вполне. И можете сравнить былые масштабы с нынешними, когда даже вывоз веток считается одним из достижений за год.
И, читая о планах на 1950-й, не забывайте, что в это же время шло строительство мостов Преображенского, возрождение Днепрогэса. «Запорожсталь» была восстановлена в 1949 году, тогда же был изготовлен первый трансформатор на новом трансформаторном заводе.
Но и учтите, что работать на условиях 1949 года сегодня никто не будет.
Итак, слово товарищу Кострубову.
«Одним из центральных объектов благоустройства явится строительство первой очереди главного городского коллектора. Он протянется по берегу реки Днепр от Больничного городка на Вознесенке до железнодорожного моста в Дубовой роще (Больничный городок на Вознесенке — это район нынешней улицы 12 Апреля. — iz). С пуском коллектора все нечистоты, отработанные промышленные воды, попадающие самотеком в Днепр и загрязняющие его, будут выводиться за черту города. На строительство этого сооружения ассигновано 3 миллиона 700 тысяч рублей».
Летом 2013 года коллектор прославился аварией, из-за которой нечистотами залило Дубовую рощу, а в пруду произошел массовый замор рыбы.
ЧП случилось на участке коллектора, выведенном из эксплуатации в 1987 году. Перемычка, отделяющая его от нового коллектора, сгнила, хлынули стоки, и старый коллектор вырвало наружу.
«Ажурная ограда украсит сквер на проспекте Сталина».
Проспект Сталина, как вы наверняка знаете, это нынешний Металлургов.
Шары, попавшие в кадр на этих снимках, и есть элементы той самой ажурной ограды.
А вот как это выглядит сейчас.
«Вместо фонарей, подвешенных на растяжках, на проспекте Ленина и проспекте Сталина, улицах Кагановича, имени 12 Декабря и других будут установлены красивые светильники».
Действительно, посмотрите на фото 1950-х годов ниже — запорожские светильники здесь реально стильные.
А так они вписывались в архитектурный ансамбль города (кстати, подобные фонари можно видеть и на фото проспекта Металлургов выше — там, где едет троллейбус).
А вот какой стиль у нас теперь (см. ниже).
Но вернемся в 1950-е годы. Была такая утопающая в зелени улица Парковая (сейчас Парковый бульвар). Среди деревьев не терялись и своеобразные светильники.
Спустя 65 лет — на фото ниже.
Упомянутая старым чиновником улица Кагановича — теперь Трегубенко (а побывала еще и Фестивальной), а 12 Декабря — нынешняя Богдана Хмельницкого. Фонари на Хмельницкого теперь так себе, а вот огни соседней «Славутич-Арены» во время матчей видны даже с Хортицы.
«32 500 квадратных метров нового асфальта покроют мостовые и тротуары 6-го поселка».
1950 год. 3-летний Володя Грицай с 6-го поселка (будущий профессор ЗГИА) выруливает не иначе как для тестирования свеженького асфальта.
«Троллейбус пойдет по проспекту Ленина до плотины… На строительство линии ассигновано 1 миллион рублей».
А всего лишь за два месяца до того запорожцы встретили первый троллейбус, как дикари.
1958 год. Монтаж троллейбусной линии на проспекте.
Теперь у нас по проспекту троллейбусы и на аккумуляторах ездят.
«У трамвайной остановки «Мостовой переход» будет выстроен красивый архитектурно-оформленный путепровод. Это — городского типа широкий мост, по которому одновременно смогут передвигаться трамваи, автомашины, пешеходы. Раскинувшись над железнодорожной веткой, он явит собой вступление проспекта Ленина в Вознесенку».
Вот это и было «вступление проспекта в Вознесенку».
Сквер между проспектом Металлургов и улицей 12 Апреля (тогда еще Стадионной) в 1950-е годы. Сзади видны колонны над «красивым архитектурно-оформленным путепроводом».
Мы теперь и не задумываемся, что когда-то запорожцы мечтали об этом мосте, по которому «одновременно смогут передвигаться трамваи, автомашины, пешеходы». Со временем появились еще и троллейбусы. Трамваи, правда, уже 17 лет не ездят.
«Рядом с этим мостом у трамвайного пути расположится новый 79-й квартал, застроенный 5-этажными домами общей жилой площадью в 22 000 квадратных метров».
Вот он, 78-й квартал.
Узнаёте? А как выглядели его строители, можете посмотреть здесь.
«От аэропорта гражданского воздушного флота до Шенвизского моста Ореховское шоссе на всем своем протяжении будет покрыто асфальтом».
Аэропорт находился в районе нынешней развилки, Ореховское шоссе — теперь улица Космическая, а Шенвизский мост — это мост в районе автовокзала.
Где-то здесь был аэропорт. Теперь везде асфальт, а тогда даже взлетная полоса была грунтовой и раскисала после дождя. А куда можно было долететь из Запорожья в 1949 году, смотрите здесь.
«По улице Карла Либкнехта будет проложен второй путь шоссейной дороги, замощенной брусчаткой. Эта дорога пройдет от улицы Франко до трамвайной остановки школы имени Пушкина».
Улица Карла Либкнехта — нынешний участок проспекта от площади Пушкина до Транспортной площади.
Школа имени Пушкина стояла на месте нынешнего Дома печати, во время войны была разрушена.
Запорожская брусчатка (вдали виден Театр имени Щорса (Магара). Любопытная деталь: деревья справа — это еще не край проспекта, а только его середина. За ними и был «второй путь», а такой бульвар тянулся по проспекту от площади Свободы до площади Пушкина. Фото 1962 года.
Вот здесь планировали мостить брусчатку и здесь была аллея.
«С потеплением развернутся работы по приведению в порядок сквера «Индустрия». В центре его начнется строительство летнего кинотеатра на 250-300 мест, аллеи пополнятся скамьями, украсятся светильниками».
В сквере «Индустрия», который мы больше знаем как сквер возле Малого рынка, с кинотеатром не сложилось. Зато там на ненадолго поставили памятник Ленину со Сталиным.
«По улице Мопра пройдет линия трамвайного пути протяженностью 3 километра. Новый маршрут потребует дополнительного выпуска на линию трамвайных поездов. Эта задача разрешится благодаря полученным в нынешнем году еще 20 трамвайным вагонам».
Вы наверняка не в курсе, что МОПР — это Международная организация помощи борцам революции, а улица Мопра — это улица Иванова до 1965 года.
Трамвайная остановка «Улица Освобожденная». 1955 год. Вдали виднеется башня со шпилем на доме по улице Мопра (Иванова). Железнодорожного моста «Мотор Сичи» еще нет.
Говоря о трамвайных перспективах и 20-ти новых вагонах, товарищ Кострубов знал, о чем говорит, ведь ранее он был директором Трамтреста. Для сравнения: в 2021 году в Запорожье планируют собрать 3 трамвая, купить 12 европейских вагонов и капитально отремонтировать 3 вагона.
Партия ленинградских трамваев для Запорожья (фото из газеты «Большевик Запорожья» за 1948 год). Ранее мы уже подробно рассказывали об этих и других деревянных трамваях в нашем городе.
И еще одно фото из «Большевика Запорожья».
«Это будет в 1950 году, — обещает газета 15 февраля того же года. — В этом году наш город обогатится еще одним крупным очагом культуры — киноконцертным залом, который будет сооружен на проспекте имени Ленина, в новой части Запорожья. На этом снимке мы видим проект этого красивого монументального здания».
В 1950 году, правда, не получилось. Киноконцертный зал построили только в 1953-м. А что вы хотите: фото в газете появилось на странице с предвыборной трескотней (12 марта должны были пройти выборы в Верховный Совет СССР). А предвыборные обещания они и при Сталине предвыборные обещания.
Автор: Владимир Фризько
Фото: Александр Прилепа, Глеб Секиринский, архив «Индустриалки», архив Николая Хилова, архив Василия Вьюникова, архив Елены Семеновой, архив Анны Федорченко, архив Андрея Приймы, reporter-ua.com
Читайте также: Каким видели сегодняшнее Запорожье 70 лет назад — фото
Сообщение Запорожскому горсовету исполнилось 100 лет: как менялся город при сталинских «слугах народа» появились сначала на Индустриалка — новости Запорожья.
Источник: http://iz.com.ua/zaporoje/zaporozhskomu-gorsovetu-ispolnilos-100-let-kak-menyalsya-gorod-pri-stalinskih-slugah-naroda
Мы в Telegram, наш Telegram bot — @zpua_bot, Мы в Viber, Мы на Facebook