В Запорожье отпраздновали 250-летие выдающего немецкого композитора
В Запорожье отметили 250-летие со дня рождения великого немецкого композитора и пианиста, последнего представителя «венской классической школы» Людвига ван Бетховена.
К этой дате в концертном зале имени Глинки устроили концерт. Произведения, которые веками играют музыканты во всем мире, — прозвучали в исполнении академического симфонического оркестра под управлением главного дирижера, народного артиста Украины Вячеслава Реди. Во втором отделении на сцену вместе с оркестром вышел пианист, народный артист Украины Юрий Кот (Киев).
Бетховена считают ключевой фигурой классической музыки в период между классицизмом и романтизмом. Он писал свою музыку во всех существующих в его время жанрах, в том числе: оперы, хоровые сочинения и музыку к драматическим спектаклям.
По словам Вячеслава Реди, Бетховен для всех музыкантов — эталон для подражания.
— Бетховен — это воплощение ритма, мужества, но в тоже время, — у него много лирических моментов. Критики в свое время говорили, что у него нет мелодий, но это — неправда, — отметил Вячеслав Редя.
— Бетховена, в першу чергу вважають симфоністом. Симфонії, яких він створив девять, — це його найбільш величні досягнення. Бетховен був людиною, яка відчувала, страждала, кохала, була щасливою, розчарованою. Він добре передав це в музиці. Бетховен вважається більше класиком. Його останні твори, вже коли він втратив слух, — пішли в якісь нові сфери, можливо, вплинули на більш пізню романтичну музику, — считает Юрий Кот.
Самыми значительными в творчестве Бетховена считают инструментальные произведения. Это сонаты, концерты для фортепиано, концерты для скрипки, квартеты, скрипичные и виолончельные сонаты, симфонии и увертюры.
В первом отделении концертной программы симфонический окрест исполнил Симфонию № 8, написанную Бетховеном в 1812 году. Спустя два года в Вене состоялась премьера произведения, которое сразу же завоевало признание публики.
— Симфония № 8 — необычная. Во второй части Бетховен позволил себе пошутить. Она посвящена венскому пианисту и механику Мельцелю, который изобрел метроном. Вся часть — как часики, она искрится, написана с юмором, — говорит Вячеслав Редя. — Конечно, на таком репертуаре, как Бетховен, нужно воспитывать оркестр. Каждый музыкант должен знать все симфонии Бетховена. Это дает чувство ансамбля, ритма, меры в динамике. Наши зрители сегодня услышали современное звучание. Если мы послушаем мастеров прошлых лет, — это совершенно другие темпы, более спокойные, весомые. Мы попытались в процессе репетиций все видоизменить и осовременить Бетховена в смысле ритмов, темпов. Думаю, музыка Бетховена будет звучать вечно.
Также со сцены прозвучал Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Это произведение композитор создал в период с 1804 по 1807 года. Бетховен первым в истории музыки написал фортепианный концерт, в котором вступление исполнял не оркестр, а пианист. Короткая фраза словно настраивала слушателей на медитативный лад. Для того времени это был очень необычный прием.
Впервые публика услышала произведение в 1808 году в исполнении самого автора. Это было последнее выступление Бетховена в качестве пианиста. После премьеры концерт для фортепиано с оркестром № 4 ни разу не исполнялся при жизни автора.
— Если мы будем говорить о Концерте № 4 — это не соревнование (с итальянского concerto — состязание (голосов). — Ред.), это диалог между пианистом и оркестром. Я бы даже сказал, что это — диалог человека с социумом. Об этом как раз вторая часть. Сначала мы слышим конфликт, потом — согласие. Концерт № 4 — это молитва. Все человеческое есть в этой музыке, — рассказывает Вячеслав Редя.
— Це унікальний твір. Завжди його граю з великим задоволенням. Це не типовий Бетховен. Ми його завжди пам’ятаємо, як людину, яка створили Патетичну сонату, Аппассіонату, Симфонію № 5. А цей концерт — більш ліричний, це така собі лірична сповідь. Бетховен мав добре почуття гумору, це відчувається у третій частині. Ось ці контрасти трагічного, яке переважає в другій частині, а потім гумор та народні веселощі в тертій — в цьому сила Бетховена. Він ніколи не буває однаковим, постійно працює на контрасті, він завжди є цікавим і публіка завжди з захопленням його слухає, — отмечает Юрий Кот.
Оба произведения, которые прозвучали в концертной программе, Бетховен написал уже тогда, когда с ним случилась трагедия. В 1796 году он стал терять слух. Для пианиста и композитора это был настоящий удар. Он хотел покончить с собой, но позднее смирился и продолжил создавать музыку, которая до сих пор звучит во всем мире.
— В музеї Бетховена, що розташований у німецькому місті Бонн, на його фортепіано знаходяться, здається, деревні трубки, які він одним кінцем ставив в деку фортепіано, а іншим — собі в уста. Він не чув звуки, але він намагався хоча б відчути вібрації. Я думаю, це надзвичайно тяжко для музиканта, для композитора, який не може перевірити в реальному звучанні, реальному часі те, що він створив, — говорит Юрий Кот.
В конце января Юрий Кот отпраздновал свой день рождения, а также недавно он получил звание народного артиста Украины. От имени областной филармонии с этими приятными событиями музыканта поздравила генеральный директор Ирина Конарева.
Вячеслав Редя рассказывает, что в этом году в честь 250-летия со дня рождения Бетховена симфонический оркестр сыграет еще несколько его произведений, в том числе симфонии.
Читайте также: В опальной запорожской библиотеке создали оригинальную фотозону для влюбленных
Фото Богдана Самойлова
Сообщение Запорожскую публику познакомили с лирическими произведениями Бетховена появились сначала на Индустриалка — новости Запорожья.
Источник: http://iz.com.ua/zaporoje/zaporozhskuyu-publiku-poznakomili-s-liricheskimi-proizvedeniyami-bethovena
Мы в Telegram, наш Telegram bot — @zpua_bot, Мы в Viber, Мы на Facebook