После войны, несмотря на железный занавес, иномарки в Запорожье никого не удивляли
«Конечно, была», — ответит на вопрос, вынесенный в заголовок, современный читатель, который уверен, что автомобили были всегда, а пробки на мостах Преображенского появились в первый же день их существования.
«Конечно, не было», — ответит другой современный читатель, который уверен, что при Сталине и автомобилей-то еще не было, а по мостам Преображенского поначалу ездили на телегах, запряженных лошадьми.
Попробуем разобраться. А опираться будем на интересные источники — запорожскую рекламу 1940-х годов и старые фотографии. Реклама —» из газеты «Большевик Запорожья», фото — из архива редакции.
И что любопытно, в газетных объявлениях 1948-49 годов, так или иначе связанных с автомобилями, нам ни разу не попались легендарные полуторки или ГАЗ-51. Более того, иномарок в этих объявлениях оказалось больше, чем советских моделей.
Вот хотя бы такое сообщение.
«СМУ «Укрзаготстрой» в г. Запорожье производит реализацию неликвидов: тара разная (ящики, банки, бочки), различные инструменты, запчасти к автомашинам марок «ЯГ», «Додж».
Обращаться по адресу: ул. Комсомольская, 30, 2-й этаж, бухгалтерия».
Упомянутая здесь машина марки «ЯГ» — это, скорее всего, подзабытый ныне грузовик ЯГ-6, выпускавшийся в Ярославле в 1936-43 годах (грузоподъемность 5 тонн).
Фото autowp.ru
А указанный в объявлении «Додж» — это, видимо, знаменитый американец Dodge WC-51, трудяга «Додж-три четверти», как его называли в СССР. Грузоподъемность этого внедорожника 750 кг, отсюда и 3/4(тонны). Но перегружали его во время войны нещадно, а он все выдерживал.
Фото waralbum.ru
Апрель 1945 года. Красноармейцы едут по Вене на «Додже» — в кузове какой-то груз, сверху 11 солдат, водитель, рядом пассажир, а сзади еще и два 120-мм миномета. И «Додж» держится.
А сколько же ему досталось раньше еще и военного бездорожья. Да и после войны американские «Доджи» еще долго служили в советском народном хозяйстве.
Фото waralbum.ru
О, тут еще пара человек на минометы подсели! «
А ниже — Dodge WC-51 на параде 9 мая 2011 года в Запорожье…
Фото Александра Прилепы
…и 9 мая 2012 года — тоже в Запорожье.
Фото Александра Прилепы
Кстати, «запорожский» Dodge WC-51 первый руководитель клуба ретротехники «Фаэтон» Леонид Хлевной нашел аж в Норвегии. И старина «Додж» преодолел путь через всю Европу в Запорожье своим ходом.
А это красавцы (и красавица) с 8-й автобазы треста «Запорожгражданстрой». 1950 год. А какой красавец на заднем плане! Да, видимо, «убитый», да, наверное, потрепанный еще на войне, но это же «Студебекер»! Легендарный Studebaker US6, чудом уцелевший и на фронте, и при тотальном возврате его собратьев на родину после войны. Фото редакции «Индустриалки» предоставил Леонид Косько.
«Студебеккеры» из американских поставок в транспортном резерве командования Красной Армии. 1944 год. Кто знает, как сложился бы исход второй мировой, если бы не эти «грузовики Победы». После войны кто-то из них очутился в 8-й запорожской автобазе.
Фото waralbum.ru
Однако, не все так прямолинейно оказалось с американскими машинами в Запорожье. После войны у нас были не только грузовики из США. Облпотребсоюз, к примеру, имел в своем распоряжении престижный легковой Plymouth. Правда, с ним решили расстаться, и 25 апреля 1948 года в «Большевике Запорожья» появляется такое объявление.
«Продаем легковую автомашину на ходу марка «Плимут». Обращаться: Запорожье, ул. Розы Люксембург, №32. Облпотребсоюз».
Фото Facebook
Может, это был Plymouth P-12 1941 года
Фото p15-d24.com
А, может, даже Plymouth 14C 1942 года.
Артель «Новая Заря» тоже продавала/меняла свою исправную легковую автомашину на грузовую. Модель, правда, в объявлении не уточняли.
А дальше — кое-что уже трофейное.
«Продается грузовая машина марка «Феномен» полутаротонная на ходу.
Справляться по адресу: Запорожье, 6-й поселок, комбинат «Текстовинит» против Ремеслен. училища №8».
Что же это за «Феномен» такой?
Фото autowp.ru
Был такой немецкий грузовик «Гранит-1500S» с 50–сильным мотором. Вот его и выпускала фирма «Феномен» из города Циттау. Всего эта скромная, в общем-то, фирма построила для вермахта около 5 тысяч автомобилей. А после войны, как видим, кое-что из них колесило и продавалось и в нашем городе.
Вот какой глубокий след оставила вторая мировая в автомобильной истории Запорожья.
Еще одна реклама из «Большевика Запорожья», касающаяся автодела.
«Межобластная аккумуляторная ремонтно-зарядная станция №3 Министерства промышленности средств связи СССР принимает в ремонт
и для зарядки аккумуляторов всех типов: автомобильные, электрокарные, тяговые, мотоциклетные, радио и производит монтаж и ремонт стационарных аккумуляторных батарей, заключает договоры с организациями, имеющими автотранспорт на профилактическое обслуживание и техническую консультацию.
Обращаться по адресу: г. Днепропетровск, ул. Комсомольская, 22, аккумуляторная станция №3, телефон 2-05».
Отсюда мы узнаём, что в 1949 году, оказывается, уже были автокары.
Заманчивая вакансия — солидная контора, престижная машина. Впрочем, шоферы требовались и в другую контору.
«Министерству внутренних дел СССР требуются на постоянную работу: горные инженеры, горные техники, учащиеся на курсы горных мастеров, шофера ІІ и ІІІ класса, токарь 7-8 разряда, ст. бухгалтера, зав. магазинами».
И далее мелким шрифтом: «рядовой и сержантский состав запаса, годный к строевой службе.
Об условиях справляться в отделе кадров в УМВД Запорожской области: ул. Р. Люксембург, №114, у т. Сидоренко, с 10 часов утра до 14 часов дня».
Спрашивается: какого дьявола МВД понадобились горные инженеры? Ответ, возможно, кроется в таких деталях: объявление о нехватке в МВД непрофильных кадров опубликовано 12 мая 1948 года, а почти тремя месяцами ранее — 21 февраля — постановлением Совета Министров СССР на МВД была возложена организация особых лагерей для «шпионов, диверсантов, террористов, троцкистов, правых, меньшевиков, эсеров, анархистов, националистов, белоэмигрантов и участников других антисоветских организаций». В 1948-50 годы в Красноярском крае возникли новые горные лагеря. Кто знает, может, как раз для них рабочих из числа «троцкистов» и «анархистов» хватало, а вот с инженерами и техниками была проблема.
Тут нелишне вспомнить, что в лагерях лесоповал называли «зеленым расстрелом», а горные работы — «сухим расстрелом».
А где же можно было выучиться на шофера ІІ или ІІІ класса, тоже нужных строгому ведомству? В том числе на автоучебном комбинате по улице Комсомольской, 11.
«Запорожский областной автоучебный комбинат проводит набор на курсы шоферов 3 класса, курсы трактористов и мотористов дорожных машин, а также курсы повышения квалификации шоферов с 3 на 2 и 1 классы. Учащиеся на курсах трактористов, мотористов и шоферов обеспечиваются стипендией в размере 260 руб. в месяц. Обучение бесплатное.
За справками обращаться в города: Мелитополь, Пологи, Осипенко, Большой Токмак и Запорожье — Комсомольская, 11».
А вот ничем не приметное, но, тем не менее, поразительное объявление.
«Продается легковая автомашина «Москвич» (на ходу). Обращаться по адресу: гор. Запорожье, ул. Украинская, дом 4».
И в чем же здесь поразительность? — спросите вы. А в том, что вся реклама, которую мы видели до сих пор, исходила от организаций. А здесь — неужели частник? Да еще и спекулянт? Ведь в условиях жуткого дефицита даже б/у машину можно было выгодно продать.
Кстати, Москвич-400 в конце 1940-х годов стоил 8000 рублей (по другим данным — 9000), «Победа» — 16000 (с брезентовым верхом 12000).
А вот с зарплатой разобраться сложно. Если говорить очень уж условно, то средняя зарплата в 1950 году в СССР, вроде бы, была 646 рублей. Стипендия учащегося автокомбината, как мы видели выше, составляла 260 рублей. Штраф за безбилетный проезд в запорожском трамвае — 3 рубля.
Но дело даже не в деньгах. Советский человек не мог просто так придти с ними в автомагазин и запросто купить понравившуюся ему машину. Надо было обращаться с заявлением по месту работы, там решали, достойны ли вы… нет, не купить машину, а всего лишь попасть в очередь на нее. И ждать несколько лет.
А тут вот вдруг без напряга: «Продается «Москвич». Что, вот так запросто обратиться на «ул. Украинскую, дом 4» и никаких проблем? Невероятно!
Это фото сделано значительно позже — в 1960 году, но в том беспрецедентном объявлении к продаже предлагали, очевидно, такой же Москвич-400. На снимке возле семейного автомобиля 4-летняя Наташа — дочка начальника котельного цеха ЗТЗ Николая Ветошкина. А фото редакции «Индустриалки» предоставила ее мама Ида Ветошкина.
А посмотрите, какой болид у 5-летнего Володи с 6-го поселка! Это ему папа Петр Гуменюк-Грицай такой соорудил (причем уже второй!) в 1952 году. Фото из архива «Индустриалки».
Так что правы читатели, которые уверены: автожизнь в Запорожье при Сталине была. И, как видим, с интересными нюансами. А вот насколько бурной она была, можно судить по этому фото вечно запруженного теперь перекрестка на Металлургов. Таким он запечатлен в 1951 году. Фото нашей редакции предоставил Василий Васильченко.
Но сегодня у нас День не только автомобилиста, но и дорожника. Поэтому вот вам и дорога.
Подпись к этой газетной фотографии 1949 года — традиционно по тем временам пафосная. «В образцовом порядке содержит свой участок межколхозной дороги артель «Коммунар» Гуляйпольского района. Она регулярно проводит ее ремонт, тщательно ухаживает за лесонасаждениями. На снимке: участок межколхозной дороги на пути из Гуляйполя в с. Верхнюю Терсу».
Кто-нибудь из вас теперь не ездил из Гуляйполя в Верхнюю Терсу? Можете поделиться впечатлениями: как там сейчас, дотягивает дорога до уровня 1949 года? А то многие наши трассы, такое впечатление, так и остались, словно после бомбежек.
Автор: Владимир Фризько
Читайте также: День автомобилиста: на чем ездили в Запорожье в середине ХХ века — фото
Источник: http://iz.com.ua/zaporoje/den-avtomobilista-byila-li-avtozhizn-v-zaporozhe-pri-staline
Мы в Telegram, наш Telegram bot — @zpua_bot, Мы в Viber, Мы на Facebook